Получи документы

Конспект игрового занятия по шахматам «Шахматные фигуры»

Эльвира Лиховских
Конспект игрового занятия по шахматам «Шахматные фигуры»

Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.

Задачи:

Познавательные: повторить направления на шахматной доске (горизонталь, вертикаль, диагональ, познакомить шахматными фигурами.

Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, повторить правила игры.

Публикация «Конспект игрового занятия по шахматам „Шахматные фигуры“» размещена в разделах

Развивающие: развивать логическое мышление ;ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.

Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, ладья, пешка).

Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость.

Оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, сказочный герой Маша, кубик с изображением шахматных фигур, «репка», чёрные и белые квадраты для выкладывания шахматной доски, «Волшебный мешочек».

Предварительная работа: Чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.

Организационный момент:

Раздаётся стук в двери. Входит Маша в руках держит шахматную доску.  

Маша: - Здравствуйте ребята, мне друзья подарили настольную игру, «Шахматы», а как играть не научили. Научите, пожалуйста.

 - Маша, мы знаем, что эта игра не простая и не лёгкая. Поэтому проходи, садись внимательно слушай и выполняй задания вместе с нами.

В шахматы обычно играют два Противника. Их ещё называют Партнёрами Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска между противниками располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.

Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.

Маша:- Ой, подождите, у меня внутри шахматной доски лежит тетрадка с загадками.

Попробуйте отгадать.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают. (Все отгадки ребёнок показывает на шахматной доске).

Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).

Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)

Что следует за чёрным полем? (белое поле)

Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)

Сколько белых полей в центре? (два) А чёрных? (два)

Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет)

«Доскажи словечко».

В поле много есть дорожек.

Будь и смел и осторожен.

Вверх и вниз пойдёшь – это (вертикаль,

Вправо- влево -(горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт (диагональ).

- Дети, покажите Машеньке, как можно из квадратов построить

вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)

-Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске(8)

-Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)

-Сколько полей содержит самая длинная диагональ(8, самая короткая(2).

Игра «Волшебный мешочек».

Достать из мешочка заданную фигуру (в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определённую).

Игра «Кубик».

Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.

- Ребята я предлагаю вам рассказать сказку «Репка», используя при этом шахматные фигуры.

Игра «Шахматная репка».

Посадили «репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя:

«Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка–

это пешка».

Физкультминутка.

Маша потянулась, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулась,

Два – нагнулась, (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развёла, (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не нашла (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать (погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).

 - У нас ещё остались загадки в тетрадке.

Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)

У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)

Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)

Какая фигура выше : конь или король? (король)

Какая фигура ниже : ладья или ферзь? (ладья)

Назови самую высокую фигуру и самую низкую (король, пешка).

У какого слона нет хобота шахматного)

Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).

Словесная игра «Доскажи словечко».

Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

На доске есть у меня

Две лошадки, два (коня)

Мне приснился странный сон:

С муравьем боролся (слон)

В углу стоит бадья,

В бадье плывёт (ладья)

Кто сможет подсказать пароль?

Его Величество (король).

- Дети, шахматные фигуры устали,им пора отдохнуть.

Игра «Полна горница»

Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Предлагаю детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.

-Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? - Маша, а ты что узнала?

Маша: - Спасибо, ребята, за то что вы познакомили меня с шахматными полями и шахматными фигурами. Я очень рада что попала к вам на занятие.

- Мы с ребятами тебя приглашаем посещать занятия по шахматам.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия «Подарок для Алисы» Младший дошкольный возраст (Можно играть подгруппами) Цель: -закрепляем названия цветов,составляющие части -продолжаем развивать познавательную.

Конспект игрового занятия «Юный пожарный» Цели – закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии пожарного, развитие мышления, внимания, воспитание доброжелательного отношения.

Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры»Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах:.

Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры»Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры» Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с нарушениями слуха на тему: "Транспорт. Геометрические фигуры" - Цель: Расширить представления.

Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры»Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры». Цель: Закрепление и умение называть.

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Геометрические фигуры»Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе "Геометрические фигуры" Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры:.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Геометрические фигуры»Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах : круг, квадрат, овал, прямоугольник. Задачи: - различать и называть цвета, находить.

Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» в средней группеКонспект занятия по математике «Геометрические фигуры» в средней группе Тема: «Геометрические фигуры» (треугольник, круг, квадрат) Задачи: учить находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, вырезать.

Конспект занятия «Шахматные фигуры»Конспект занятия «Шахматные фигуры» Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами. Задачи по.

Конспект игрового занятия «Поможем Буратино» Задачи: познакомить с образованием числа 5, учить детей считать до пяти; упражнять в различении круга, квадрата, треугольника. Виды деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игрового занятия по шахматам «Шахматные фигуры»
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 10:43
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД