Получи документы

Конфликты старшеклассников с родителями

ольга дуда
Конфликты старшеклассников с родителями

Первые и самые значимые люди в жизни ребенка, безусловно, родители. Их влияние - сильнейшее и всеобъемлющее. Стиль воспитания в семье накладывает неизгладимый отпечаток на личность. Сопоставив уровень самоуважения молодых людей с условиями семейного воспитания, психологи пришли к выводу, что наибольшей самоуважением обладают те из них, родители которых соединяли теплое эмоциональное отношение к детям (моральная поддержка, преобладание положительных, поощрительных воздействий над запретами и наказаниями) с четко определенными правилами поведения, в пределах которых детям был предоставлен достаточный простор для собственной инициативы.

Публикация «Конфликты старшеклассников с родителями» размещена в разделах

Одна из главных особенностей юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Главная закономерность и острая проблема юношеского возраста - перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительной, но неуклонно растущей равенства.

Во многих семьях, особенно авторитарных, эта перестройка происходит болезненно и воспринимается родителями как непослушание, вызывающее поведение и т. д. Имея дело со своим ребенком ежедневно, многие родители говорит о том, что не могут найти с ним общий язык, договориться об успешном сотрудничестве. Возможно, одна из причин подобного незнания, непонимания заключается в том, что взрослые переносят представление о юноше, сложившееся из их опыта, на современного молодого человека. Но современный старшеклассник, который живет в динамичном, быстро меняющемся мире, испытывает на себе все положительные и отрицательные последствия социально-экономических реформ, уже не тот, что десять-пятнадцать лет назад. Бесспорным является положение о том, что в процессе становления личности развертывается сложная индивидуализированная система противоречий, характеризующая напряженность внутренней жизни человека, осмысление им окружающего мира, своего места в нем и своего отношения к нему, к окружающим людям, к самому себе. Противоречия могут обостряться и перерастать в конфликт, оказывающий влияние на все сферы личности. Изучению этого аспекта посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей: К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Л. И. Божович, П. Б. Ганнушкина, А. И. Захарова, М. М. Кабанова, В. Н. Мясищева, Е. Т. Соколовой; Э. Берна, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Хорни, 3. Фрейда и др.

Проблема взаимоотношений с родителями - одна из самых серьезных жизненных проблема взрослеющего ребенка. Независимо от возраста, то есть и в 11 лет, и в 17, и в 19, проблема, связанная с родительской домом, - эмоционально наиболее значима. Сущность этой проблемы заключается в отсутствии взаимопонимания между взрослыми и ребенком, а также в неумении найти способы понимания и согласия.

Юношеский возраст - трудный период психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Отстаивая свои новые права, молодой человек отгораживает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.

Одной из самых частых причин конфликтов между родителями и старшеклассником является двойственность родительского восприятия и отношения, отражающая реально противоречивый статус юноши в мире социальных отношений: еще не взрослый, но уже не ребенок.

Важной чертой, характеризующей личность юноши, появление устойчивой самооценки и образа «Я». На содержание образа «Я» влияют отношения в семье. От внутренних семейных отношений во многом зависит самочувствие молодого человека.

Юноша не хочет быть больше только ребенком своих родителей, он хочет быть самим собой. В поисках своего «Я» юноши формируют свое общество, свою культуру. Они желают отличаться от взрослых вкусами, манерами, ценностями. Одновременно они желают равных со взрослыми прав и возможностей. Этот период связан с изменением поведения, появлением «трудного». Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те средства педагогического воздействия, которые ранее имели успех, сейчас перестают действовать.

Новый тип отношений с молодым человеком требует от взрослого признания его права на относительно большую самостоятельность и независимость, постепенного освобождения от мелкой опеки, излишнего контроля, назойливого руководства. Дистанция в общении, непонимание волнений своего ребенка, лишний контроль, недоверие со стороны родителей, требование безоговорочного послушания и другие негативные факты существенно влияют не только на отношения между родителями и детьми, но и на развитие личности старшеклассника, его самосознание, которая неразрывно связана с внутренним состоянием ребенка и взаимоотношениями его с окружающим миром.

Трансформация отношений родителей с взрослеющим ребенком, возмужал, происходит только в тех случаях, когда родители способны изменить «патронажный» стиль воспитания на отношение равноправного партнерства со своими детьми, взрослеют.

Несмотря на большое количество исследований в этой области,проведенных Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Месищевим, Ананьевым, И. С. Коном, А. М. Прихожаном, В. А. Авериным, Д. И. Фельдштейном, З. Фрейдом, Л. И. Божович, Н. В. Самоукиной и др., тема детско-родительских отношений не только не потеряла своей актуальности, но и требует регулярного возвращения к ней вследствие экономической, политической и социальной ситуации в нашей стране, постоянно меняется в критических условиях нашего общества, усиливая проблемы сегодняшних родителей и юношей.

Публикации по теме:

Детские конфликты В детском саду конфликтные ситуации неизбежны. В дошкольном возрасте детей важно научить находить компромисс, также важно отстаивать свою.

Фотоотчет «Сотрудничество с родителями»Фотоотчет «Сотрудничество с родителями» Это фото отчет с работе с родителями наших воспитанников. Работа с родителями проходит через различные виды деятельности: оформление группы,.

Фотоотчет: Развлечение с родителямиФотоотчет: Развлечение с родителями Цель: Формировать у детей и взрослых интерес к здоровому образу жизни. Задачи: - доставить детям радость и удовольствие от совместной с.

Консультация для родителей «Если случаются конфликты между детьми в семье» Конфликты между детьми случаются в семьях, где несколько детей. Причины, по которым может возникнуть такая проблема, разные. Ссоры между.

Консультация для родителей «Конфликты между родителями в детском саду» Конфликты в детском саду – это неизбежный элемент общения в коллективе, но большинство родителей не любят подобные ситуации и бывают вовлечены.

Консультация «Конфликты среди детей дошкольного возраста»Консультация «Конфликты среди детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст это сложный период становления ребенка, формирование его личности. Приходя в детский сад дети имеют разный запас знаний.

Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями»Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями» 23 марта 2018 года в нашем «Культурно-досуговом центре «Колос» в библиотеке прошло мероприятие «Лабиринт профессий», на котором происходило.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Субботник вместе с родителямиСубботник вместе с родителями Сегодня, 18 апреля, в нашем "Одуванчике" проводился субботник. На этот раз мы его решили провести вместе с родителями. Приглашали всех:.

Автор публикации:
Конфликты старшеклассников с родителями
Опубликовано: 31 января 2020 в 10:14
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД