Марина Белевцова
Эссе «Моя педагогическая философия» на конкурс «Педагог года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс «Педагог года-2018»
Номинация «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА»
«Моя педагогическая философия»
Белевцова. М. П. - воспитатель
На белом свете множество профессий,
Но воспитатель – лучшая из всех.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“ на конкурс „Педагог года“» размещена в разделах
У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть такая возможность, как постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда каждое утро, приходя на работу, видишь распахнутые навстречу глаза детей. А глаза ребёнка – это состояние души, в которых многое можно увидеть. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих - то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям. С раннего детства формирую такие черты характера, которые помогут ему стать человеком гражданином общества.
Для меня воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая неопознанная Вселенная, которую они открывают по частичке день за днём. Ты поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца, раскрываешься для них и для себя.
К. Гельвеций сказал: «Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
Хочется думать и рассуждать. Говорят, опыт приходит с годами. Полностью согласна с этим мнением. Я работаю в детском саду сравнительно недавно. Но, все-таки, постараюсь поделиться своими мыслями о профессии воспитателя, раскрыть смысл своей педагогической философии. Одни люди тяжким трудом обрабатывают землю, другие строят дома и дороги, третьи сажают деревья, украшая город парками и скверами, да мало ли нужных профессий. Мир стремительно изменяется. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, не подвластные времени, без них не может существовать, ни одно государство. Одна из таких профессий – воспитатель. У человека любой профессии обязательно были воспитатели, с их помощью он становился тем, кем он стал. Как измерить работу воспитателя? Ведь он не строит дома, не выращивает урожай, а соприкасается с тонкой материей, которая называется человек, которая наиболее хрупкая и ранимая, особенно в детстве. Воспитатель – это духовный наставник.
В своей работе я руководствуюсь правилами, без которых она не будет успешной: воспитание детей нужно осуществлять исходя из особенностей их темперамента, характера, взглядов, вкусов, привычек, с учетом возраста и способностей, но самым главным - является уважение личности ребенка, его права быть самим собой. Ребенок - это самая главная ценность в моей деятельности!
К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живёт в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни.
Профессию воспитателя нельзя назвать лёгкой. Она требует от человека много душевных сил, терпения и энергии. И когда человек становится взрослым, то он обязательно вспоминает своего первого учителя или воспитателя. Ту, которая учила его, как правильно держать ложку в руках, здороваться, делиться игрушками и т. п. Чтобы работать с малышами — нужно жить их детской жизнью, фантазировать вместе с ними, заботиться об их здоровье. И только тогда в группе будет порядок, взаимопонимание и взаимоуважение. Для маленького ребенка все важно в детском саду: и уют в группе, и красота игрушек, и взгляд, и слово воспитателя, и сверстник, даже солнце, которое светит в окно ярче обычного.
Делая первые шаги в профессии, я испытывала страх перед детьми, постоянно задавая себе вопросы: «А правильно ли я сделала, правильно ли сказала?» За полтора года работы в детском саду многому научилась: принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - бережнее относиться к детям. Воспитатель – это не просто педагог, а трудяга. Его мастерство – не счастливые находки, а результат кропотливого труда. Я нахожусь в постоянном поиске и не даю себе остановиться на достигнутом. Я обыкновенный педагог: не ждущий от судьбы ни почестей, ни наград. Мое счастье, как любого другого работающего, в том, чтобы увидеть плоды своего нелегкого труда. Профессия воспитателя это очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам. Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.
Все дети любят рисовать. Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. И я задумалась, что могу сделать я, чтобы рисование явилось источником хорошего настроения ребенка? Приносило бы детям только положительные эмоции? Как можно их раскрепостить, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге? И как можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков? Я нашла для себя очень много интересных идей и методик, которые применила в своей работе с детьми. "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста" - так звучит тема моего самообразования. Я твёрдо уверена, что проводимая мной работа с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов способствует формированию в детях уверенности в себе, в своих силах и способностях, позволяет не навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы, способствует сохранению непосредственности детского восприятия.
Я люблю свою нелёгкую, но интересную профессию и благодарю судьбу за возможность прожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я «расту», развиваюсь, проживаю самые счастливые годы!
И точно знаю, что выйдя за пределы детского сада, встречу улыбающихся родителей и детей, бегущих мне навстречу, услышу слова благодарности, поинтересуюсь успехами детей и попрошу родителей: «Берегите души ваших малышей! Не жалейте ласки и тепла, И любовь вернется к вам сполна!»
На свете разные профессии бывают,
Но лучше нашей не было и нет.
Ведь только воспитатель проживает
В чудесном детском мире много лет!