МААМ-картинки

Конспект интегрированного урока для 4 класса «Древнерусские воины-защитники»

Светлана Огорелкова
Конспект интегрированного урока для 4 класса «Древнерусские воины-защитники»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДУБРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ

ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ –ЗАЩИТНИКИ

Интегрированный урок для 4 класса

(Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.)

УМК «Начальная школа XXI век»

Автор: учитель начальных классов

Огорелкова Светлана Анатольевна

.

Тема: Древнерусские воины – защитники.

Публикация «Конспект интегрированного урока для 4 класса „Древнерусские воины-защитники“» размещена в разделах

Цель: Познакомить учащихся с древнерусскими воинами через героические страницы истории России, художественные образы богатырей.

Задачи:

Ознакомить с новым фольклорным жанром – былина;

Формировать навыки смыслового чтения;

Развивать интерес к истории Отечества;

Прививать чувство патриотизма и долга перед Отечеством.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусские воины – защитники.

Музыкальный ряд: песня «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз А. Пахмутовой.

Оборудование: экран, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, листы бумаги.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Подготовка к восприятию.

-Назовите жанры устного народного творчества. (Слайд 1)

III. Изучение нового материала

-Как вы думаете, что такое былина?

-Слово «былина» означает «быль» т. е. правдивое повествование. (Слайд 2)

Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования. Пришли они к нам с времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей. (Слайд 3)

-Ребята, а кто является главным героем былины?

- Кто такие богатыри?

Сообщение темы и постановка задач урока

- Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме фольклор. Посмотрим, какие люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника.

В течении всего урока не забывайте себя оценивать.

Самооценка ученика___(фамилия, имя)

Былины –

Князь А. Невский –

Рисунок древнерусского воина –

Посмотрите на репродукции картин Виктора Михайловича Васнецова.

- Кто изображён на картинах? (Слайд 4-7 (Русские богатыри.)

- Кто такие богатыри? (Это храбрые, смелые, сильные люди, которые любят свою Родину, свою землю, защищают свой народ.)

-Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

- Кто знает имена богатырей, изображенных на картине (Слайд 7) (В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.)

- Во что одеты богатыри? (Головной убор – шлем, кольчуга – одежда из металлических колец для защиты тела, латы - металлические пластины в одежде.)

- Какое оружие у богатырей? (Меч, лук, палица, копьё.)

- Опишите коней богатырских. ( Кони подстать богатырям: могучие, сильные.)

- Опишите природу. (Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность.)

-О чем думают богатыри (Богатыри всматриваются вдаль, вслушиваются. Смотрят не видать ли где врагов земли русской.)

Рассмотрите картину Павла Корина «Александр Невский» (Слайд 8)

- На что сразу обращаешь внимание, когда смотришь на эту картину? (На огромную фигуру Александра Невского.)

- Как изобразил художник Александра Невского? (Он изображен в полный рост, занимает почти всю картину.)

- Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца. Он смотрит вдаль, туда, откуда, вероятно, идут полчища врага.)

- Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелый панцирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове — шлем, в руках — огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)

- О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо стоит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится человек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о духовной и физической силе этого человека, его уверенности в себе и предстоящей победе.)

- Что же готов защищать герой картины? ( Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы — все, что мы видим за ним на заднем плане картины.) Образ Невского — исторический символ. ; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю

Физминутка «Мы сильными становимся»

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

IV. Работа в группах.

1группа Литераторы. Работают над былиной «Волх Всеславович».

2 группа Историки. Изучают тему по окружающему миру «Как русские воины победили шведских захватчиков».

3 группа Искусствоведы. Анализируют картину В. М. Васнецова «Богатыри»

Задание: составить характеристику героя. Данные занести в таблицу.

Характеристика героя

Имя героя Черты характера Внешний вид Основные умения

Сравниваем характеристики героев.

V.Знакомство с доспехами и оружием древнерусского воина. (Слайд 9-11)

Вывод: древнерусский воин- это сильный, крепкий человек. Смелый, храбрый. Одет в кольчугу. Оружие: меч, копьё. Древнерусского воина можно назвать богатырём.

-А что самым ценным и главным было для русских

Богатырей? – Правильно, защита Отечества.

VI. ИЗО. Творчески практическая деятельность.

Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря под музыку

«Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз А. Пахмутовой.

VII.Итог урока. Рефлексия.

А наших современных парней можно назвать богатырями?

Как вы думаете, что надо делать, чтобы стать богатырем?

Прикреплённые файлы:

drevneruskie-voiny_v4iov.pptx | 2236,99 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока для 2 класса «1 сентября — День знаний» Сценарий урока день знаний 2 класс Если ты с утра проснулся И увидел за окном: Все нарядны и с цветами, И веселья полон дом; Если видишь:.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Мир растений» Тема урока: Мир растений Цели: Ознакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений. Задачи урока:.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Чем растения отличаются от животных?» Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат • Мотивировать к изучению темы. • Стимулировать эмоционально - ценностное отношение.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Разнообразие растений» Предмет: Окружающий мир Класс: 3 Урок: 13 Дата: 19.10.2016 г. Тема: «Разнообразие растений» Педагогическая цель: создание условий для.

Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Местоимение» Тема: Местоимение Цель: изучить понятие «Местоимение» Знать: понятие «местоимение», вместо каких имён употребляется, как изменяются, чем.

Конспект урока по математике для 3 класса «Квадратный дециметр»Конспект урока по математике для 3 класса «Квадратный дециметр» Цель урока: знакомство с новой единицей измерения площади, установление соотношения между единицами измерения площади: квадратным дециметром.

Конспект урока по физической культуре для учащихся 5 класса по теме «Баскетбол» Цель урока: воспитать чувства взаимопомощи в командной игре, активность и дисциплинированность, а также привить любовь. к спорту Остановка.

Конспект урока по литературе для 7 класса «Максим Горький. Детство» Тема: Максим Горький «Детство» Цель: изучить главы из повести «Детство» Знать: биографию Горького (частично) Понимать: мотивы поведения.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Что такое погода?» Тема урока: «Что такое погода?» Тип урока. Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Дать общее представление о погоде и том, из.

Конспект урока для 1 класса по обучению грамоте и письму «Письмо заглавной буквы Ю» Тема урока: «Письмо заглавной буквы Ю» Цель: Создать условия для формирования умения обучающихся писать заглавную букву Ю. Учебные задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного урока для 4 класса «Древнерусские воины-защитники»
Опубликовано: 21 января 2018 в 18:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД