Наталья Химченко
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР «Звук [А] и буква А» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР (старший возраст)
Тема КОД: «Звук и буква А»
Цели занятия : - Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);
- дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);
Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР „Звук [А] и буква А“ (старший возраст)» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- познакомить с буквой А (без установки на запоминание буквы).
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- закреплять понятие» слово», «гласный звук»;
- развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;
- развивать умение составлять небольшие предложения;
- развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: дудочки для каждого ребенка; картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция) : астра, Аня, аист; односюжетные картинки для составления предложений, зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, картинка для звукоподражания (звук А, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, корзина м с муляжами овощей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Подбери слово»
Логопед: - Ребята, назовите мне слова, которые начинаются со звука У.
Дети: утка, улитка, утюг.
Логопед: Молодцы, всё верно.
2. Развитие общей моторики. «Огород»
Логопед: А теперь давайте вместе со мной, проговаривая все слова, выполним упражнение «Огород»
Огород у нас в порядке –
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород.
В лунках маленьких не густо
Рассадили мы капусту.
Лето всё она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь.
А теперь ей тесно белой,
Говорит – посторонись!
Действия по тексту
«Сажают»
Показывают руками круг перед собой
Руки в стороны, а затем вверх
Руки разведены в стороны
Отталкивающие движения руками.
3. Развитие мелкой моторики. «Купите лук…»
Логопед: А с нашими пальчиками поиграем?
Дети: Да.
Купите лук, зелёный лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зелёный лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка.
Загибают по одному
пальчику на обеих руках,
начиная с мизинца.
Разгибают по одному
пальчику на обеих руках,
начиная с мизинца.
4. Массаж лица
Логопед: Ну а сейчас, ребята, я вас познакомлю с основными массажными движениями, а выполнять мы их будем перед зеркалом, сначала смотрите на меня, а потом выполняем вместе со мной.
Ходит пальчик по дорожке:
Вверх - вниз, вверх - вниз,
Будут розовыми щё чки:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
От середины лба к вискам.
Вокруг круговых мышц глаз
(от переносицы к вискам).
По мышцам щёк
(от крыльев носа к вискам).
От середины подбородка к ушам.
Массаж заканчивается поглаживанием
Логопед: Какие вы все молодцы!
5. Развитие мимических мышц.
Логопед: (показывает детям корзинку с муляжами овощей). Вот в корзинке урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус: горький лук; сладкий помидор; вкусная морковка; горький чеснок и т. д.
Логопед демонстрирует овощи, дети изображают мимикой их вкус.
6. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: А теперь нам с вами надо выполнить артикуляционную гимнастику, или как мы с вами привыкли говорить гимнастику для нашего «домика звуков». И так смотрим сначала на меня, а потом выполняете упражнение перед зеркалом.
- «Улыбка» - «Трубочка».
- «Лопаточка».
- «Иголочка».
- «Лопаточка» - «Иголочка».
- Удерживать «Лопаточку» под счёт до пяти.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка»
Логопед: Ребята, сейчас давайте каждый из вас подует в свою дудочку, меняя тональность: сначала дуем – тихо, затем – громко и снова – тихо, а потом кладё м дудочки на стол и делаем глубокий вдох и на выдохе протяжно произносим: «Ма-а-а-а…».
8. Объявление темы занятия.
Логопед: Молодцы, справились все просто замечательно, а теперь посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите?
Дети: Девочку.
Логопед: Да, правильно, это девочка. А что она делает?
Дети: Плачет.
Логопед: Да, это маленькая девочка Аня, которая расстроилась и плачет. А какой звук Аня произносит, когда плачет?
Дети: А-а-а-а…
Логопед: Вот с этим звуком мы с вами сегодня и познакомимся.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Давайте произнесём звук А.
Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А производится перед зеркалом.
Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика», тёплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А – гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
10. Связь звуков и буквы.
Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям).
Возьми три палочки для А.
Наклонились две сперва.
Ну а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
Рассмотрите букву А и выложите её из счётных палочек.
11. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай».
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Хлопай, не зевай», я вам буду произносить ряд звуков, а вы когда услышите звук А будете хлопать в ладоши (У, И, А, О, М, К, П, А и т. д.)
12. Закрепление звука в слогах.
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.
13. Закрепление звука в словах.
Логопед: У меня на доске висят картинки, кто сможет мне назвать, что на них изображено?
Дети:….
Логопед: На какой звук начинаются эти слова? (логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей дать ему характеристику)
Дети:….
Логопед: Ребята, вы сегодня просто замечательно справились со всеми заданиями, молодцы!
Итог занятия.
Логопед: Давайте с вами вспомним, как плакала девочка Аня?
Дети:….
Логопед: Какой это звук?
Дети:….
Логопед: Почему звук А гласный?
Дети:….
Логопед: Ну а на последок давай те с вами немножечко разомнёмся.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.