Конспект интегрированного урока для 4 класса «Древнерусские воины-защитники»

Светлана Огорелкова
Конспект интегрированного урока для 4 класса «Древнерусские воины-защитники»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДУБРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ

ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ –ЗАЩИТНИКИ

Интегрированный урок для 4 класса

(Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.)

УМК «Начальная школа XXI век»

Автор: учитель начальных классов

Огорелкова Светлана Анатольевна

.

Тема: Древнерусские воины – защитники.

Цель: Познакомить учащихся с древнерусскими воинами через героические страницы истории России, художественные образы богатырей.

Задачи:

Ознакомить с новым фольклорным жанром – былина;

Формировать навыки смыслового чтения;

Развивать интерес к истории Отечества;

Прививать чувство патриотизма и долга перед Отечеством.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусские воины – защитники.

Музыкальный ряд: песня «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз А. Пахмутовой.

Оборудование: экран, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, листы бумаги.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Подготовка к восприятию.

-Назовите жанры устного народного творчества. (Слайд 1)

III. Изучение нового материала

-Как вы думаете, что такое былина?

-Слово «былина» означает «быль» т. е. правдивое повествование. (Слайд 2)

Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования. Пришли они к нам с времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей. (Слайд 3)

-Ребята, а кто является главным героем былины?

- Кто такие богатыри?

Сообщение темы и постановка задач урока

- Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме фольклор. Посмотрим, какие люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника.

В течении всего урока не забывайте себя оценивать.

Самооценка ученика___(фамилия, имя)

Былины –

Князь А. Невский –

Рисунок древнерусского воина –

Посмотрите на репродукции картин Виктора Михайловича Васнецова.

- Кто изображён на картинах? (Слайд 4-7 (Русские богатыри.)

- Кто такие богатыри? (Это храбрые, смелые, сильные люди, которые любят свою Родину, свою землю, защищают свой народ.)

-Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

- Кто знает имена богатырей, изображенных на картине (Слайд 7) (В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.)

- Во что одеты богатыри? (Головной убор – шлем, кольчуга – одежда из металлических колец для защиты тела, латы - металлические пластины в одежде.)

- Какое оружие у богатырей? (Меч, лук, палица, копьё.)

- Опишите коней богатырских. (Кони подстать богатырям: могучие, сильные.)

- Опишите природу. (Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность.)

-О чем думают богатыри (Богатыри всматриваются вдаль, вслушиваются. Смотрят не видать ли где врагов земли русской.)

Рассмотрите картину Павла Корина «Александр Невский» (Слайд 8)

- На что сразу обращаешь внимание, когда смотришь на эту картину? (На огромную фигуру Александра Невского.)

- Как изобразил художник Александра Невского? (Он изображен в полный рост, занимает почти всю картину.)

- Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца. Он смотрит вдаль, туда, откуда, вероятно, идут полчища врага.)

- Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелый панцирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове — шлем, в руках — огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)

- О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо стоит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится человек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о духовной и физической силе этого человека, его уверенности в себе и предстоящей победе.)

- Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы — все, что мы видим за ним на заднем плане картины.) Образ Невского — исторический символ. ; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю

Физминутка «Мы сильными становимся»

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

IV. Работа в группах.

1группа Литераторы. Работают над былиной «Волх Всеславович».

2 группа Историки. Изучают тему по окружающему миру «Как русские воины победили шведских захватчиков».

3 группа Искусствоведы. Анализируют картину В. М. Васнецова «Богатыри»

Задание: составить характеристику героя. Данные занести в таблицу.

Характеристика героя

Имя героя Черты характера Внешний вид Основные умения

Сравниваем характеристики героев.

V.Знакомство с доспехами и оружием древнерусского воина. (Слайд 9-11)

Вывод: древнерусский воин- это сильный, крепкий человек. Смелый, храбрый. Одет в кольчугу. Оружие: меч, копьё. Древнерусского воина можно назвать богатырём.

-А что самым ценным и главным было для русских

Богатырей? – Правильно, защита Отечества.

VI. ИЗО. Творчески практическая деятельность.

Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря под музыку

«Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз А. Пахмутовой.

VII.Итог урока. Рефлексия.

А наших современных парней можно назвать богатырями?

Как вы думаете, что надо делать, чтобы стать богатырем?

Прикреплённые файлы:

drevneruskie-voiny_v4iov.pptx | 2236,99 Кб | Скачан: 12
 
Публикации по теме:

Конспект урока для 2 класса «1 сентября — День знаний» Сценарий урока день знаний 2 класс Если ты с утра проснулся И увидел за окном: Все нарядны и с цветами, И веселья полон дом; Если видишь:.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Мир растений» Тема урока: Мир растений Цели: Ознакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений. Задачи урока:.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Чем растения отличаются от животных?» Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат • Мотивировать к изучению темы. • Стимулировать эмоционально - ценностное отношение.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Разнообразие растений» Предмет: Окружающий мир Класс: 3 Урок: 13 Дата: 19.10.2016 г. Тема: «Разнообразие растений» Педагогическая цель: создание условий для.

Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Местоимение» Тема: Местоимение Цель: изучить понятие «Местоимение» Знать: понятие «местоимение», вместо каких имён употребляется, как изменяются, чем.

Конспект урока по математике для 3 класса «Квадратный дециметр»Конспект урока по математике для 3 класса «Квадратный дециметр» Цель урока: знакомство с новой единицей измерения площади, установление соотношения между единицами измерения площади: квадратным дециметром.

Конспект урока по физической культуре для учащихся 5 класса по теме «Баскетбол» Цель урока: воспитать чувства взаимопомощи в командной игре, активность и дисциплинированность, а также привить любовь. к спорту Остановка.

Конспект урока по литературе для 7 класса «Максим Горький. Детство» Тема: Максим Горький «Детство» Цель: изучить главы из повести «Детство» Знать: биографию Горького (частично) Понимать: мотивы поведения.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Что такое погода?» Тема урока: «Что такое погода?» Тип урока. Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Дать общее представление о погоде и том, из.

Конспект урока для 1 класса по обучению грамоте и письму «Письмо заглавной буквы Ю» Тема урока: «Письмо заглавной буквы Ю» Цель: Создать условия для формирования умения обучающихся писать заглавную букву Ю. Учебные задачи:.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • 23 февраля
Автор публикации:
Конспект интегрированного урока для 4 класса «Древнерусские воины-защитники»
Опубликовано: 21 января 2018 в 18:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Видеоотчёт об участии учениц 1 класса в фестивале художественной самодеятельности с...
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию видеоотчет участия учениц 1 класса в районном этапе Республиканского фестиваля художественной...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...
Поделки из бросового материала
В нашем детском саду прошел конкурс на тему " Поделки из бросового материала". Дети подготовительной группы т совместно с родителями приняли активное...