Марина Добролюбова
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Со звуком[с] играем и слова называем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
коррекционно-образовательные:
-закрепление умения правильно произносить звук «С» в словах;
-способствовать практическому закреплению умения образовывать существительные множественного числа Именительного падежа;
-закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
коррекционно-развивающие:
-выработка целенаправленной воздушной струи;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-развитие речеслухового и зрительного внимания;
-развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук;
-развитие цветоразличения;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Со звуком[с] играем и слова называем“» размещена в разделах
коррекционно-воспитательные:
-воспитание самоконтроля за произношением;
-воспитание усидчивости;
Оборудование:
дольки лимона на тарелке, бумажные бабочки, предметные картинки на шнурочке, дорожка из картона с разноцветными полосками, емкость с белой и красной фасолью, предметные картинки;
Ход занятия:
1. Оргмомент. Психологический настрой.
На тарелке лежат дольки лимона - эффект ароматерапии.
- Женечка, сядь удобно, вдохни полной грудью, выдохни, почувствуй аромат лимона, настройся на хорошую работу.
2. Сообщение темы занятия
- Мы с тобой сегодня будем продолжать учиться правильно произносить звук «С», поиграем в разные игры.
Логопед и ребенок садятся за стол к настенному зеркалу.
3. Мимические упражнения
- Поиграем с гномом, который умеет радоваться, удивляться, грустить и злится.
Ребенок вместе с гномом изображает на своем лице «радость», «грусть», «злость», «удивление».
4. Самомассаж мышц лица
Логопед вместе с ребенком выполняют упражнения самомассажа для мышц лба и щек (со зрительным контролем):
«Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
«Пальцевой душ» - легкое постукивание кончиками пальцев по лбу.
«Рисуем брови» - проводить по бровям от переносицы к вискам указательными пальцами.
«Нарисуем усы» - движения указательными пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.
«Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
5. Артикуляционная гимнастика
Выполнение ребенком артикуляционных упражнений: «улыбка», «забор», «горка», «качели», «чистим зубки», «часики» и др.
6. Формирование речевого дыхания
Игра «Бабочки» - выработка целенаправленной воздушной струи: сдувание с ладошки бумажных бабочек. Логопед напоминает ребенку, что воздушная струя проходит по середине языка.
7. Анализ артикуляции звука «с». Изолированное произношение звука.
Анализ правильной артикуляции звука «с»: губы в «улыбке», зубы «заборчиком», язык «горочкой», боковые края языка прижаты к зубам, воздушная струя проходит по середине языка.
Изолированное произношение ребенком звука «с»: с – с – с - …
8. Развитие фонематического слуха и восприятия
Игра «Поймай звук» - выделение на слух звука «с» среди других звуков.
Логопед произносит согласные звуки, ребенок хлопает в ладоши, услышав звук «с»: н – п – с – д – м - т – с – б – с - …
9. Автоматизация звука «С» в словах
Игра «Волшебный шнурочек» - развитие мелкой моторики с одновременным проговариванием слов, содержащих звук «с».
Ребенок называет предметные картинки и нанизывает их на шнурок: сок, сова, нос, автобус, капуста, …
Игра «Разноцветная дорожка» - развитие общей моторики с одновременным проговариванием слова со звуком «с».
Ребенок встает из-за стола с зеркалом и подходит к дорожке с разноцветными полосками, лежащей на полу.
- Тебе нужно столько раз произнести слово «суп», сколько полосок на дорожке.
Ребенок шагает по дорожке и на каждый шаг произносит слово «суп».
- А теперь пройди обратно по дорожке и назови цвет каждой полоски (красный, синий, зеленый,)
Игра «Пальчиковый бассейн» - развитие тактильных ощущений пальцев рук, проговаривание названий игрушек со звуком «с».
Ребенок подходит к столу, на котором стоит емкость, наполненная фасолью. Опускает кисти обоих рук в фасоль и ищет мелкие игрушки, проговаривает их название (собака, каска, автобус, стул,)
Игра «Один - много» - образование существительных множественного числа.
Ребенок садится обратно за стол с зеркалом. Называние предметных картинок в единственном и множественном числе (сумка-сумки, стакан-стаканы, носок-носки, маска-маски,).
Игра «Гора» - называние картинок, в названии которых есть звук «С».
- Тебе необходимо подняться, а затем спуститься с горы. На горе лежат камни, рядом с камнями нарисованы картинки. Тебе нужно столько раз назвать картинку, сколько камней рядом с ней (сок-сок-сумка-капуста-капуста-капуста-)
Игра «Большой - маленький» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (суп-супик, сын-сынок, сад-садик, песок-песочек,)
10. Подведение итога занятия. Сюрпризный момент.