Березкина Татьяна
Паспорт детско-родительского проекта по экологии для старшей группы «Зюзюка Зю и удивительный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт детско-родительского проекта
«Зюзюка Зю в удивительном лесу».
В год экологии (2017 г.) особое внимание в воспитательно-образовательном процессе уделялось ознакомлению с окружающим миром, неотъемлемой частью которого является мир природы и среда, созданная человеком, воздействие человека на природное окружение. Основы экологического воспитания закладываются в раннем возрасте. Если ребенка направить на мир добра и бережного отношения к окружающему миру, то он дальше будет следовать этой дорогой человечности. Чтобы заниматься экологическим воспитанием, совсем не обязательно иметь самые современные технические средства, главное, быть увлечёнными и вовлекать детей в интересную деятельность.
Публикация «Паспорт детско-родительского проекта по экологии для старшей группы „Зюзюка Зю и удивительный лес“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Очень важно, чтобы в процессе понимания и бережного отношения к природе включались родители. И благодаря детям – этого удалось достичь.
Как зародился наш проект?
На книжной ярмарке я увидела необычную книгу О. Васютинского «Зюзюка ЗЮ. Фея леса, или как вырасти». Листая страницы книги, я поняла, что она будет интересна детям, что на примере героев этой истории можно решать воспитательные задачи бережного отношения к природе.
Название предмета: «Зюзюка Зю и её удивительный лес».
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : долговременный (сентябрь – апрель).
Цель:
• Вызвать у детей интерес к окружающему миру через прочтение художественного произведения О. Васютинского «Зюзюка Зю. Фея леса, или как вырасти».
• Формировать реалистическое представление о природе, расширять знания детей о подземном мире (почва, насекомые, растения, деревья, кустарники, плоды деревьев, мох и т. д.).
• Дать представление о приспособлении растений и животного мира к сезонным изменениям. Воспитать у детей бережное отношение к природе.
Создание ситуаций:
• Знакомство с книгой, рассматривание иллюстраций, чтение первых глав;
• Создание проблемной ситуации.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
Сбор материалов (песок, глина, земля, камни, плоды деревьев и кустарников). Приобщение родителей к сбору необходимого материала. Участие детей – побуждение их к выбору главной героини сказочной истории.
Аня К. и Маша К. – принесли своих куколок и рассказали, почему из многих своих кукол они выбрали именно этих (характер героини просматривался).
Мама Саши В. – принесла дубок, кору дерева.
На прогулке мы собирали камни, мох, листья. Наблюдали за изменениями в природе осенью. Зюзюка Зю «поселилась» в нашей группе.
Чтение глав продолжалось.
2. Основной этап – продуктивная деятельность.
1) Лепка героев сказочной истории.
Мне очень захотелось вылепить кротика, ведь он же живёт под землёй. Я взяла пластилин. Вначале, вылепила тельце, потом голову, ушки, глазки, лапки, хвостик и зубки. Ещё я решила вылепить гриб-боровик, мухомор, лисичку. Всё это для нашей Зюзюки Зю. Пусть всё будет в удивительном лесу.
2) Изготовление макета «Подземный мир удивительного леса».
3) Задачи и вопросы в беседе о природе:
Расширять у детей знания о деревьях средней полосы: строение дерева, для чего нужны корни, от чего защищает дерево кора, как спят деревья, какой воздух в лесу. В следствии чего в основе нашего макета стал дубок, его корни мы опустили в прозрачную ёмкость, где уже слоями был насыпан песок, глина, земля, верхний слой почвы. На поверхности мы посадили кустики клюквы, траву, мох, жёлуди, грибы (лепка). Всего труднее было создать жителей подземного мира (грибницы, насекомые и т. д.)
4) Нашей основной задачей было совместная деятельность взрослого и детей.
Началом было – наши занятия:
• Обсуждение проходило за «круглым столом» вокруг макета;
• Каждый ребенок выбирает себе удобное место для работы
Партнёрская продуктивная деятельность со взрослыми сама по себе ценная для развития ребенка, развивается самостоятельная деятельность.
Например, Саша В. Дома выложила героев книги, принесла в садик и разместила в макете удивительного леса.
Также, Семён В. Сделал дома с мамой и старшей сестрой Евой свой макет «Зюзюкина Леса».
«Мы с мамой, Евой и Антоном ходили в лес. Набрали много интересных вещей (колючки, листья, каштаны, жёлуди, бересту). Я вылепил зелёную улиточку и начали строить для неё лес. Из колючек сделали ёлочку, из каштанов – 5 ежей, они несут из леса яблоки и грибы на иголочках. Шишка, которую мы привезли с моря, стала деревом. Из листьев тоже получились деревья: дуб и липа. Лес стоит на берёзовой коре (дерево упало и кора облетела, мы её принесли домой). У меня получился «Зюзюкин лес»!».
Рассказ мамы Семё на:
«Материалы для нашей поделки мы собирали в несколько этапов и в разных местах.
В один из выходных дней мы с детьми пошли в ближайший к дому лес. Майский ураган нанёс большие повреждения и сильно изменил облик леса – множество огромных деревьев повалено и вывернуто с корнем. Детей впечатлили стволы, по которым можно лазить, корни выше их роста и кроны, в которых можно сделать шалаши. Там Семён нашёл кору, отвалившуюся от поваленной берёзы. Еще они заметили, что многие деревья покрыты зелёным мхом. Он есть на живых деревьях и также продолжает расти на поваленных, с одного из них мы взяли несколько кусочков мха. Семён нашёл колючее растение и ещё мы собрали несколько листьев – их положили сушиться в книгу.
Также, в лесу мы собрали жёлуди, но они были крупные для нашей поделки. А вот в Черногории, где мы были на каникулах, оказалось много очень маленьких желудей – мы их привезли с собой. Также, Семён нашёл у моря сосновую шишку, что оказалось не так легко, потому что там сосны их почти не скидывают – если встать под кроной и поднять голову вверх, там просто черным-черно от множества шишек. Под пальмой Семён нашёл растение, похожее на чупа-чупс.
Каштаны вместе с колючей оболочкой мы собирали с Антоном на прогулке рядом с домом.
Таким образом, осмотрев всё наше «богатство», мы решили сделать ёжиков, собирающих урожай.
Дети заметили, как кора ха две недели успела подсохнуть и скрутиться в трубу, пришлось её надламывать. Она стала основанием для поделки, на ней мы разложили подсохший мох. Высушенные листья оказались похожи на мини-деревья, Семён отдал свою единственную сосновую шишку, потому что она очень похожа на ёлку.
Оболочки каштанов тоже изменились – из зелёных стали коричневыми, а колючки стали жёстче и поэтому Семён отказался их трогать. Он вспомнил, как лепили улиток в детском саду и слепил зелёную улитку, Ева слепила розовую. Потом Ева и я лепили головы и лапки ёжикам, Семён делал яблоки и листья и накалывал их на иголки, и даже решился и сделал одного ёжика.
Так у детей расширялись знания о птицах, зверях, о природных изменениях осенью, зимой, весной и летом, что в природе всё взаимосвязано.
А ещё у детей появилось желание делиться полученной информацией со своими сверстниками и взрослыми.
Например, прошло немного времени и наша воспитанница Таня Ш. принесла из дома свой макет осеннего леса, а Лера Н. – вылепила белку.
Так наш проект развивался и макет пополнялся новыми поделками.
3. Заключительный этап.
Была открыта выставка поделок детей для родителей группы, далее, все работы были представлены к наградам на конкурсе детского сада «Природа – наш родной дом».
Используемая литература.
1. М. М. Безруких и др. «Прочитай и отгадай, расскажи». Рабочая тетрадь по формированию связной речи у детей 5-7 лет. Изд. «Ювента». М. 2008
2. К. Ю. Белая и др. «Организация проектной деятельности в ДОУ». М. «Перспектива». 2013
3. Олег Васютинский «Зюзюка Зю. Фея леса, или как вырасти». М. 2017
4. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет». М. 2012
5. Т. Н. Гризик «Я и мир вокруг». Изд. «Просвещение». 2006
6. Юрий Дмитриев «Необыкновенные путешествия в обыкновенный лес». Изд. «Русский язык». 1991
7. Ж. Кац «Времена года». Тетрадь логических и творческих заданий 4-6 лет. М. 2017
8. Н. А. Короткевич «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».2-е изд. М. «Линка-Пресс». 2012
9. С. Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. М. «Мозаика-Синтез». 2016
10. Окружающий мир. Екатеринбург. 1999
11. А. И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». М. «Мозаика-Синтез». 2012