Байганусова Радмила
Конспект занятия для средней группы «Путешествие в страну красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Скачать материал
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4». п. Николаевка
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в страну красивой речи»
Выполнила: Башкирова Е. М. воспитатель, средняя группа
Публикация «Конспект занятия для средней группы „Путешествие в страну красивой речи“» размещена в разделах
Ведущая образовательная область: речевое развитие.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования); закреплять умения подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным; закреплять умение детей в образовании однокоренных слов (дерево - деревянный, металл – металлический); закреплять умение разгадывать загадки; формировать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (динамическая пауза “На лугу растут цветы”, релаксация “Улыбка”)
Развивать четкое произношение; способствовать развитию эмоциональной лексики; развивать самостоятельную связную речь с опорой на дидактический материал; развивать речь детей, память, зрительное восприятие, внимание, любознательность;
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми
Словарная работа: активизация словаря.
Индивидуальная работа: на произношение звука «л», помощь детям, затрудняющихся в ответе.
Методы: словесный (вопросы, загадки, беседа); наглядный (картинки и иллюстрации, игрушки); практический (дидактические игры)
Приемы: игровой; сюрпризный момент; поощрение.
Материалы и оборудование: сундучок, игрушки для игры в магазин, игрушка лошадь, два мешочка, деревянные и металлические предметы, смайлики, мяч, цветок вырезанный из бумаги.
Ход. 1. Организационный этап.
Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (3 минуты)
(Дети стоят в кругу на ковре.)
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится
Что это? (Улыбка)
- Правильно! Давайте улыбнёмся и подарим друг другу радостное настроение!
Сюрпризный момент
- Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы Ягодки». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, розового цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).
-Давайте прочтем его.
«Здравствуйте дети, пишет вам фея из сказочной страны, я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказочной стране «Красивой речи» и шлю вам помощников- лепестки цветов.
(раздаю лепестки, выполняем упражнение для дыхания)
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по нашему вели,
Вели чтобы мы оказались в стране Красивой речи (дуем на лепестки)
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, плечи не поднимаем, сложили губы трубочкой и дуем на лепесток, как ветерок, через рот. (Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт).
-Ребята, посмотрите, а вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый. Он заколдован, поможем его расколдовать?
2. Основная часть. 15 мин
Совместная деятельность взрослого и детей
- Давайте возьмём первый лепесток, и смотрим что там за задание:
Страна Красивой речи это страна чистой речи. Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить правильно, четко проговаривая звуки.
-Са – СА – СА – вот летит оса.
-За – за – за – бегает коза.
-Ши – ши – ши – наши малыши.
-Жа – жа – жа – иголки у ежа
-Переворачиваю лепесток, но окрасился
Беру второй лепесток - Ребята, в сказочной стране Красивой речи есть волшебный «Играй городок».
Дети образуют круг.
- В этом городке есть много замечательных игр - предлагаю поиграть в одну из них.
- Я буду бросать мяч, а поймавший его ответит на вопрос «Кто может совершать эти действия?» :
идёт - (человек, животное, дождь)
бежит - (животное, ручей, время, человек)
летит - (бабочка, птица, воздушный шар, стрекоза, самолёт)
плывёт - (рыба, лодка, дельфин, человек, корабль)
прыгает - (лягушка, мяч, кенгуру, человек)
ползет- (змея, человек, червяк, черепаха, крокодил)
-вот и второй лепесток окрасился - лепесток переворачиваю
- Давайте сделаем привал и поиграем.
Разминка- «На лугу растут цветы»
Покружились и в цветочки превратились.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дунет иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по- прежнему цветут.
Покружились и в ребяток превратились.
Беру третий лепесток – Найти сундучок и открыть его.
Находим - Хотите узнать, что в нем лежит?
Давайте его откроем (сундучок не открывается). Попробуем открыть его с помощью пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок
Кто открыть его не смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
- Сундучок открылся. Давайте посмотрим, что же там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (достает мешочки).Интересно, что же в них лежит? Давайте потрогаем (дети по очереди трогают мешочки и высказывают свои мысли).
-Я сейчас развяжу один мешочек, а вы по очереди будем доставать предметы и называть их (дети достают из мешочка и называют их).
-Из чего сделаны эти предметы?
- Из дерева.
- Если они из дерева, про них можно сказать, что они деревянные.
А теперь посмотрим, какие предметы лежат в другом мешочке (дети достают из мешочка предметы и называют их). А из чего сделаны эти предметы?
- Из металла.
- Если они из металла, про них можно сказать, что они металлические.
-Вот и третий лепесток окрасился
Беру 4 лепесток
Игра называется «Доскажи словечко». Я буду говорить, вы будете продолжать.
1. Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать).
2. Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)
3. С пирогами чай попьем за обеденным (столом)
4. Как приятно нашей Тане, поваляться на (диване)
Мы отгадали предметы: стол, стул, диван, кровать. Из чего они сделаны? (Они деревянные).
- А о металлических предметах мы отгадаем загадки?
1. Яму копаю, песок таскаю (лопата)
2. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
3. Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолёт)
- лопата, ложка, самолет. Из чего сделаны? (Они металлические)
Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева и из металла.
-Вот и четвертый лепесток окрасился.
Беру пятый лепесток – Помочь лошадке
-Ребята, у лошадки проблема, она не умеют говорить звук «л». Вместо «лиса» она говорят «иса», вместо «белка» - «бека», а вместо слова «лошадь» говорит «ошадь». Она очень расстроена и просят нас ей помочь. Поможем?
Давайте мы все с вами покажем зубки и «почистим» их. (выполняют движения языком)Теперь крепко прижмите кончик языка к верхним зубам. «Это язычок упирается в забор и не может выйти наружу, на улицу».
А сейчас давайте все встанем и представим что мы сели на самолет, приготовили ручки. Послушайте, как гудит самолет «ллллл». И наши самолеты взлетают, они находятся очень близко к земле, поэтому их слышно громко, наши самолеты взлетели высоко, поэтому их слышно тихо, и они снова спускаются вниз, их слышно громко. Приземляемся.
Чистоговорка- ла – ла – ла – лопата и пила.
5 лепесток окрасился
Беру шестой лепесток – идем в магазин, возьмем с собой корзинку
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Магазин игрушек».
Посмотрите на наш магазин. Но ребятки, в этом магазине игрушек мы сможем купить только те игрушки, названия, которых начинаются со звука «л».
Какие же игрушки мы сможем купить в этом магазине
Игрушки: лего, машинка, лейка, пирамида, лиса, мячик, лошадь
6 лепесток окрасился
-Посмотрите какой цветок стал красивый, веселый
Заключительная часть- 2 мин
- Вот и побывали мы в стране «Красивой речи». Вам понравилось наше путешествие, а знаете почему нам сегодня все удалось? Правильно ребята,
потому, что мы все были вместе, мы узнали много нового и интересного и нам помогла дружба.
А вот и шкатулочка, наверно там что для нас есть. Давайте скажем волшебные слова «раз, два, три дверцу отопри».
(Находят смайлики)