Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на Таймыр»

Ирина Потехина
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на Таймыр»

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний детей о коренных жителях Севера. Знакомство с жителями полуострова Таймыр долганами, их традициями, обычаями,народными промыслами,устным народным творчеством.

ЗАДАЧИ:

-Расширять представления детей об окружающей среде,воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

-Познакомить с играми народов Севера, развивающих силу рук,спины,ног. Воспитывать выдержку и настойчивость.

-Развивать творческий потенциал и познавательную активность детей через групповые и игровые формы работы.

-Формировать стремление к достижению положительных результатов.

-Воспитывать уважение к истории Красноярского края, формировать чувство гордости за свой край.

МАТЕРИАЛ:

-Атрибуты и костюмы к драматизации сказки.

-Видеопризентация.

-Проектор и экран.

-Аудиопесни народов Севера.

-2 стульчика.

-обручи.

-гимнастические палки.

-2 удочки.

-2 ведёрка.

-рыбки на магнитах.

-4 отреза ткани для чумов.

-указка.

ХОД:

-СЛАЙД "Карта Красноярского края ".

Ведущая: Как называется край,в котором мы с вами живём (Красноярский)

На территории Красноярского края проживают 33 народности. Основное население края – русские,на юге в Хакассии проживают хакасы. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Север нашего края.

-СЛАЙД "Карта Таймыра ".

Вы на карту посмотрите

И Таймыр на ней найдите.

Потому что здесь наш дом,

Мы на Севере живём.

Рассматривание герба Таймыра и объяснение детям.

СЛАЙД "Тундра".

П-ов Таймыр - удивительный и суровый край. Это край 1000 озёр и рек. Полгода там длится полярная ночь,полгода -полярный день. Здесь нет крупных городов,да и мелких тоже. Только степи тундры. 9 месяцев в году она покрыта снегом. Присутствие человека здесь практически незаметно и природа сохранилась какая была в ледниковый период. Зимой здесь дуют сильные ветра,которые превращаются в пургу на несколько недель.

Богат животный мир Таймыра.

-СЛАЙД " Животный мир ".

В тундре живут 14 видов животных. Самый крупный - белый медведь,самый маленький -арктическая бурозубка.

Охота идёт на песца, горностая,ласку,северного оленя,волка.

Не так давно, лет 40 назад,сюда завезли из Канады овцебыков Им не страшны бураны и морозы.

-СЛАЙД "Одежда долган ".

Здесь,на Таймыре,живут долганы-сильные и выносливые люди. Сами долганы называют себя "тыа" или "тыа -кихи",т. е лесные люди или кочевые люди. Почему (беседа с детьми о кочевниках).

Посмотрите на одежду этого народа. Зимняя одежда сшита из меха животных,причём подол шубы сзади длинный,чтобы сидеть на холодной земле.

Летняя одежда сшита из сукна. Одежда украшена узорами вышивки. В узоре мог быть представлен рассказ о жизни племени,сказка,песня мастерицы. Выполняли узор цветным мехом,бисером,цветными нитками. Использовали геометрические узоры,полосы,зигзаги Цвет белый,чёрный,синий,красный,зелёный.

Долганы очень гостеприимные. Появление гостя является важным событием Гостя обязательно попросят заночевать,передохнуть,рассказать новости. Перед отъездом обязательно подарят подарок.

Живут долганы в различных жилищах.

-Слайд "Жилища долган ".

-и в русских избах;

-и в якутских балаганах;

-и в балках;

-и в чумах и санных жилищах,когда кочуют за оленями.

Как вы думаете,из чего они строят чумы (деревянные шесты, шкуры)

Чум получается крепкий,уютный.

Давайте с вами попробуем сами построить чум.

Игра "Построй чум ".

(4 команды детей строят чумы,а затем их разбирают,чтобы перевезти на другое место)

В центре чума у долган находится очаг или металлическая печь. У них есть обычай почитания огня. Они бросают в огонь куски пищи,"угощая" его. Нельзя в огонь плевать, нельзя с ним играть. Есть у долган обряд очищения и ритуального преклонения очагу-костру.

Солнце почиталось не только как источник жизни, но и как символ идеал а. Добрый человек -как солнце а злой -как змея.

На Таймыре почти полгода не бывает солнца, люди живут,трудятся при полярной ночи,в сумерках и темноте.

Вот почему весной, когда солнце впервые появляется на небосклоне,долганы надевают праздничную одежду и весело отмечают это событие.

-Слайд "Праздники долган ".

долганы отмечают День оленевода, День чистого чума. Они поют и танцуют,имитируя птиц и северных животных.

Жизнь всех северных народов тесно связана с животным миром Красноярского края.

-Слайд "Олени".

Долганы разводят северных оленей,пасут их в тундре. Северяне заботятся об оленях,потому что олень для них:

-средство передвижения;

-одежда (шьют из шкур одежду,обувь,сумки.)

-еда (оленей доят и пью их молоко,мясо едят варёным,морозят,коптят. Лакомство долган-молодые оленьи рога,опалённые над костром. Долганы варят мясные бульоны и супы.

Но чтобы поймать оленя нужно быть очень смелым, ловким и сильным. Поэтому оленеводы постоянно тренируются и устраивают игры-состязания между собой.

Посмотрим какие ловкие вы!

Игра "Перетягивание палки".

(Мальчики парами сидят,упёршись ступнями и тянут палку к себе. Кто оторвёт соперника от пола или вырвет палку -победил)

На Таймыре много диких оленей. Долганы хорошие охотники. Чтобы поймать оленя охотники используют аркан (верёвка с петлёй)

Игра "Поймай оленя ".

(девочки набрасывают обручи на спинку стула)

На Таймыре много озёр с ценной рыбой.

-Слайд "Рыбак ".

Рыбу едят варёной, сушёной,малосольной,замороженной (стругают ножом и макают в соль) Ловят рыбу сетями. А мы отправимся на рыбалку с удочкой.

-Игра "Рыбалка".

(2 Команды детей соревнуются в ловле рыбы на удочку)

-Слайд "Сказки ".

Долгой полярной ночью долганы загадывают загадки. Весной и летом загадывать нельзя. В древности загадки у долган считались магическими и были испытанием для героя. Чтобы охота на оленей была удачной,охотники загадывали и отгадывали загадки вместе.

Попробуйте отгадать,что это:

На гладком льду рыбу покрошили. (звёзды на небе).

На крыше щербатый ковшик лежит (месяц).

Красную лису в красной норе привязали,и она никак убежать не может. (язык).

Множества людей на себе льдины несут. (пальцы и ногти).

Сказки долган всегда отвечают на какой-то вопрос:

-Как появились галки?

-Откуда пошли разные народы?

-Почему лиса красная?

Когда детям рассказывали сказку, то старики рисовали на земле следы птиц, животных, которых потом на охоте показывали детям.

Когда дети становились взрослыми им рассказывали предания и мифы. В них были настоящие имена людей,которые когда-то жили,географические названия. Рассказчики помнили все поколения людей,их имена.

Песни долган рождались,чтобы скоротать длинные полярные ночи и облегчить суровую и трудную жизнь. Пел охотник о том, что видел вокруг: белый снег,снегом покрытые холмы и поляны,реки и озёра. (звучат в записи песни долган)

Посмотрите, к нам приближается сказка.

Показ сказки-драматизации "Почему лиса красная? "

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «На помощь Крошу» Цель: Развитие познавательной активности детей. Формирование представлений о работе астрономов. Задачи: 1. Воспитательные. Воспитывать уважение.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наш дом-Земля»Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наш дом-Земля» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наш дом -Земля» Интеграция образовательных областей:.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в страну Профессий» Задачи: * познакомить детей с профессиями: повар, врач, шофер, их трудовыми процессами, с предметами – помощниками; * воспитывать уважение.

Конспект комплексной ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»Конспект комплексной ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Прибыткова Н. Ю. ,Чулкова М. Н. ,Бабахина А. В. ,Фёдорова Л. В., Вячеславова Л. Г. Конспект комплексной ООД по развитию познавательных способностей.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на необитаемый остров» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98» г. Чебоксары Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику» Задачи: Совершенствовать умение объединять группу предметов по их назначению, развивать логику, мышление и воображение используя технологию.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Волшебное путешествие» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в Москву» (подготовительной к школе группы) Цель: расширять представления детей о городе Москве – как о столице нашей Родины. Задачи: 1. Уточнить и углубить знания дошкольников о городе.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Космос» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Космос» Цель: формирование первоначальных представлений.

«Космическое путешествие». Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе .

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на Таймыр»
Опубликовано: 16 октября 2016 в 17:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет первого занятия-экскурсии в бассейн ДОУ
Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. Зачем малышей водить в бассейн? Многие скажут, что...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе: «Светофор».
Цель: закрепление знаний детей о светофоре через практическую деятельность, познакомить с новым знаком «подземный переход». Задачи: 1. Закрепить с детьми...
Фото и видео репортаж о ледовом шоу в преддверии Дня зимних видов спорта
Двадцатого января по инициативе международной федерации лыжного спорта с 2012 года мы празднуем всемирный день снега или Международный день зимних видов...
Новогодний утренник «Приключения у Новогодней елки». для детей подготовительной...
Цели: Создание доброжелательной атмосферы, привлечение детей к активному разнообразному участию в новогоднем празднике. Задачи: Развивающая: Развивать у...
Музыкально–танцевальные занятия как процесс развития детей с нарушением слуха.
Развитие музыкально – ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит различно, особенно у детей с нарушением слуха. Творческая активность детей...