Ляна Евдокимова
Занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию речи в подготовительной группе «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в подготовительной группе на примере лексической темы «Комнатные растения»
Цели занятия :
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию речи в подготовительной группе „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
а) уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними;
б) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» :
- слов-предметов: растение, кактус, фикус, фиалка, бегония, герань, плющ, традесканция, лейка;
- слов-признаков: комнатный, зелёный, гладкий, колючий, высокий, цветущий, вьющийся;
- слов-действий: ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить.
в) совершенствование грамматического строя речи :
- формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;
- формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;
- формировать умение согласовывать существительные с числительными два и пять, а так же умение согласовывать существительные с прилагательными в роде.
г) формирование умения составлять предложения по картине и отвечать полным ответом.
Коррекционно-развивающие :
- развитие связной речи;
-развитие зрительногогнозиса и конструктивного праксиса;
-развитие слухового внимания;
- развитие координации движения и речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие логического мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные: воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, воспитание у детей любви и заботы к комнатным растениям.
Оборудование: магнитная доска, сухой бассейн с фасолью, картинки, наглядный материал «Комнатные растения» - кактус, фикус, герань, фиалка, бегония, традесканция, разрезные карточки-пазлы с комнатными растениями, живое комнатное растение фиалка, бабочка на липучке, пособие «Два-пять», заготовка для рисования «Кактус в горшке», карандаш, карточки «Что лишнее?», картина «Живой уголок», лейка.
№
Часть НОД Ход НОД Форма организации Время
Деятельность педагога
Деятельность детей
1. Вводный этап
Организационный момент Под песню дети приветствуют друг друга.
Л. – Я сейчас вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать. Слушайте внимательно:
«На окошке у меня целый зимний сад
Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.
Здесь фиалка, бегония,
Нежно распускаются,
Подскажите мне ребята,
Как такие растения называются?»
Д. – Комнатные!
Л. – Правильно! А почему такие растения называют комнатными?
Д. – Потому что они растут в комнате.
Л. – Правильно! Молодцы! Мы поговорим с вами сегодня о «Комнатных растениях». Стоя в кругу, совместная деятельность по образцу.
2 мин.
2. Уточнение, расширение и активизация словаря. Формирование умения подбирать слова-признаки к словам-предметам. Игра «Подбери признак к растениям»
Л. – Ребята, опустите руку в сухой бассейн.
И достаньте картинки с изображением цветов. Давайте с Вами назовём их признаки.
Фикус (какой) – высокий, гладкий
Кактус (какой) – колючий, зелёный
Герань (какая) – высокая, гладкая, цветущая
Фиалка (какая) – низкая, мягкая, цветущая
(какой) – низкий, вьющийся
Л. – Молодцы! Обращение. Обсуждение. Подбор слов детьми. 2 мин
3. Развитие зрительногогнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Комнатные растения». Пазлы «Комнатные растения»
Л. – А теперь каждый из вас соберёт изображение одного из комнатных растений из частей. Кто первый соберёт, поднимет руку! (Дети собирают разрезные картинки)
Л. – Молодец, ты самый первый! Скажи, какое растение у тебя получилось?
Д. – Фиалка. и т. д.
Индивидуальная и работа за столами. 4 мин.
4. Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения образовывать существительные в родительном падеже. Игра «Чего не стало?»
Л. – Теперь я хочу проверить насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я –убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.
По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.
Л. – Чего не стало?
Д. – фиалки
Л. – отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»
Игра проводится для всех растений. Отвечают полным ответом. 3 мин.
5. Динамическая пауза
Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания. Игра «Комнатные растения»
Л. – Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.
Л. – А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. (Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку) (Логопед поливает каждое растение, дети выполняют движения. И в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются) 2 мин.
6. Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Логопед ставит горшок с фиалкой перед детьми и берёт бабочку.
Упражнение «Бабочка».
Л. – Ребята, посмотрите кто к нам прилетел. Кто это?
Д. – Это бабочка.
Л. – Правильно! Бабочка прилетела и села НА листок. А теперь где бабочка? (Логопед убирает бабочку под листок)
Д. – Под листом
Л. – вылетела откуда? – Д. - Из-под листа.
Л. – улетела куда? – Д. – за горшок.
Л. – вылетела откуда? – Д. – Из-за горшка.
Л. – Ой, а сейчас куда села бабочка? – Д. – на руку. Дети следят за бабочкой. Комментируют действия. 3 мин.
7. Совершенствование грамматического строя речи. Согласование существительных с числительными два и пять. Игра «Два-пять»
Л. – Ребята, бабочка улетела, но оставила вам много разных растений, разбирайте.
Логопед раздаёт карточки с картинками растений и цифрами 2,5.
Л. – Расскажите, у кого сколько растений?
Д. – У меня два кактуса и пять фиалок
- у меня две фиалки и пять фикусов
- у меня две фиалки и пять гераней
- у меня два фикуса и пять кактусов и т. д. Взаимодействие всех участников занятия. 3 мин
8. Развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительного восприятия.
Игра «Рисуем кактус»
Логопед раздаёт заготовки кактуса в горшке.
Л. – Ребята, какое растение изображено на картинке?
Д. – Это кактус.
Л. – Правильно! А чего много у кактуса на картинке?
Д. – колючек
Л. – Давайте все вместе хором скажем: У кактуса много колючек
Д. – повторяют
Л. – Давайте дорисуем кактус.
Дети дорисовывают кактус. Индивидуальная работа за столами.
4 мин
9. Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия. Развитие связной речи. Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.
Игра «Что лишнее?»
Л. – Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.
Картинка № 1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка
Д. – лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.
Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило
Д. – лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.
Л. – Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё может быть лишним?
Д. – мяч, потому что все предметы колючие, а мяч нет.
Л. – Молодцы! Дети на ковре или за столом, перед мальбертом. 3 мин
10. Формирование умения составлять предложение по картине на заданную тему. Уточнение и активизация глагольного словаря. Формирование умения отвечать полным ответом. Развитие связной речи. На магнитной доске вывешена картина «В живом уголке».
Беседа по картине «В живом уголке»
Л. – Ребята, посмотрите на картину. Наташа, Машаи Миша трудятся в живом уголке. Они ухаживают за цветами.
Л. - Что делает Наташа?
Д. – Наташа поливает цветы.
Л. – Что делает Маша?
Д. – Маша опрыскивает цветы.
Л. –А что делает Миша?
Д. – Миша досыпает землю в цветы.
Л. – Правильно! Растения нужно поливать, протирать и опрыскивать. Зачем ребята нужно ухаживать за растениями?
Д. – За растениями нужно ухаживать, чтобы они не завяли.
Речевое взаимодействие всех участников занятия. 2 мин
11. Заключение.
Л. – Ребята, на этом наша встреча подошла к концу. Если вам понравилось, то повесьте на дерево зеленые листочки. Если не понравилось то красные.
Я благодарю вас за старание. До свидания! Дети берут листочки соответствующего цвета, прикрепляют на дерево. 2 мин