ирина леонова
Конспект интегрированного развивающего занятия «Мой город Тула!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста.
Автор: Леонова И. А. ,воспитатель МАДОУ — детского сада «Алёнушка»
Тема: «Мой город Тула!»
Цель: формирование интереса к «малой Родине», родному городу, к его прошлому и настоящему.
Публикация «Конспект интегрированного развивающего занятия „Мой город Тула!“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-комуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о своем городе, продолжать знакомить с достопримечательностями родного города, познакомить детей с историей возникновения самовара, с его устройством и назначением, закреплять знания детей о Тульском прянике.
Развивающие : развивать связную речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своему городу, чувство патриотизма, гордости за свою страну, причастности к ее жизни.
Материал: мультимедийная презентация, стенд «Наш город» с фотографии современного города; фильм «Тула земля моя», аудиозапись гимна города Тула; сделанная руками мастеров-тульские пряники, самовары; аудиоаппаратура, SMART доска.
Предварительная работа: просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций о достопримечательностях города; знакомство с работами народных мастеров, экскурсии в музей ДОУ, пение песен, рисование по теме, заучивание стихотворений о городе Туле, подвижная игра «У дедушки Трифона».
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости сегодня придёт очень хороший друг. Этот друг часто на многие вопросы отвечает «Не знаю!».
- Вы догадались, кто придёт к нам в гости? (ответы детей обсуждаются)
Раздаётся стук в дверь и в комнату входит Незнайка. Незнайка рад встрече с детьми, он улыбается, здоровается: - Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка, я живу в Цветочном городе, на улице Колокольчиков.
Незнайка здоровается с каждым ребёнком, при этом намеренно путает имена детей. Воспитатель журит Незнайку и предлагает детям представиться Незнайке: назвать своё имя.
Проводится дидактическая игра «Как тебя зовут?» (Дети называют имя, фамилию)
Воспитатель: - Как называется город, в котором мы живем? (Тула).
- Как называют жителей города Тулы? (Туляки).
Далее воспитатель приглашает Незнайку и детей рассмотреть фотографии с видами достопримечательностей родного края. Дети узнают и называют знакомые объекты: цирк, кукольный театр, детский сад, Тульский кремль.
Воспитатель ещё раз называет выставленные фотографии и предлагает детям назвать одним словом все, что они выложили.
Ты пешком его не обойдешь,
Здесь дома и те многоэтажные.
И заводы есть и парки и ещё,
Три реки большие, очень важные.
Здесь живут и стар, и молод,
Это наш любимый … (город).
Просмотр видеофильма
«Путешествие по городу» под музыку «Тула земля моя!»
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о нашем городе.
Воспитатель: Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?
На экране изображение города Тулы.
Дети: большой, красивый, современный.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, туляки гордятся своим городом?
Дети: Да.
Воспитатель: Согласна с вами. Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться. Давайте скажем почему мы любим свой город и поиграем в игру «Я люблю свой город потому что …».( Ответы детей:- Я люблю свой город потому что …. (я родился в нем,здесь живет моя семья, он очень красивый, здесь есть Тульский кремль, у меня здесь очень много друзей). Ответы детей могут быть разными.
Воспитатель: Красивый и замечательный получился у нас рассказ. а кто скажет, что изображено на картинке?
Дети: Тульский кремль.
Изображение Тульского кремля на экране.
Воспитатель: Правильно. Наш город возник, как крепость русского государства. Долгое время Тула защищала южные границы государства. В XVI веке была построена крепость – Тульский кремль. Все население размещалось на территории кремля. Это и был весь город.
Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию по городу. Перед вами Тульский музей оружия.
Он построен в форме боевого шлема. Уже издалека видно, что в этом здании собрана коллекция боевого оружия и нашего времени, и прошлых лет. Не зря говорят: «Тула – щит России». Тула - Город-герой, потому что во время Великой Отечественной войны туляки с честью обороняли свой город и не отдали его врагу. О мастерстве тульских оружейников, их умении защищать себя и свою землю от злого врага написаны песни.
Давайте ребята вспомним гимн нашего города «Тульская оборонная».
Дети исполняют гимн на слова Гурьяна В., музыку Новикова А. «Тульская оборонная»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы о нашем городе. Я буду начинать говорить первые слова, а вы если вспомнили, продолжите.
Дети: (заканчивают пословицы)
Туляк, родился, сразу… (за молоток схватился)
Тульская винтовка - … (стреляет ловко,
Туляки в делах (ловки,
Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно рассказали.
Кто работает, тот и цену отдыха знает. Туляки любят веселиться и играть. Давайте поиграем в игру «У дедушки Трифона»
Подвижная игра «У дедушки Трифона»
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо поиграли. И мы продолжаем нашу экскурсию, познакомим Незнайку с музеями и гордостью города Тулы. Посмотрите на экран.
В этом музее хранится гордость Тулы. А чтобы точнее определить этот предмет, нужно отгадать загадку.
Он пыхтит, как паровоз,
Важно поднял к верху нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
Дети: Самовар.
Рассказ воспитателя:
- Основателем первой тульской самоварной фабрики, открытой в конце XVIII века, был оружейник-туляк Назар Лисицын.
- Тульские самовары высоко ценились на выставках в Париже, Лондоне, Нью-Йорке за прочность, долговечность и красоту.
- Появился самовар, как металлический прибор для кипячения воды.
- Неповторимые образцы самоваров изготовлены на Тульском заводе «Штамп». Воспитатель: Из чего сделаны самовары
Дети: Из металла, меди.
Воспитатель: Какой формы бывают самовары?
Дети: самовар «Паук», самовар домик, самовар-кофейник, самовар-шар, самовар-груша, самовар-яйцо, самовар-ваза и др
Воспитатель: Какие бывают самовары?
Дети: Электрические, на углях.
Воспитатель: Самовары бывают комбинированные, предназначенные для поездок на дачу, греющие воду от электросети и от углей. Размеры и форма их самые разнообразные. Вмещают самовары от одного стакана воды до 250-450литров воды - это «самовары-великаны».
- Тула и в настоящее время остаётся самоварной столицей.
Чтение детьми отрывка из стихотворения В. Степанова о самоваре:
1-й ребё нок: Самовар раздула Тула
Тула Родина моя -
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
2-й ребё нок: Самовар гудит,
И топчет тропку в небо
Белый дым.
Днём ли, ночью -
Словно дома
Рядом с ним.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы про самовары. Я буду начинать говорить первые слова, а вы если вспомнили, продолжите.
Дети: (заканчивают пословицы)
В Тулу со своим самоваром. (не ездят,
Самовар кипит уходить,. (не велит).
Дидактическая игра «Собери самовар» - продолжать учить собирать из
частей целое, правильно складывая элементы, развивать зрительное
восприятие.
Воспитатель: Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник. Появились пряники на Руси примерно в IX веке. Первые пряники на Руси назывались медовым хлебом. Тесто для пряников особое, добавляется к нему много душистых пряностей. От них пряники получили своё название.
В Туле издавна делали печатные пряники. Мастеров, которые изготавливали пряники называли пряничниками. Печатными пряники назвали потому, что на самом деле их печатали, как книги. Рецепт приготовления пряников строго держался в секрете в семьях пряничников, передавался по наследству.
пряничники среди торговцев тульскими пряниками.
- Рассматривание пряников.
Воспитатель: Как называли мастеров по изготовлению пряников? (Пряничники).
Воспитатель: Какую форму имеют пряники? (круглые, овальные, фигурные и др.)
Воспитатель: Какие пряники на вкус? (Ответы детей).
Интерактивная игра «Замеси тесто»
(Дети выполняют задание на доске SMART Notebook).
На экране картинка с изображением бабушки из сказки за столом с тестом и набор продуктов, спрятанных в разных местах комнаты. Путем правильного подбора ингредиентов, дети помогают бабушке вспомнить, какие продукты нужны для изготовления сладкого теста. Нужные продукты ставят на стол, ненужные остаются на месте.
Воспитатель: Как же приятно сидеть в кругу друзей за интересной беседой с чашечкой чая. Что и говорить, любят на Руси чайку попить. И на вкус приятный, и остывает медленно, да и для душевной беседы лучше самовара с пряниками не найти.
Игра «Смешарики ждут гостей»
(дети выполняют задание на доске SMART Notebook).
На экране изображены мультяшные герои Смешарики, они ждут гостей. Надо приготовить стол к приходу гостей. Дети помогают героям. Правильно сервируют стол, ставят сладости к чаю (путем перетаскивания предметов).
Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все то что есть прекрасного в нашем городе кем создано?
Дети: Людьми.
Воспитатель: Верно, нашими земляками, которые все делали и делают для того, чтобы наш город стал ещё краше.
Воспитатель: Наш народ может и трудиться, и Родину защищать, и дружить, и веселиться. Наши современные поэты и музыканты прославляют нашу Родину в песнях и стихах.
- Дети, а теперь вас и Незнайку приглашаю на чаепитие с самоваром и тульскими пряниками.
После чаепития Незнайка благодарит за путешествие, угощение и уходит.