Светлана Огорелкова
Конспект интегрированного урока для 4 класса «Древнерусские воины-защитники»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДУБРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ
ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ –ЗАЩИТНИКИ
Интегрированный урок для 4 класса
(Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.)
УМК «Начальная школа XXI век»
Автор: учитель начальных классов
Огорелкова Светлана Анатольевна
.
Тема: Древнерусские воины – защитники.
Публикация «Конспект интегрированного урока для 4 класса „Древнерусские воины-защитники“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: Познакомить учащихся с древнерусскими воинами через героические страницы истории России, художественные образы богатырей.
Задачи:
Ознакомить с новым фольклорным жанром – былина;
Формировать навыки смыслового чтения;
Развивать интерес к истории Отечества;
Прививать чувство патриотизма и долга перед Отечеством.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусские воины – защитники.
Музыкальный ряд: песня «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз А. Пахмутовой.
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, листы бумаги.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Подготовка к восприятию.
-Назовите жанры устного народного творчества. (Слайд 1)
III. Изучение нового материала
-Как вы думаете, что такое былина?
-Слово «былина» означает «быль» т. е. правдивое повествование. (Слайд 2)
Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования. Пришли они к нам с времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей. (Слайд 3)
-Ребята, а кто является главным героем былины?
- Кто такие богатыри?
Сообщение темы и постановка задач урока
- Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме фольклор. Посмотрим, какие люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника.
В течении всего урока не забывайте себя оценивать.
Самооценка ученика___(фамилия, имя)
Былины –
Князь А. Невский –
Рисунок древнерусского воина –
Посмотрите на репродукции картин Виктора Михайловича Васнецова.
- Кто изображён на картинах? (Слайд 4-7 (Русские богатыри.)
- Кто такие богатыри? (Это храбрые, смелые, сильные люди, которые любят свою Родину, свою землю, защищают свой народ.)
-Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.
Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.
«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
- Кто знает имена богатырей, изображенных на картине (Слайд 7) (В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.)
- Во что одеты богатыри? (Головной убор – шлем, кольчуга – одежда из металлических колец для защиты тела, латы - металлические пластины в одежде.)
- Какое оружие у богатырей? (Меч, лук, палица, копьё.)
- Опишите коней богатырских. ( Кони подстать богатырям: могучие, сильные.)
- Опишите природу. (Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность.)
-О чем думают богатыри (Богатыри всматриваются вдаль, вслушиваются. Смотрят не видать ли где врагов земли русской.)
Рассмотрите картину Павла Корина «Александр Невский» (Слайд 8)
- На что сразу обращаешь внимание, когда смотришь на эту картину? (На огромную фигуру Александра Невского.)
- Как изобразил художник Александра Невского? (Он изображен в полный рост, занимает почти всю картину.)
- Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца. Он смотрит вдаль, туда, откуда, вероятно, идут полчища врага.)
- Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелый панцирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове — шлем, в руках — огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)
- О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо стоит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится человек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о духовной и физической силе этого человека, его уверенности в себе и предстоящей победе.)
- Что же готов защищать герой картины? ( Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы — все, что мы видим за ним на заднем плане картины.) Образ Невского — исторический символ. ; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю
Физминутка «Мы сильными становимся»
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
IV. Работа в группах.
1группа Литераторы. Работают над былиной «Волх Всеславович».
2 группа Историки. Изучают тему по окружающему миру «Как русские воины победили шведских захватчиков».
3 группа Искусствоведы. Анализируют картину В. М. Васнецова «Богатыри»
Задание: составить характеристику героя. Данные занести в таблицу.
Характеристика героя
Имя героя Черты характера Внешний вид Основные умения
Сравниваем характеристики героев.
V.Знакомство с доспехами и оружием древнерусского воина. (Слайд 9-11)
Вывод: древнерусский воин- это сильный, крепкий человек. Смелый, храбрый. Одет в кольчугу. Оружие: меч, копьё. Древнерусского воина можно назвать богатырём.
-А что самым ценным и главным было для русских
Богатырей? – Правильно, защита Отечества.
VI. ИЗО. Творчески практическая деятельность.
Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря под музыку
«Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз А. Пахмутовой.
VII.Итог урока. Рефлексия.
А наших современных парней можно назвать богатырями?
Как вы думаете, что надо делать, чтобы стать богатырем?