Папки-передвижки

Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе «К истокам русской старины»

людмила яновская
Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе «К истокам русской старины»

Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе на тему : «К истокам русской старины»

Цель:формирование представлений детей о быте и культуре русского народа.

Задачи: - расширить представления детей о быте наших предков;

- развить интерес к изучению культуры русского народа;

- воспитывать любовь к Родине, гордость за свой народ и его культуру;

Публикация «Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе „К истокам русской старины“» размещена в разделах

- обогатиться словарный запас детей.

Материал:русский- народный костюм для воспитателея, предметы быта, игрушки (соломенные, деревянные, глиняные и др., воссоздание в группе быта деревенскойизбы, картинки избы, печи.

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций и предметов быта русской избы, изучение традиций и обрядов русского народа, чтение русских народных сказок.

Ход занятия

Беседа

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас визбу, добро пожаловать, низкий вам поклон, гости дорогие!

Сейчас мы говорим - построить дом, а раньше говорили – срубить избу. Почему так говорили? (Ответы детей) Да, верно! При постройки избы пользовались только топором, а использовали в основном сосну. Укладывая бревна друг на друга, возводили избу.

Важная и неотъемлемая часть любой избы – это печь! Она и кормила, и грела, и лечила, на печи спали, а еще в ней мылись. Все угольки из печи убирали, стелили солому брали воду и мылись. Натирались золой, так как мыла тогда еще не было и обливались водой.

Воспитатель : Ребята, а какие же предметы сейчас заменили нам печь?

Ответы детей: плита – на ней мы готовим, отапливаются квартиры батареями, спим мы на кроватях, а лечимся разными лекарствами…

Воспитатель: да, все совершенно верно.

За печкой располагался «бабий угол» там женщины готовили и отдыхали, растили детей. У мужчин был свой угол, его называли «задний», там ремонтировали и изготавливали утварь, плели лапти, вязали сети и там же отдыхали.

Воспитатель: ребята, а где же все семья собиралась вместе?

Да, собиралась семья вся вместе за столом, но у каждого там было свое место, во главе стола сидел хозяин семьи. Стол был прямоугольной формы и накрыт скатертью. На столе обязательно лежал хлеб и стояла солонка, наши предки верили, что соль защищала от враждебных сил.

На Руси говорили –«Без соли, без хлеба – половина обеда». Как вы думаете, каков смысл этой пословицы? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, обед не настолько сытный, хлеб и соль на столе – это символ благополучия в доме. Готовили в чугунном котелке, ставили его в печь используя ухват, еще называли его рогачем, видите, он похож на рога животного. Чугунок ставили на стол и все из него ели по очереди, начиная с деда. Тарелок тогда не было, а у кого они были, ставили их только по праздникам, так как были они дорогие. Каждому давали ложку, хлеб и так принимали пищу. Наши предки очень любили каши и даже появилась пословица: «Щи да каша – пища наша». А ложка из какого материала была изготовлена? (Ответы детей)

В разных частях нашей избы мы видим полотенца – это неспроста, они служили украшением. В праздники хозяйка доставала разнообразные полотенца и украшала ими избу.

Смотрите ребята, что это такое? ( Дети: сундук). Да, ребята, это сундук. А для чего использовали сундуки в старину? (Ответы детей). Правильно, девочкам и девушкам собирали приданное. Давайте заглянем в наш сундук.

В сундуке сидит домовенок с конвертом, в котором загадки.

Воспитатель: ребята вы узнали этого милого старичка? Конечно, это домовой, у него конверт, давайте посмотрим, что внутри. Домовой хочетпроверить вашу смекалку и загадать вам загадки.

Загадка 1:

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота

(Печь)

Загадка 2:

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальет.

(Самовар)

Теперь ребята, переходим к символу русского быта – это самовар. Смотрите какой он важный и улыбается нам своими блестящими боками, на его голове резная крышечка, носик –краник. Какой важной работой занимается наш самовар?

Дети: он кипятит воду для чая.

Воспитатель: правильно. Ребята, давайте немного отдохнем и про наш самовар споем.

Физкультминутка:

К самовару гости прибежали,

(дети стоят в кругу, один ребёнок посередине)

Дружно гости чашки наполняли:

(идут к середине круга, здороваются)

Вкусный чай у самовара,

(расходятся)

Он с ромашковым отваром.

(идут по кругу друг за другом)

Он с ромашковым отваром.

А теперь самое интересное, мы подходим с вами к игрушкам. Похожи они на ваши игрушки? (Ответы детей)

Игрушки делали своими руками, из подручного материала. Кукол делали из соломы, плели из льна, из лоскуточков и важно, чтобы лица у куклы не было. Наши предки – суеверные люди, боялись сглаза, а так как кукла постоянно находилась у своей маленькой хозяйки, без лица она ей никак не навредит. А вот с соломенной куклой играли так, ставили ее на какую-то ровную поверхность и хлопали ладошкой по поверхности, кукла двигалась – танцевала. Из дерева вырезали лошадок и других животных, из глины получались отличные свистульки. Появление новой игрушки в доме связывали с приходом счастья и благополучия и, поэтому к каждому празднику старались порадовать детей новой игрушкой. Ребята, а из чего в основном делают сейчас ваши игрушки? (Ответы детей)

Давайте поиграем с вами в игру. Вы уже знаете все виды декоративно -прикладного творчества. Перед вами лежат картинки с образцами работ, я называю виды искусств, а вы выкладываете картинки в том порядке, как я называю: хохлома, жостовская роспись, городецкая, дымковская и гжель. Молодцы, все правильно! А теперь к каждой картинки, попробуйте, найти предметы в нашей избе и осторожно положите у нужной картинки.

Воспитатель: Все правильно, вы отлично справились с заданием.

А у нас осталась последняя загадка от нашего домовенка.

Загадка 3:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый

(Хлеб)

Смотрите ребята, у нас тут и тесто, и так как наш домовой очень любит хлебушек, предлагаю сделать для него из теста крендельки и булочки.

Дети присаживаются за стол и лепят изделия.

Воспитатель: какие вкусные и красивые получились у вас крендельки и булочки, давайте положим их на тарелочку и угостим домовенка. Как раньше говорили, задобрим, чтобы он берег наш дом, огородил от бед и невзгод.

Рефлексия

Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей). А мне понравилось какие вы были активные и как внимательно меня слушали.

Итог занятия :

Ребята, мы с вами погостили в русской избе, рассмотрели предметы быта наших предков,вспомнили некоторые обычаи и традиции.

Публикации по теме:

Конспект итогового интегрированного открытого занятия для показа родителям в старшей группе Конспект интегрированного открытого занятия для показа родителям в старшей группе. Автор: Забелина Надежда Алексеевна, воспитатель высшей.

Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе «Путешествие по космосу»Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе «Путешествие по космосу» Цели: Расширить представления детей о космосе. Задачи: - Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих.

Конспект интегрированного занятия «Преданья старины красивой» Цель: «Знакомить детей с историей Московской губернии, ее традициями, бытом и культурным наследием». Задачи: - Развивать познавательные,.

Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Друзья природы» Цель: - Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе. Задачи: Образовательные: - Закрепить знания о воде, познакомить со свойством.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Зима полна серебра» Основные задачи образовательной деятельности с детьми: Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы. Продолжать совершенствовать.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Золотая осень» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Золотая осень» Цель: Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы.

Конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие во времени к истокам старины» Конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Путешествие во времени к истокам старины» Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предания старины» Тема: «Придания старины». Цель: Научить детей изготовлению тряпичной «куклы- берегини». Задачи: 1. Познакомить детей с обычаями русского.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской культуры «Платочек для матрёшки»Конспект занятия по приобщению к истокам русской культуры «Платочек для матрёшки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Задачи. 1. Познакомить детей с русским народным.

Маршрутная игра в старшей группе «Колесо старины русской»Маршрутная игра в старшей группе «Колесо старины русской» Министерство образования и науки РБ Прибайкальское РУО Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Татауровский детский сад «Родничок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе «К истокам русской старины»
Опубликовано: 13 марта 2019 в 22:20
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД