Валентина Молчанова
Детская исследовательская работа «Вода в моём доме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад села Кривцово Яковлевского района Белгородской области»
Конкурс практических природоохранных проектов
«Молодые защитники природы»
Тематическое направление проекта
«Мои первые шаги в экологии»
Тема работы : «Вода в моём доме»
Участники проекта:
воспитанница старшей группы Кузнецова Елизавета Павловна;
родители Кузнецова Ольга Николаевна
Кузнецов Павел Сергеевич;
Публикация «Детская исследовательская работа „Вода в моём доме“» размещена в разделах
- Вода в нашем доме, кране. Водопровод
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская деятельность
- Темочки
воспитатель старшей разновозрастной группы
Молчанова Валентина Ивановна
Кривцово
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Цель и задачи проекта
3. Этапы реализации проекта
4. Заключение
5. Литература
Введение.
Формировать осознанное отношение ребенка к природе и её ресурсам нужно с детства. А мы, взрослые, должны создавать благоприятные условия, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в окружающем мире первооткрывателем, испытывая радость от экспериментирования с объектом природы, открывая новое, выявляя в природе простейшие закономерности.
Вложить частицы культуры поведения в природе, учить понимать глобальные проблемы человечества, исследовать и воспитывать заботливое отношение к себе и окружающему миру; объяснить, что, разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью – это и является нашей главной задачей.
Особое значение для развития личности дошкольника, имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Обладание способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий.
В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Данный проект мы посвящаем воде - одному из главных компонентов нашей природы.
Вода — это вся наша жизнь.
Без воды все давно бы погибли!
Вода планеты, держись:
Пусть спасут тебя чистые ливни.
Мы тебя не оставим, родная,
Ни за что и уже никогда.
От Байкала и до Алтая
Мы спасём тебя, наша Вода!
Мы все хорошо знакомы с водой: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи; пуская в ручейке кораблики; плескались на речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше: познакомимся с разнообразием воды, зачем она нужна человеку, животным, всему живому. Задумаемся о том, сколько человеку необходимо воды; как мы можем помочь природе предотвратить экологическую катастрофу.
Начинается вода с понятия «капля», а заканчивается понятием «океан». От воды зависит жизнь людей, растений, животных. От человека - судьба воды на планете. Вода присутствует в сложных природных явлениях: гроза, радуга, метель, лёд. Человек должен научиться её видеть, обладать обширными знаниями о природных явлениях, свойствах воды и учиться рационально её использовать.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитанница старшей группы Кузнецова Елизавета (5лет, родители, воспитатель Молчанова В. И.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (01 по 20 марта 2017 года).
Актуальность выбранной темы: Вода - самый большой по объему потребления "продукт питания" в рационе человека. Вода- это универсальное вещество, без которого невозможна жизнь. Человек постоянно использует воду в своей повседневной жизни. Вода – непременная составляющая часть всего живого. В растениях содержится до 90% воды, а в теле взрослого человека – около 70%.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта: - показать, насколько важна вода для жизни человека ; - изучить места в доме, где нужно использовать воду; - выяснить, откуда и как вода попадает в дом; - выяснить, сколько нужно воды для той или другой цели; - показать, насколько важна вода для жизни человека; - посчитать, как расходуется вода в домашних условиях в семье; - предложить способы экономного расходования воды в домашних условиях;
- выяснить, как еще можно очистить воду в домашних условиях.
- выяснить, как нужно дома следить за чистотой воды;
- познакомиться с работой домашнего очистителя воды;
Объект исследования : пресная вода.
Предмет исследования : способы сбережения и очистки пресной воды.
Оборудование:
1. Фотоаппарат
2. Компьютер, со следующим установленным программным
обеспечением: текстовый редактор Microsoft Word
3. Интернет
Методы:
1. Самостоятельное обдумывание
2. Чтение книг
3. Поиск информации в Интернете и ее обработка
4. Наблюдение
5. Беседа со взрослыми людьми
6. Экскурсии
7. Объяснение
8. Рассматривание
9. Экспериментирование
Предполагаемые результаты:
расширять и углублять знания и представления детей о природном богатстве - пресной воде;
развивать познавательные умения через наблюдение и исследовательскую деятельность;
обогащать словарь дошкольников, развивать любознательность;
воспитывать бережное отношение к воде.
Этапы реализации проекта
Елизавета - активный, любознательный ребенок. Однажды она у папы спросила о том, как вода попадает в дом и сколько воды нужно для нашей семьи? Может ли вода когда-нибудь закончится? Что будет, если больше не будет чистой воды?
Поэтому мы решили вместе с родителями Лизы начать исследовательскую деятельность, чтобы она смогла найти ответы на свои многочисленные вопросы. Лиза с большим желанием и интересом включилась в исследовательскую деятельность и проведение различных способов очищения воды; вместе с родителями начала изучать пути попадания воды в дом и путешествие ее по трубам; с помощью наблюдений и расчетов с мамой выяснила, как и в каком объеме нужно экономить воду.
Подготовительный этап
* Поход в поселенческую библиотеку. Беседа с ведущим специалистом
Немыкиной Татьяной Викторовной. Подборка материала, пособий, литературы по теме.
* Проведение беседы с ребё нком в отношении расходования воды:
«Кому нужна вода», «Для чего нужно беречь воду», «Значение воды в жизни человека».
* Стихотворения о воде.
Вода — источник жизни,
Источник светлых дней.
Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей.
Напиться хочет каждый,
Ты реки береги,
Озера, океаны
И малые пруды.
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях- океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота –
Незаменимая наша вода.
Река, и озеро, и пруд.
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться.
Повсюду, всем вода нужна :
Она и кораблям важна,
Плывут, что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле.
И для людей, и для зверей,
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!
Вода ручьев. Она перед тобой —
То возле ног журчит, то в отдаленье.
В пустыне путник, отгоняя зной,
Ее увидев, станет на колени.
Вода немногословного ручья
С души усталость снимет и тревоги.
Вот снова фляга поднята твоя —
И не страшны суровые дороги.
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.
Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься -
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.
Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос?
О водичке все мы знаем
И утрем любому нос:
Это дождик и сосулька,
Белый снег и гладкий лед,
Ручеек и речка: каждый
Пусть запомнит и поймет.
* Чтение сказки о воде:
Б. Заходер «Как люди обидели реку»,
стихотворения С. Погорельского «Весенний ручеек»,
Л. Люшина «Капелька»,
Э. Мошковской «Капля и море»,
А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»,
Г. К. Андерсена «Дюймовочка».
*Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя».
Прослушивание музыкальных произведений о воде:
- детская песня Буль-Буль
- музыка на воде (Гендель Г. Ф.,
- звуки природы (Лесной ручей, Музыка дождя, Шум дождя, "Вальс
дождя").
Основной этап
Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.
С. А. Аксаков
• Название воды произошло еще с незапамятных времен и с того времени водой называют любую «живую» влагу, которая так необходима для жизни людей, животных и окружающей нас природы.
• Точного определения, почему воду назвали водой, не существует, так как каждый народ имеет свое название, которое определяет значение воды для окружающих.
Вода - главный «строительный материал» для всего живого на земле. На нашей планете вода это основа жизни. Все организмы состоят из воды. За всю свою жизнь человек выпивает примерно 25 т воды. Наша потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды всего 7-8 дней. Каждый день взрослому человеку нужно 2 литра питьевой воды. Наш организм плохо переносит обезвоживание. При потере 1 литра воды появляется ощущение жажды, усталость. Поэтому, когда мы болеем нужно обильное питье. Это помогает нашему организму бороться с недугом. Вода является основой всего, что мы пьем и едим.
Как вода пришла к нам в гости.
Откуда вода пришла к нам в дом? Об этом путешествии воды и пойдёт сейчас рассказ. Его рассказал Лизе папа.
Вода попадает в кран из скважины. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из скважины вода направляется в большую трубу с помощью насосной станции.
По ней вода идет до самой высокой точки - башни.
Из башни под давлением вода идет по трубам в дома и строения. При входе в дом на трубе стоит фильтр для очистки воды от грязи.
После очистки вода бежит по трубам к нам в дом. При открытии крана клапан приподнимается, а в освободившийся проход устремляется вода. Из большой трубы вода расходится в разные стороны по другим трубам.
Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи делают фильтры для воды, четвёртые ремонтируют краны.
Чтобы к нам пришла вода,
Потрудились небеса
Тучки на небе сгустились,
А затем они открылись
Капли с неба потекли
Получились ручейки
Ручейки сбежались в речку
«Здесь с волною будем течь мы!»
Переполнилась река,
Затопляя берега
Чтобы речка не бурлила
И дома не затопила
Это наш водоканал
Воду с речки забирал
Путешествует водичка
Чтобы мы умыли личико
Чтоб напиться мы могли
Применялось для еды
Без воды нам никуда
Потому и знаю я
Как она по трубам ходит
В каждый дом сама заходит
Только кран свой открути
Побежит струя воды
Вода в нашем доме
В нашем доме присутствует 5 точек использования воды. Это мойка, стиральная машина, ванная, туалет, раковина. Каждый день вся наша семья расходует воду из этих точек. Горячая вода греется у нас в электронагревателе. Соединение труб герметичное, чтобы ни одна капля воды, не пропала зря. Первая комната, в которую попадает вода к нам в дом – ванная.
Здесь вся семья моет руки, умывается, принимает душ, еще здесь установлена стиральная машинка и унитаз.
В квартире есть комната странная.
Она называется ванная.
Там краник приделан блестящий,
А в нём - водопад настоящий!
Время ванну принимать:
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется,
Ручки, ножки отмывать.
Спинку вымыть с мылом – братцем
И с мочалкою сестрой,
Нелегко воде порой,
Если ей не подчиняться.
Обижается водица –
Грязь не украшает лица.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать.
Дальше вода попадает в кухню, в которой установлена мойка.
Здесь мама готовит кушать, моет посуду.
Для приготовления пищи, питья мы наливаем в кастрюли и чайники
холодную воду.
Расход воды в нашем доме.
Мы решили выяснить, сколько воды расходуется на различные нужды. Мы в течение недели, используя измерительные приборы (емкости для воды различного объёма, вели наблюдение за расходом воды в доме. В конце каждого дня недели происходило обсуждение результатов наблюдений, фиксирование их. Совместно с родителями девочки мы составили таблицу, куда вносились результаты использования воды семьей Лизы из 3 человек: мама, папа и Лиза. Лиза вместе с мамой заполняла данные в таблице по схеме:
- для каких целей мы используем воду? (пьем, умываемся и моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, готовим пищу и т. п.) и сколько?
А еще родители Лизы рассказывали дочери о том, как можно экономить воду, как часто нам нужна вода, и о том, что без воды мы не можем прожить.
Они предложили Елизавете представить, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.
После наблюдения и проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, мы выяснили, что наша семья расходует воду умерено. Больше всего воды мы расходуем на поддержание чистоты в нашем доме, полив цветов и на другие нужды. Среднее количество уходит на гигиену собственного тела, а меньше всего воды нам надо на приготовление пищи и питье.
Мы все соблюдаем правила экономии воды:
• Не оставляем кран постоянно включенным при чистке зубов и умывания.
Стараемся включать его в начале и конце процедуры.
• Папа выключает кран во время бритья.
• Время пребывания в душе 5-7 минут.
• Во время приема душа вовсе не оставляем поток воды постоянным. Пользуемся водой в моменты ополаскивания и смывания пены.
• Заполняем ванну наполовину.
• Используем стиральную машинку по возможности при её полной загрузке.
Наш девиз: «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!»
А теперь пришло время ответить на вопрос Лизы: «Что будет, если кончится вода?»
Представьте, что однажды
От нас ушла вода,
Что без стихии водной
Мы б делали тогда?
Вода- самое распространенное вещество на земле, но запасы пресной воды не так велики. Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.
Поэтому нужно бережно относиться к имеющимся источникам, а также изыскивать новые источники.
В природе можно выделить несколько видов воды. Они различают по происхождению и по составу.
Очистка загрязненной воды.
Воду в домашних условиях можно очистить с помощью различных фильтров.
В основном это фильтры, купленные в магазине. Их ставят на трубы при входе в дом. Меняют эти фильтры по необходимости и мере загрязнения.
Чтобы проверить, чистую ли воду мы употребляем, мы налили в стеклянный стакан воду из крана и оставили её на ночь. Утром на стенках стакана был небольшой белый налет. Это говорит о том, что фильтр нужно менять, потому что он загрязнился. А может быть о том, что нужно найти более надежный и качественный.
А еще можно использовать фильтр для очистки воды вот такого плана. Заливая воду в стакан, она сразу же проходит через сменные фильтры и вытекает уже чистой. Такой фильтр Лиза видела в доме своей бабушки в селе Дмитриевка.
Но очищать воду в доме можно еще несколькими способами.
1. Отстаивание. Но при таком очищении цвет воды остается желтым, запах неприятным, вредные примеси и микробы остаются в воде. Такая вода может использоваться только для хозяйских нужд.
2. Кипячение. При таком способе очищения в воде погибают полезные вещества. Цвет, вкус и запах остаются прежними. Из кипяченой воды люди готовят пищу, и многие ее пьют.
3. Замораживание – долгий способ очистки воды. После замораживания в воде погибают вредные микробы, но нужно время, чтобы воду разморозить.
4. Фильтрование – это самый лучший способ очистки воды, оно делает воду более прозрачной, с приятным вкусом. Но не все фильтра очищают воду одинаково.
Заключительный этап
1. Вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Достаточно сказать, что в воде зародилась жизнь. Без нее не возможно существование животных и растений, не может развиваться промышленность и сельское хозяйство. Жизнь есть только там, где есть вода.
2. Мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди.
3. В ходе исследования Лиза узнала, что домашний водопровод– довольно сложный механизм. Вода проходит длинный путь, прежде чем попасть в кран.
4. Во время наблюдения, проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, мы выяснили, что наша семья расходует воду экономно - т. е. на бытовые и необходимые нам нужды. Больше всего воды мы расходуем на гигиенические процедуры, приготовление еды и питье. Среднее количество уходит на поддержание чистоты в нашем доме и на другие нужды.
6. Изучили несколько способов очистки воды в домашних условиях.
По итогам выполнения исследовательского проекта мы сделали для себя
следующие выводы:
Наша вода самая лучшая по вкусу и является настоящим кладом здоровья! Воду надо беречь и не тратить её просто так. Что может случиться с человечеством, если исчезнут запасы пресной воды- оно погибнет, поэтому уходя из дома надо всегда закрывать краны.
Полученные знания и представления о воде Елизавета усвоила, и применяет на практике, передает их своим сверстникам. Бережно относиться к использованию воды в доме.