Ольга Винникова
Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора в подготовительной группе «Казачьи забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры, воспитывать любовь к родному краю, развивать двигательную активность детей.
Задачи.
Оздоровительные:
1. Формировать правильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений и игры;
2. Укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнений упражнений.
Образовательные:
1. Закрепить навыки ходьбы с высоким подниманием колен, на носках, на пятках;
2. Упражнять в беге приставным шагом;
Публикация «Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора в подготовительной группе „Казачьи забавы“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве;
4. Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, чувство ритма.
5. Закреплять навыки игры в русские народные игры
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство ответственности за порученное задание;
2. Воспитывать интерес и любовь к традициям родного края и к русским народным играм.
3. Создать благоприятную обстановку.
Ход занятия
1 часть
Инструктор: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?
Дети: Россия.
Инструктор: Кто знает, как называется область России, где мы с вами живём?
Дети: Ростовская область
Инструктор: Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. А как называется наша Малая Родина? А в каком селе мы живём?
Дети: В селе Дубовское
Инструктор: О Ростовской области знают не только в России, но и в других странах. Чем же знаменит наш край? Кем он славится?
Дети: Донскими казаками, писателями, пшеницей, подсолнухом.
Инструктор : -Наша земля славится теплым, благодатным климатом, людьми, добрыми традициями и обычаями. Традиции эти идут с давних времён. Казаки не только несли службу по защите наших границ. Свободное время они с удовольствием посвящали играм, забавам. Сегодня я хочу предложить Вам - стать казачатами и отправиться в казачью станицу, посмотреть, как живут казачата и чем занимаются.
Все проверили осанку, подтянулись, молодцы!
И сейчас я вижу, что все вы у меня удальцы.
Но тогда не ленись в колонну по одному становись!
- Ребята, сегодня я предлагаю вам стать казачатами и отправиться в казачью станицу, посмотреть в какие игры играли казачата.
1. Ходьба в колонне по одному
Мы шагаем друг за другом,
Полем и зеленым лугом.
2. Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием колен.
До чего трава высока,
То крапива, то осока
Ноги выше поднимай,
На траву не наступай.
3. Ходьба на носках, руки на поясе.
Смотри тропинка впереди,
На носочках ты иди.
4. Ходьба на пятках, руки за головой.
Вот пригорок, не зевай
И на пяточках шагай.
5. Ходьба приставным боковым шагом.
Через речку мост лежит,
Путь не близкий предстоит.
6. Бег в колонне по одному-змейкой.
Ручеек в степи бежит, и куда-то он спешит.
7. Бег прямым галопом.
Очень вы бежать устали,
На лошадке поскакали.
8. Ходьба с высоким подниманием коленей.
Выше ноги поднимай
Друг за другом поспевай.
9. Ходьба в колонне по одному.
А теперь мы отдохнем в три колонны все пойдем.
2 часть
-Вот мы и в казачьей станице. А казачата за околицей, разминаются
ОРУ
Танцевально-ритмический комплекс «Казачата»
2 Основная часть
- Мы шли, шли, шли,
На лужайку пришли.
На лесной опушке
Ветхая избушка.
Здесь живет старушка.
Как ее зовут?
- Бабушка Маланья.
(Русская народная игра «Бабушка Маланья»)
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семеро детей, все без бровей.
С такими ушами, с такими глазами,
С такими носами, С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели,
Друг на друга глядели,
Делали вот так:
Ну-ка, (имя, выходи.
Что нам делать, покажи!
Стоя в кругу, дети показывают, какие были уши, голова, носы и т. д. у Маланьиных детей. Ребенок, чье имя было названо, выходит в центр круга, показывает упражнения. (общеразвивающие упражнения)
Инструктор: - Как Вы думаете, с чего начинался день у казаков. Вот об этом, мы сейчас и узнаем из игры «Сон казака»
Игра «Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра курей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
(Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал) .
Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-МУ, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, разбегаются по всему залу, казак пытается их догнать.
Инструктор: Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Пока казак занимался делом, его конь, верный друг гулял на воле.
Ну-ка, наши казаки,
На подъём вы все легки?
Заплетать плетень пойдём!
Что такое плетень Вы знаете? (ответы) Плетней у нас будет несколько. Сколько сторон света, столько и плетней. На четыре стороны света шагом марш. (Перестроение)
Игра «Плетень»
Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.
По сигналу «Гуляем» играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По команде «Плетень» все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.
Инструктор: - В следующей игре Вам, донские, казаки, нужно свою удаль показать. Ведь ловкость, смелость и отвагу, Вам нигде не занимать. Я знаю ещё одну казачью народную игру.
Она называется «Курень».
Инструктор: - Не один праздник на у казаков не обходился без хоровода. Ну казачки выходите, хоровод свой заведите.
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Собирается народ
На веселый хоровод.
«Заря – заряница»
Дети идут по кругу и поют. Водящий стоит вне круга.
Заря-заряница,
Казачка – девица
По полю ходила,
Ленту обронила.
Ленту не простую,
Ленту золотую.
Раз, два – не воронь.
А беги, как огонь!
С последними словами водящий держит ленту, вдвоём они бегут в разные стороны, и обегают круг. Кто первым займет свободное место, тот и побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Инструктор:
Казаки были люди военные, а главным оружием были шашка
Эстафета «Пронеси кольцо шашкой»
Нужно подцепить кольцо шашкой, добежать до конуса «змейкой», опустить кольцо на конус и с шашкой вернуться назад, передать шашку следующему).
Инструктор: Вот, как весело у нас за околицей было. Мы и не заметили, как время пролетело, но у меня есть ещё одна игра, знаю Вам понравится она.
Малечина - калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера
До зимнего?
После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «раз, два, три. десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Правила игры. Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.
Инструктор: Казаки очень гостеприимные люди, хлебосольные. У хозяйки-казачки всегда в избе пирогами пахло. Аж за околицу слышно было. Давайте и мы напечём пирогов
Пальчиковая гимнастика
Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи. Нам осталися бараночки
Инструктор отдаёт баранки детям
- Ребята, я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие по донской земле. Ведь сегодня мы вспомнили с Вами те игры, в которые играли такие же мальчишки и девчонки только сто-двести лет назад. Я надеюсь, что через несколько лет, когда у вас будут свои семьи, вы научите играть в эти игры своих детей.
Как у нас На Дону уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
А теперь друг другу повернулись и улыбнулись.
Инструктор:- Прежде чем идти в группу вспомните, чем вы сегодня занимались, и что вам больше всего понравилось.
Дети:
Добрые слова не лень. Говорить нам целый день,
Всем гостям на прощанье скажем – До свидания!