Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ

Елена Ладыгина
Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ

Тип занятия:

занятие по закреплению знаний, умений и навыков.

Цель:

дифференцировать звуки [ч], [ш,].

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и сравнить артикуляцию и произношение звуков [ч], [ш,], имеющих акустико-артикуляционное сходство; - расширять предметный словарь и словарь признаков.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [ч], [ш,];

- продолжать формировать связную речь;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; - развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

- развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

- воспитывать самоконтроль за речью детей.

Оборудование:

Зеркала на каждого ребёнка, пособия «Красная комната» (для гласных звуков и букв, «Сине-зелёная комната» (для согласных звуков и букв); предметные картинки (чашка, щука, часы, бабочка, мяч, щенок, щётка, ящерица, плащ); касса букв и слогов; схема для характеристики звуков; фишки зелёного, синего и красного цветов.

Лингвистический материал:

слова, насыщенные звуками [ч], [ш,] (часы, бабочка, мяч, щенок, щётка, ящерица, плащ, чудо, щепка, чебурашка, чеснок, щека, щипцы, чашка, щука, щедрость).

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Пчёлки».

3) Уточнение артикуляции, произношения звуков [ч], [ш,] и написания букв Ч, Щ;

4) Развитие фонематического восприятия.

5) Развитие слухового внимания.

3. Динамическая пауза «Весёлые мячи».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [ч], [ш,];

2) Работа с кассой букв и слогов.

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

Учитель-логопед:

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску и скажите, что на ней изображено. (чашка и щука) - О каких звуках и о каких буквах мы будем с вами говорить? (о звуках [ч], [ш,], о буквах Ч, Щ.)

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционного аппарата).

Учитель-логопед:

- Ребята, выполним артикуляционную гимнастику.

Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок».

2) Пальчиковая гимнастика «Пчёлки» (развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

- Выполним пальчиковую гимнастику.

Пчёлки

(Левая рука стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На правой руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(Заглядываем в "улей".)

Надо в дом постучать,

(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали вдруг вылетать:

(Разводим руки, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз, два, три, четыре, пять!

3) Уточнение артикуляции, произношения звуков [ч], [ш,] и написания букв Ч, Щ;

Учитель-логопед:

- Ребята, охарактеризуйте звуки [ч], [ш,].

Характеристика звука [ч]:

[ч] – согласный, глухой, мягкий.

Характеристика звука [ш,]:

[ш,] – согласный, глухой, мягкий.

- Напишите на доске букву Ч (дети выходят к доске по одному).

- Напишите на доске букву Щ (дети выходят к доске по одному).

4) Развитие фонематического восприятия.

а) игра «Наоборот» (на произнесённый учителем-логопедом слог ча ребёнок произносит слог ща и т. д.)

б) игра «Эхо» (повторить за учителем-логопедом цепочку слогов ча-ща-ча, що-чо-що и т. д.)

в) в чистоговорках

щё-щё-щё – говори ещё

чо-чо-чо – очень горячо

щу-щу-щу – я тебя ищу

чу-чу-чу – пятёрку получу.

5) Развитие слухового внимания.

Учитель-логопед называет слова, начинающиеся на звуки [ч] и [ш,]. Если слово начинается на звук [ч], дети поднимают правую руку, если слово начинается на звук [ш,], дети поднимают левую руку.

ЧУДО, ЩЕНОК, ЩЁТКА, ЧАСЫ, ЩЕПКА, ЧЕБУРАШКА, ЧЕСНОК, ЩЕКА, ЩИПЦЫ, ЧАШКА, ЩУКА, ЩЕДРОСТЬ.

3. Динамическая пауза «Весёлые мячи» (развитие общей моторики).

Учитель-логопед:

- А теперь немного отдохнём.

Вы теперь не ребятишки, Ходьба по кругу.

Не девчонки и мальчишки,

А веселые мячи! Прыжки на двух ногах. Так что прыгай и скачи!

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал,

На иголку набежал… Бег по кругу.

Он все ниже опускается, Сесть на корточки. Воздух тихо выдувается.

Проговаривание: «Ч-ч-ч-ч-ч".

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [ч], [ш,];

Учитель-логопед:

Составьте схему слова «чашка». Сколько слогов в слове «чашка»? (два слога)

Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [а], [а])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите первый слог. (чаш.)

Назовите второй слог. …ка)

Сколько звуков в слове «чашка»? (пять звуков)

Сколько звуков в первом слоге? (три)

Сколько звуков во втором слоге? (два)

Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [ч] согласный, глухой, мягкий) – Назовите третий звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [ш] согласный, глухой, твёрдый)

Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)

Составьте схему слова «щука». Сколько слогов в слове «щука»? (два слога)

Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [у], [а])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите первый слог. (щу.)

Назовите второй слог. (. ка)

Сколько звуков в слове «щука»? (четыре звука)

Сколько звуков в первом слоге? (два)

Сколько звуков во втором слоге? (два)

Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [ш,] согласный, глухой, мягкий)

Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)

2) Работа с кассой букв и слогов.

Учитель-логопед:

- А теперь поработайте с кассой букв и слогов. - Выложите слова «чашка» и «щука».

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

- С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [ш,], с буквами Ч, Щ)

- Назовите слова, начинающиеся со звука [ч]. (часы, чашка, чеснок)

- Назовите слова, начинающиеся со звука [ш,]. (щека, щипцы, щука)

Оценка работы детей. (подсчёт фишек, полученных детьми за работу на занятии, определение по их количеству призового места)

Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.

6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]» Тема «Звуки Х - Хь» Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам. Задачи: • коррекционно – образовательные:.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 14:00
+105Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 97.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...

17 апреля. Всемирный день цирка

Очередной тематический день посвящен виду искусства, который возвращает взрослых в детство, а детям дарит незабываемые эмоции. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...


Горячие темочки