Конспект фронтального занятия по развитию речи «Золотая осень»

Надежда Баранова
Конспект фронтального занятия по развитию речи «Золотая осень»

Тема: "Золотая осень"

Баранова Н. В. учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 4" г. Великие Луки.

Цель: закрепление и уточнение представлений об осени.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление и уточнение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе ранней осенью;

- активизация словаря по теме «осень» (осень, листопад, листва, зонт, лес, опадать, кружиться, шелестеть, засыхать, дуть, красный, желтый, оранжевый, золотой, багряный, пёстрый, разноцветный);

-обогащение словаря синонимами к словам унылая, багрец, золото, пышная (на примере стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора.»);

-упражнение в подборе прилагательных и глаголов при описании осени;

- совершенствовании грамматического строя речи;

-согласование существительных с прилагательными.

Коррекционные:

- развитие познавательного интереса;

-слухового внимания;

-логического мышления;

- мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Воспитательные:

- воспитание эстетических чувств.

Оборудование: картины (репродукции) известных художников об осени

(Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», картинки «С какого дерева листок?», магнитофонная запись музыкальных отрывков из альбома П. И. Чайковский «Времена года».

Предварительная работа:

Заучивание стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Н.

Плещеева. Рассматривание осенних пейзажей. Экскурсии в парк.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: «Сядет тот, кто назовет осенние месяцы и ответит на хитрые вопросы»

«Что лишнее?»

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Зима, весна, осень, февраль.

Ранняя, поздняя, золотая, летняя.

Чего больше - осенних месяцев или дней?

«Что не так?»

Сентябрь, октябрь, ноябрь - это летние месяцы. Дети идут в школу первого октября. Начинают опадать листья - наступает весна.

II. Основная часть.

Логопед загадывает загадку

Несу я урожай,

Поле вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Я не касаюсь сосен

И елочек. Я.

Логопед читает отрывок стихотворения.

Что ни день- то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей.

Что ни день - то раньше вечер,

А светает все поздней.

Когда это бывает?

Какая пора наступила?

Чем нас радует это время года?

1. Игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных)

Логопед:

- какими словами можно сказать об осени? Осень какая?

(золотая, красивая, солнечная, разноцветная, печальная, тихая, ранняя, пестрая, расписная);

- какими словами можно сказать об осеннем лесе? Лес осенью какой?

(задумчивый, тихий, грустный, молчаливый, золотой, багряный, красочный, пестрый);

-листья осенью какие?

(разноцветные, ярко-красные, желтовато-красные, оранжевые, бурые, сухие,

мокрые).

-Вы называли слова - признаки, а сейчас поиграем в игру.

2. «Назови действие»

- Что можно сказать о листьях осенью? Что делают листья? (желтеют, опадают, кружатся, засыхают, шелестят)

- А дождь что делает?

(моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)

-Что делают птицы осенью?

(улетают, собираются в стаи, готовятся к отлету)

Логопед:

- Хочу узнать, кто из вас внимательный. Послушайте слова и скажите, какое слово отличается от других.

3. «Какое слово отличается от других»

Осень, осень, восемь, осень.

Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.

Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.

Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.

4. «Угадай по признаку или действию»

Льет, моросит, крапает - (дождь);

Краснеют, желтеют, опадают - (листья);

Сильный, пронизывающий, холодный - (ветер).

5. Физминутка «Осенние листья»

Мы листья осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер- полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю снова сели

Логопед:

-Дети, об осени написано много прекрасных стихов. Вспомните, какие вы знаете стихи (дети по желанию читают стихи).

-Давайте ещё раз прочтем стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора!»

- А. С. Пушкин очень любил осень и посвятил этому времени года свои стихи.

- В стихотворении встретились интересные слова. Послушайте их и подберите к каждому похожее слово.

6. Упражнение с синонимами «Найди пару»

Унылая - грустная

Пышная - праздничная

Багрец - красный

Золото - желтый

Очи - глаза

Логопед: Сейчас проведем соревнование. Кто больше подберет слов.

(Дети делятся на 2 команды, за каждое слово получают осенний листок).

-В конце игры увидим, у кого какой букет осенних слов получился

7. Игра «Кто больше» (подбор предметов к признаку)

Осенний - день, вечер, дождь, ветер, лес.

Осенняя - погода, листва, ночь.

Осеннее- небо, пальто, дерево, поле.

Осенние - дни, вечера, каникулы, праздники

(Подводятся итоги соревнования, выявляется команда победителей)

Развитие мелкой моторики

Логопед включает грамзапись «звуки природы».

- Подул сильный ветер, оборвал с деревьев листья и закружил их.

- Вам сейчас нужно каждый листок соединить со своим деревом,

старайтесь правильно провести дорожки, не сбейтесь с пути, будьте

внимательны (дети выполняют задание на карточках).

III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

- О каком времени годы мы сегодня говорили?

- Назовите признаки осени;

-Сегодня каждый из вас сказал много красивых слов об осени. Соберем «букет» осенних слов (дети ещё раз подбирают признаки к слову осень).

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: • рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую; • закрепить с.

Конспект фронтального логозанятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».Лексическая.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос» Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий (старшая группа). Тема «Космос» Цель: Коррекционно.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А. Цели: - обучающая: • научить детей.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос» Конспект занятия на тему: Полет в Космос Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики. Задачи: коррекционно – образовательные:.

Логопедическая НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Транспорт» Цели: - Продолжать учить составлять описательный рассказ по предложенной схеме на тему “Транспорт”. - Совершенствовать слоговую структуру.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Одежда» и по автоматизации звуков [С], [С’]» у детей с ОНР ЦЕЛЬ: закреплять и расширять знания детей по лексической теме: «Одежда». Закрепить произношение звуков: С, Сь. ЗАДАЧИ: -совершенствовать.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия - Совершенствовать.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело» Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело» Тема:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия по развитию речи «Золотая осень»
Опубликовано: 27 октября 2015 в 19:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Конспект рисования с использованием нетрадиционной техники «Одуванчик» в...
Цель: Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – набрызг. Задачи: * обучать особенностям...
Конспект НОД во второй младшей группе «В гостях у сказки «Колобок»
Цель. Продолжить знакомство с русскими народными сказками и закрепить сказку «Колобок». Задачи. Формировать умение слушать и смотреть художественное...
Фотоотчёт «День чистых рук в детском саду»
Ежегодно 15 октября отмечается «День чистых рук». Задача этого дня – привлечь внимание к правильному и своевременному мытью рук, ведь это очень...