Папки-передвижки

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква У» в подготовительной группе

Елена Виноградова
Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква У» в подготовительной группе

ЦЕЛЬ: «Знакомство детей со звуком и буквой у».

Образовательные задачи

-Закреплять понятие «гласный звук».

-Учить выделять звук «у» из ряда гласных звуков, слогов и слов.

-Учить определять место звука в слове.

-Продолжать учить делить слова на слоги.

- Закреплять употребление существительных в форме Д. п. ед. ч.

- Учить образовывать глаголы прошедшего времени с приставкой у.

-Учить соотносить звук и букву.

-Познакомить с предлогом у.

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте „Звук и буква У“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Учить составлять предложения по схеме и анализировать их.

Коррекционно – развивающие задачи

-Развивать фонематические процессы.

-Развивать дыхание, голос и темп речи.

-Развивать внимание, память, мышление.

-Развивать координацию речи с движением.

-Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

-Развивать графические навыки.

Воспитательные задачи

-Воспитывать доброжелательность, позитивное отношение друг к другу, готовность прийти на помощь.

Оборудование: магнитная доска, игрушки (улитка, паук с паутиной, символ гласного звука, предметные картинки, схемы для определения места звука в слове, ковер – «лужа», детали пазла с изображением детенышей домашних животных, букв У, карточки для обведения и зачеркивания буквы У, красные карандаши, карточки для составления предложений.

Ход занятия

Орг. момент.

Песня «Улитка»

-Откуда слышится песня? Поищите. Кто это? (Улитка.) Она, наверное, заблудилась и, случайно, попала в наш детский сад. Давайте возьмем ее с собой.

Введение в тему.

-Какой звук слышится в начале слова улитка?

-Сегодня вместе с улиткой мы познакомимся со звуком «у».

Основная часть.

Артикуляция и характеристика звука «у».

-Давайте произнесем звук «у».

-Что делают губы? (Губы вытягиваются вперед)

-Воздух свободно проходит через рот или встречает преграду? (Воздух свободно выходит через рот, не встречает преграду)

-Если воздух свободно выходит изо рта, значит звук «у» - какой? (Гласный)

-Как обозначаются гласные звуки? (Красным квадратом)

-Теперь улитка будет знать, что звук «у» - гласный.

Игра «Будь внимателен»

-У улитки есть рожки, покажите их с помощью пальчиков.

-Я буду называть звуки, слоги и слова, а вы, как только услышите звук «у», показывайте «рожки».

-А, у, и, у, э, у, а.

-Ап, ок, ук, на, ву, ут, му…

-Улица, ослик, ужин, акация, путь, буквы, арбуз, апельсин….

Игра «Правильно – неправильно»

-Улитка хочет с вами поиграть. Хлопните, если услышите правильное слово: улитка, вулитка, мулитка, лилитка, улитка.

Игра «Звуковая дорожка»

-Скажите, как передвигается улитка?

-Пока улитка ползет, мы будем говорить фразу: «Улитка ползет, свой домик везет».

-Если улитка ползет к нам издалека, мы начинаем говорить фразу тихо, а затем все громче и громче.

-Если улитка уползает от нас, мы начнем говорить фразу громко, а затем все тише и тише.

-Если улитка медленно ползет, то и мы тоже медленно говорим.

-Если улитка быстро ползет, то мы говорим быстро.

Игра «Разложи картинки»

-Посмотрите, кто это? (Паук) Паук сидит на своей паутине и говорит: «Я вас дальше не пущу, поиграйте со мной в игру».

-Мы будем по очереди отбирать картинки, в которых звук «у» слышится в начале слова.

Отобранные картинки дети ставят под соответствующую схему.

-Найдите картинки, в названии которых звук «у» слышится в конце слова.

-Возьмите картинки, которые остались. Назовите их по очереди. Где слышится звук «у» во всех этих словах? (Звук «у» слышится в середине слова.)

-Давайте по очереди поделим слова на слоги и поставим картинки на место.

-Где слышится звук «у» в слове паук?

Паук: «Какие молодцы! Все знают. Мне было очень интересно. Можете идти дальше».

Игра «Составь предложение»

-Посмотрите, перед нами глубокая лужа. Мы легко сможем перейти ее, а улитка?

-Как мы можем помочь улитке перебраться через лужу?

-Давайте построим мост и посмотрим, кому еще кроме улитки он поможет перейти лужу.

Дети собирают мост в виде пазла.

-Это детеныши каких животных?

-Давайте по очереди переходить и говорить, кому поможет мост перейти лужу?

Дети: «Мост поможет щенку (котенку, теленку, жеребенку, ягненку, поросенку) перейти лужу».

-Давайте вспомним, кому мост помог перейти лужу (щенку, котенку, теленку, жеребенку, поросенку, козленку).

-Где слышится звук «у» в этих словах?

Игра «Подбери по образцу».

-Раз вы такие умные и умелые, улитка хочет загадать вам слова – действия, которые начинаются со звука «у».

-Уж полз, полз и (уполз). Что сделал уж? (Уж уполз.)

-Удод летел, летел и ….(улетел).

-Утка плыла, плыла и (уплыла).

- Утконос шел, шел и … (ушел).

- Уазик ехал, ехал и (уехал).

- Ульяна бежала, бежала и (убежала).

-Какие слова – действия вы договаривали? С какого звука они начинаются?

-А теперь давайте покажем улитке, какая она.

Физминутка.

Улитка медленно ползет,

На себе свой дом везет.

Сжалась, снова развернулась,

Потянулась, потянулась.

Высунула рожки:

«Как живете, крошки?»

Знакомство с буквой У.

-Пришла пора нам познакомиться с буквой У.

-Давайте вспомним, что звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и читаем.

-Это буква У. Она состоит из двух палочек – длинной и короткой.

- Давайте пальчиком на столе напишем букву У.

-Сначала напишем длинную палочку сверху вниз, справа налево, затем – короткую сверху вниз, слева направо.

-Возьмите карточки и красные карандаши, обведите по точкам букву У.

-Посмотрите, у вас на картинках улитки ползут, буквы с собой везут.

-Возьмите красные карандаши и зачеркните только буквы У.

Знакомство с предлогом У, составление и анализ предложений.

-Буква У может обозначать короткое слово «у» - это предлог.

-Послушайте: «У гусыни гусенок». Я составила предложение с предлогом у. Сколько слов в этом предложении? Назовите первое (второе, третье) слово в предложении. Какой по счету в предложении предлог у?

-Возьмите карточки и составьте по ним предложения.

У паука паутина

У куклы туфли.

У дуба желуди.

У дедушки удочка.

У утки утята.

У бабушки капуста.

-Сколько слов в предложении? Назовите первое слово в предложении (второе, третье). Какой по счету в предложении предлог у?

-Что мы с вами составляли? С каким предлогом мы составляли предложения?

Итог.

-С каким звуком мы сегодня познакомились?

-Что мы делали сегодня?

-Вспомните слова со звуком «у».

-Улитка первый раз в нашем саду, давайте проведем для нее экскурсию. Сначала покажем ей нашу спальню, кабинет логопеда, а потом возьмем с собой на прогулку.

Публикации по теме:

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква У» в подготовительной группе
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 14:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД