наталья нелюдимова
Конспект НОД по развитию речи с использованием ИКТ «Снежинка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБДОУ «Сказка»)
694051 Сахалинская область, г. Долинск, ул. Октябрьская 17 тел / факс (8 424 42) 27-2-78
e-mail : sckazcka2014@yandex.ru
Методическая разработка индивидуальной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области
«Речевое развитие»
с использованием компьютерной технологии
«Снежинка»
Нелюдимова Наталья Алексеевна
учитель – логопед
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием ИКТ „Снежинка“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки, снег. Конспекты занятий по развитию речи
- Снежинки. Рисуем и мастерим снежинки
- Темочки
Данная разработка может использоваться педагогами при обучении детей в специализированных детских садах и группах для дошкольников, имеющих речевые нарушениях.
Конспект НОД был разработан в соответствии с возрастными особенностями детей шестого года жизни и в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Возрастная категория: 5 – 6 лет.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие : овладение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Познавательное развитие : развитие интересов ребенка, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Физическое развитие : развитие ловкости, подвижности, координации движений и мелкой моторики.
Художественно – эстетическое развитие : развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия мира природы через звуки природы.
Социально–коммуникативное развитие : развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, формирование готовности к совместным действиям со взрослым, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Цель: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные: Закрепление артикуляции звука [Ж] и навыка правильно произношения его в словах и слогах. Упражняться в согласовании числительного с существительным. Активизация словаря по теме «Зима». Закрепление навыков работы с компьютером при выполнении индивидуальных упражнений (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью). Закрепление навыка самооздоровления, посредством проведения самомассажа.
Коррекционные: Развитие артикуляционной и тонкой моторики, мимики, координации речи с движением, зрительно-моторной координации, тактильный ощущений. Развитие памяти, логического мышления, внимания, всех видов восприятия. Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, речевого слуха. Совершенствовать навык звукового и слогового анализа слова.
Воспитательные: Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитания навыка самоконтроля, самостоятельности, инициативности и взаимодействия.
Методы и приемы:
- практические: выполнение комплекса упражнений артикуляционной гимнастики «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Маляр», «Качели», развитие речевого дыхания упражнение «Фокус», Фонетическая игра с элементами тактильного упражнения «Песенка снежинки», самомассаж лица, самомассаж с помощью мячей «Назови семью», выполнение упражнения самооздоровления «Лесная зарядка», упражнение на развитие мелкой моторики «У ежа иголки колки»,
-наглядные: рассматривание картин – иллюстраций к сказке «Снежинка», картин-образов артикуляционной гимнастики, компьютерная игра «Развитие речи : Учимся говорить красиво».
-словесные: рассуждения, ответы на вопросы, заучивание текста двигательных минуток, договаривание текста по смыслу.
Оборудование: ноутбук; магнитофон, аудиозапись; плоскостное изображение: тучки с прорезями, пять снежинок с символами артикуляционных упражнений; магнитная доска; ватка; поднос с манкой; плоскостное изображение ежика, прищепки; картинный материал; массажные мячики разного диаметра; три разноцветных красивых мешка, средних размеров предметные игрушки.
ИКТ-приложение к занятию:
1. Специализированная компьютерная игра «Развитие речи : Учимся говорить красиво» (1 шт).
Ход коррекционно-образовательной деятельности.
Организационный момент.
Логопед встречает ребенка в дверях кабинета и организует приветствие.
Логопед. Сегодня, я расскажу тебе сказку, послушай внимательно и догадайся, о ком она. Она белая и холодная, ажурная и красивая, похожа на букву [Ж]
Ребенок. Это снежинка.
Логопед. Как ты догадался?
Ребенок. Снежинка белого цвета, по форму напоминает букву [Ж], когда её берешь в руки, она холодная.
Логопед. Верно. Как ты думаешь, почему я решила тебе рассказать сказку о Снежинке?
Ребенок. Потому что сейчас, время года- зима.
Логопед. А зимой на улице, какая погода?
Ребенок. Морозно, много снега, ветер дует холодный.
Логопед. Верно, потому что зимой очень холодно, мёрзнут руки и ноги, давай мы их разогреем, помассируем руки, лицо и уши.
Самомассаж лица.
Руки растираем (двигательные движения ладонями вперед-назад,
И разогреваем (хлопаем ритмично в ладоши).
И лицо теплом своим (разогретыми ладонями проводим по лицу сверху-вниз).
Мы разогреваем.
Грабельки сгребают (пальцами совершаем подскрёбывающие движения по лицу,
Все плохие мысли (те же движения от середины лба к вискам).
Уши растираем (массирующими движениями растираем ушные раковины).
Вверх и вниз мы быстро (растягивающие движения мочек ушей).
Рассказывание логопедом сказки «Снежинка».
Логопед рассказывает сказку, текст сопровождает картинками на магнитной доске: тучка с прорезями для снежинок.
Логопед. Вот мы и согрелись, а сейчас садись поудобнее, слушай внимательно сказку. Высоко в небе, на большой и пушистой тучке жила-была снежинка со своими подружками (Логопед в прорези вставляет пять плоскостных изображений снежинок). Они очень любили танцевать, веселиться, кружиться…. Однажды, когда тучка пролетала над лесом, начался сильный снегопад.
Артикуляционная гимнастика «Снегопад».
Логопед достает поочередно каждую снежинку, с обратной стороны которой изображены символы упражнений, и демонстрирует их ребёнку. Ребенок в свою очередь выполняет знакомую группу упражнений, а логопед убирает снежинку.
Логопед. Сначала снежинки все спокойно лежали в своих кроватках. (Показ символа-картинки «Лопатка»). Затем сильный ветер поднял их вверх. (Показ символа-картинки «Чашечка»). Закрутил, завертел ветер снежинки : вправо-влево, вправо-влево. (Показ символа-картинки «Вкусное варенье»). А потом стал разбрасывать их по всему небу. (Показ символа-картинки «Маляр»). Но тут ветер поменял силу, и снежинки полетели сверху-вниз: 5 раз. (Показ символа-картинки «Качели»).Наша снежинка была очень любопытная и решила воспользоваться случаем и узнать, кто живет в лесу и что там происходит. И полетела на землю. (Логопед кладет ребенку на кончик носа ватку, он выполняет упражнение «Фокус» несколько раз).
Фонетическая игра с элементами тактильного упражнения
«Песенка снежинки».
Ребенок произносит звук [Ж] и одновременно рисует на подносе с манкой витки, имитирующие вьюгу.
Логопед. Пока снежинка летела на землю, она жужжала словно большая белая муха.
Ребенок. Ж-ж-ж-ж-ж-ж….
Логопед. Она пела то громко…
Ребенок. Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…
Логопед. То тихо…
Ребенок. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж…
Логопед. То громко…
Ребенок. Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…
Логопед. То тихо…
Ребенок. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж…
Упражнение «Кто спит в сугробе?»
Логопед. Снежинок было так много, что на том месте, куда они упали, образовался большой сугроб. А в этом месте была норка, в которой кто-то спал. Догадайся, кто это был: «Словно елка, весь в иголках». Кто это?
Ребенок. Это ежик.
Логопед. Как ты догадался?
Ребенок. У елки иголки и у ежа много иголок.
Логопед. Верно. Проснулся ежик от такого громкого жужжания, выбрался из своей уютной, теплой норки. И стал расправлять иголки.
Упражнение «У ежа иголки колки».
Логопед кладет перед ребенком трафарет ежика. Ребенок цепляет прищепки, имитирующие ежиные иголки, и считает их.
Ребенок. Раз ежиная иголка, два ежиная иголка, три ежиная иголка, четыре ежиная иголка, пять ежиная иголка.
Упражнение «Приветствие».
Логопед. Увидала Снежинка ежика, он ей очень понравился, решила с ним познакомиться. Снежинка поздоровалась так : Жа-жа-Жа-жа. Как поздоровалась Снежинка?
Ребенок. Жа-жа-Жа-жа.
Логопед. А ежик ей ответил: Жа-жа-жа-Жа-жа. Как ответил ежик?
Ребенок. Жа-жа-жа-Жа-жа.
Упражнение «Назови семью».
Логопед высыпает из корзинки несколько массажных мячей разного диаметра.
Логопед: В норке с ежом жила его семья. Вышли они из норки, и ежик познакомил их со своей новой знакомой.
Логопед предлагает ребенку брать поочередно по массажному мячику и выполнять круговые движения между ладонями.
Логопед. Папа- еж (большой мячик, мама- ежиха (средний мячик, детеныши- ежата (маленький мячик). Чья семья? Ежовая.
Ребенок повторяет слова и выполняет ритмичные круговые движения мячами.
Логопед. Но на улице было морозно, ежикам стало холодно, они попрощались со Снежинкой и вернулись к себе в теплую норку, спать до весны.
Логопед убирает корзинку с массажными мячами и предлагает ребенку пройти на ковер, выполнить знакомое упражнение.
Физкультурная пауза «Как на горке- снег, снег».
Как на горке- снег, снег,
И под горкой – снег, снег.
И на елке- снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом ежик спит.
Тише, тише…. Не шуметь! Ребенок стоит лицом к логопеду, медленно поднимает руки вверх.
Медленно приседает, опускает руки.
Вновь встает, поднимает руки.
Приседает, опускает руки.
Делает из пальцев фигуру «Ежик».
Палец к носу: «Тсссс…».
Музыкальная минутка «Полет Снежинки».
Логопед включает музыкальное произведение, ребенок двигается по комнате с опорой на текст и его изображения.
Логопед. А наша Снежинка полетела дальше. Над полями летит, над высокими елями, над спящими деревьями. Вдруг видит необычный дом.
Логопед выключает музыку.
Логопед. Красивый и большой дом, сделанный из сверкающего льда. (Логопед выставляет картинку). Как ты думаешь, чей это дом, кто в нем живет?
Ребенок. Дед Мороз.
Компьютерная программа «Развитие речи : Учимся говорить правильно».
Раздел «Речевые звуки». Мультимедийная игра «Голосистые звуки».
Логопед с ребенком подходят к компьютерному столу, садятся. Логопед обращает внимание на содержание игровой заставки.
Логопед. Но чтобы попасть Снежинке в дом, нужно выполнить задание, собрать волшебные яблоки, в которых слышится звук [Ж]. Поможем Снежинке собрать волшебные яблочки? (Ответ ребенка).
Ребенок выполняет аналогично задания со слогами, словами. По ходу действия, комментирует свои действия, логопед помогает.
Упражнение «Собери подарки».
Логопед с ребенком выходят из-за компьютерного стола и подходят к красивым разноцветным мешкам, возле которых лежат игрушки средних размеров.
Логопед. Дед Морозу понравилось, как Снежинка справилась с заданием, и попросил он её помочь собрать к Новогоднему празднику подарки для ребят, в названии которых слышится звук [Ж]. В красный мешок – игрушки со звуком [Ж] в начале слова. В синий мешок- игрушки со звуком [Ж] в середине слова. В зеленый мешок – игрушки со звуком [Ж] в конце слова.
Ребенок выполняет задание и комментирует свои действия.
Логопед. Снежинка была очень старательна и внимательна, поэтому Дед Мороз остался доволен её помощью, и предложил остаться жить у него в ледяном домике и помогать ему по хозяйству. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Окончание занятия. Подведение итогов.
Оценка работы детей.
Логопед. Какой звук с нами путешествовал? Какие задания тебе понравились? Чему бы ты хотел научиться на следующем занятии?
Ты молодец! Замечательно справилась со всеми заданиями.