Марина
Конспект фронтального занятия по формированию грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию грамматического строя речи
Тема: Предлог «из-под».
Цель: Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог «из-под», уточнить пространственное значение данного предлога.
Публикация «Конспект фронтального занятия по формированию грамматического строя речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Задачи. Познакомить детей со значением предлога «из-под» и его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога «из-под» с существительными в родительном падеже. Учить составлять предложения по схеме. Развивать внимание, воображение, мышление. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять умение соотносить пространственный предлог с его значением. Формировать умение слышать и выделять предлог «из-под» речи и предложениях.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки со схемой предлога по количеству детей, стол, тумбочка, фартук, веник, тетрадь, поднос, мяч, треугольники – схемы, тетрадь Незнайки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Логопед предлагает детям вспомнить предлоги движения («К», «ОТ», «ИЗ», «С» («СО», назвать их, а затем составить сними по одному предложению. Дети, правильно составившие предложение и назвавшие предлог движения садятся на место.
Вызывается один из детей, отгадавших загадку, и догадавшихся, где искать игрушку (под столом).
Детям предлагается найти «лишний» предмет среди названных логопедом:
пылесос, тумбочка, холодильник, телевизор.
Отгадавшие загадку, отыскивают игрушку, используя схему предлога «ПОД» (под тумбочкой).
Когда подобным образом найдены 3 – 4 игрушки и уточнено место их расположения, логопед приступает к объяснению пространственного значения предлога «ИЗ-ПОД».
2. Речевая игра «Угадай откуда».
Детям предлагается представить и, используя предлог «ИЗ-ПОД» сказать: откуда вылезал котенок Тишка?
3. Весёлая физкультминутка. Логопед читает стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения.
4. Работа с картинками. Логопед выставляет на доску сюжетные картинки и напоминает, что предлог «ИЗ-ПОД» появляется тогда, когда предмет находится под чем-то и оттуда движется. и предлагает придумать такое предложение по этой картинке, чтобы в нем был предлог «ИЗ-ПОД».
При правильном ответе логопед выставляет следующую картинку.
5. Составление схемы предложения.
6. Индивидуальная работа.
7. Итог занятия.
Конспект фронтального занятия
по формированию грамматического строя речи
Тема: Звуки к, к', буква к. Домашние животные.
Материал: картинки домашних животных (корова с теленком, лошадь с жеребенком, кошка с котятами, собака со щенками, коза с козлятами, ослик, кролики, поросенок, утки, куры, индюки); цветовые символы звуков; домики для определения позиций звуков.
Задачи: Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли
человека в подготовке домашних животных к зиме. Расширять активный словарь.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Психогимнастика
Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого козла. Покажите, как испугалась маленькая девочка. Изобразите походку утят, важного индюка. Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.
2. Сообщение темы занятия.
Дети отгадывают загадки и узнают, какие звуки будут сегодня изучать. Характеристика звуков к, к* по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение цветовыми символами.
3. Развитие фонематического восприятия.
Занятие продолжается на основе игры «Поймай звук». Логопед произносит слова-названия животных, а дети хлопают в ладоши, если в словах есть звуки к, к'.
5. Анализ и синтез слогов ак, ук, ик
6. Произношение звуков к, к' в словах
Выставляются картинки с изображениями животных. Дети называют их, определяют позиции звуков к, к' в словах, перекладывают кружочки в домике звуков, исходя из позиции звуков в словах.
7. Падежное управление. Согласование числительных с существительными
Речевая игра «Кого мы увидели?»
8. Физминутка. Под песню «Цыплята» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко) дети выполняют действия в соответствии с текстом.
9. Произношение звуков к, к' в предложениях. Словообразование
Дети распределяются на две подгруппы. Одной дают карточки с изображениями детенышей животных, а другой — их мам.
Детям даётся задание отыскать своих мам. Дети встают парами, затем выставляются картинки на наборном полотне, и дети называют ответы.
Скажите ласково о каждом детеныше. За кем бы вы хотели ухаживать? Чем будете их кормить? Ответы детей.
10. Составление предложений по заданному слову. Анализ словесного состава предложений
12. Рассказы-рассуждения детей. «Назовите свое любимое животное и расскажите, почему вы его любите».
14. Знакомство с буквой к
Чтение слогов ка, ку, ки.
15. Итог занятия.
Конспект фронтального занятия
по формированию звукопроизношения
Тема: Дифференциация звуков с, ш. Приключения звуков С, Ш.
Задачи: Сравнение звуков с, ш по артикуляционным и акустическим признакам. Отрабатывать произношение звуков с, ш в слогах, словах и чистоговорках. Отрабатывать деление слов на слоги. Развивать фонематические представления.
Материалы. Замок гласных звуков, замок согласных звуков; картинка «Страна чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки с, ш; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; предметные картинки, в названиях которых есть звуки с, ш для каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там
большие деревья.
Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются. Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.
2. Сообщение темы занятия
Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с.) Сегодня мы будем повторять звуки с, ш.
3. Сравнение звуков с, ш по артикуляционным и акустическим признакам
4. Произношение звуков с, ш в слогах. Дети повторяют слоги с выражением эмоций.
5. Произношение звуков с, ш в словах
Пошли звуки с, ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в Страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук ш просит нас назвать его слова.
Дети называют слова со звуком ш. Затем называют слова со звуком с. Задание усложняется — дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии.
А теперь гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали. Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт. Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог.)
6. Деление слов на слоги.
Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Слова произносятся логопедом с неправильным ударением: машина, санки. Дети исправляют.
7. Звуковой анализ слов
Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем. (Кружочками.)
Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.
8. Физминутка «Страна чудес»
Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране чудес. На-на-на, изображаем мы слона. Ву-ву-ву, изобразим мы сову. Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф. Лет-лет-лет, полетим как самолет. И тд.
9. Произношение звуков с, ш в чистоговорках. Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.
11. Развитие фонематических представлений. Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названии которых есть звук с, а потом те, что со звуком ш.
13. Работа с буквами по загадкам. Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки.
14. Творческие задания детей.
Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками с, ш, задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.
15. Итог занятия.
Конспект фронтального занятия
по формированию грамматического строя речи
Тема: Празднование Нового Года.
Задачи. Обучение детей правильному согласовыванию имён существительных с именами прилагательными в роде и числе, с количественными именами числительными, с местоимениями. Объяснить значение многозначных слов, поговорок и пословиц. Учить составлять рассказ-описание и творческий рассказ из личного опыта детей о новогодних праздниках и развлечениях.
Материалы: ёлочка, украшения для ёлочки, картинки с новогодними атрибутами, иллюстрации по новогодней теме, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Под музыкальное сопровождение логопед приглашает детей в импровизированный хоровод.
2. Сообщение темы занятия.
3. Проведение беседы о традициях празднования Нового Года в России.
4. Словестно-логическая игра «Наряжаем ёлочку». Дети наряжают ёлочку и составляют предложения по предложенному образцу.
5. Словестно-логическая игра «Кто самый внимательный?» Дети составляют предложения, правильно согласовывая имена прилагательные с именами существительными в роде, числе.
6. Словестно-логическая игра «Посчитай». Дети составляют предложения по образцу.
7. «Объяснялка». Дети объясняют смысл многозначных слов, поговорок и пословиц.
8. «Чьи это предметы?» Дети составляют предложения по образцу.
9. «Волшебный праздник». Составление рассказов по представлению о Новогодних праздниках.
10. Индивидуальная работа.
11. Подведение итогов.