Получи документы

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР «Звук [А] и буква А» (старший возраст)

Наталья Химченко
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР «Звук [А] и буква А» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР (старший возраст)

Тема КОД: «Звук и буква А»

Цели занятия : - Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);

- дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР „Звук [А] и буква А“ (старший возраст)» размещена в разделах

- познакомить с буквой А (без установки на запоминание буквы).

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематические процессы;

- закреплять понятие» слово», «гласный звук»;

- развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;

- развивать умение составлять небольшие предложения;

- развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: дудочки для каждого ребенка; картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция) : астра, Аня, аист; односюжетные картинки для составления предложений, зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, картинка для звукоподражания (звук А, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, корзина м с муляжами овощей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Подбери слово»

Логопед: - Ребята, назовите мне слова, которые начинаются со звука У.

Дети: утка, улитка, утюг.

Логопед: Молодцы, всё верно.

2. Развитие общей моторики. «Огород»

Логопед: А теперь давайте вместе со мной, проговаривая все слова, выполним упражнение «Огород»

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

Лето всё она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь.

А теперь ей тесно белой,

Говорит – посторонись!

Действия по тексту

«Сажают»

Показывают руками круг перед собой

Руки в стороны, а затем вверх

Руки разведены в стороны

Отталкивающие движения руками.

3. Развитие мелкой моторики. «Купите лук…»

Логопед: А с нашими пальчиками поиграем?

Дети: Да.

Купите лук, зелёный лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зелёный лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка.

Загибают по одному

пальчику на обеих руках,

начиная с мизинца.

Разгибают по одному

пальчику на обеих руках,

начиная с мизинца.

4. Массаж лица

Логопед: Ну а сейчас, ребята, я вас познакомлю с основными массажными движениями, а выполнять мы их будем перед зеркалом, сначала смотрите на меня, а потом выполняем вместе со мной.

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх - вниз, вверх - вниз,

Будут розовыми щё чки:

Вверх – вниз, вверх – вниз.

От середины лба к вискам.

Вокруг круговых мышц глаз

(от переносицы к вискам).

По мышцам щёк

(от крыльев носа к вискам).

От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием

Логопед: Какие вы все молодцы!

5. Развитие мимических мышц.

Логопед: (показывает детям корзинку с муляжами овощей). Вот в корзинке урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус: горький лук; сладкий помидор; вкусная морковка; горький чеснок и т. д.

Логопед демонстрирует овощи, дети изображают мимикой их вкус.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: А теперь нам с вами надо выполнить артикуляционную гимнастику, или как мы с вами привыкли говорить гимнастику для нашего «домика звуков». И так смотрим сначала на меня, а потом выполняете упражнение перед зеркалом.

- «Улыбка» - «Трубочка».

- «Лопаточка».

- «Иголочка».

- «Лопаточка» - «Иголочка».

- Удерживать «Лопаточку» под счёт до пяти.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра «Дудочка»

Логопед: Ребята, сейчас давайте каждый из вас подует в свою дудочку, меняя тональность: сначала дуем – тихо, затем – громко и снова – тихо, а потом кладё м дудочки на стол и делаем глубокий вдох и на выдохе протяжно произносим: «Ма-а-а-а…».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Молодцы, справились все просто замечательно, а теперь посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите?

Дети: Девочку.

Логопед: Да, правильно, это девочка. А что она делает?

Дети: Плачет.

Логопед: Да, это маленькая девочка Аня, которая расстроилась и плачет. А какой звук Аня произносит, когда плачет?

Дети: А-а-а-а…

Логопед: Вот с этим звуком мы с вами сегодня и познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Давайте произнесём звук А.

Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А производится перед зеркалом.

Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика», тёплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А – гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

10. Связь звуков и буквы.

Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям).

Возьми три палочки для А.

Наклонились две сперва.

Ну а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.

Рассмотрите букву А и выложите её из счётных палочек.

11. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай».

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Хлопай, не зевай», я вам буду произносить ряд звуков, а вы когда услышите звук А будете хлопать в ладоши (У, И, А, О, М, К, П, А и т. д.)

12. Закрепление звука в слогах.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.

13. Закрепление звука в словах.

Логопед: У меня на доске висят картинки, кто сможет мне назвать, что на них изображено?

Дети:….

Логопед: На какой звук начинаются эти слова? (логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей дать ему характеристику)

Дети:….

Логопед: Ребята, вы сегодня просто замечательно справились со всеми заданиями, молодцы!

Итог занятия.

Логопед: Давайте с вами вспомним, как плакала девочка Аня?

Дети:….

Логопед: Какой это звук?

Дети:….

Логопед: Почему звук А гласный?

Дети:….

Логопед: Ну а на последок давай те с вами немножечко разомнёмся.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект кружкового занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста «Буква О и звук [О]. Закрепление» Буква О, звук [О] (закрепление)Цель:подготовка детей к обучению грамоте. Задачи: узнавать букву среди других букв, называть букву,.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» для детей подготовительной группы Цель: Актуализировать знания детей о букве и звуке Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Закрепить навыки деления слов на слоги, совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР «Звук [А] и буква А» (старший возраст)
Опубликовано: 23 мая 2020 в 21:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР «Звук [А] и буква А» (старший возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Химченко (УИ 372159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД