Татьяна Щербакова
Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
«Жалобная книга природы» Тема: «Жалобная книга природы».
Автор: учитель-логопед Щербакова Т. В., воспитатель Моисеева О. И.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Целью данного занятия является : объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.
Практическая значимость занятия заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.
Непосредственно-образовательная деятельность «Жалобная книга природы» может использоваться воспитателями старших, подготовительных групп ДОУ.
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Задачи образования:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие);
- обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- предупреждать утомляемость детей. «Физическое развитие»;
- активизировать словарный запас: природа, пожар, птицы, помощь, вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо». (Речевое развитие);
- Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений); (Социально-коммуникативное развитие).
Задачи воспитания:
• формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Задачи развития :
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Планируемые результаты:
Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Возрастная группа : старшая, подготовительная группа
Длительность НОД: 25 - 30 минут.
Приёмы руководства деятельностью детей :
1. Словесный (чтение, беседа).
2. Наглядный (демонстрация, показ).
3. Игра (познавательная, развивающая, двигательная).
4. Аудиозаписи.
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей.
Материалы и оборудование:
- Аудио запись голоса птиц;
- Магнитофон с флеш - картой;
- Проектор, компьютер для просмотра презентации;
- книга "Жалобная книга природы", макет муравейника, камни с цифрами, мусорные пакеты, фотографии лесных пейзажей, грамзапись шума леса, голосов птиц.
Виды детской деятельности в НОД:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть
Ход ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка.
- Здравствуйте дети, я очень рада с вами со всеми встретиться!
Уч. -л. –Дети, а как вы думаете, что такое природа?
Дети – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.
Правильно дети. А Вы знаете как себя надо правильно вести на природе?
Б. Юля
Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да гнезда птиц не разорять.
Уч. -л. – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?
Дети – Жалобная книга природы.
К. Дима
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
Уч. -л. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?
Дети – Помочь природе.
Уч. -л. – Боюсь, что мне одной не справиться. Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?
– Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.
– А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).
Книга – Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
Д\и «Муравейник» (от 1 до 10) (на столике 4 цвета – по два ребенка).
Дети, вам надо не только восстановить тропинку для муравьёв, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10 и цвету. Справитесь?
Уч. -л. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.
Уч. -л. – О чем же еще поведает нам книга жалоб?
Компьютерная игра «Помоги мишке»
- Ребята, мишка в лесу заблудился, поможем ему перебраться через речку в свою берлогу.
– Шум и гам в лесу стоит,
В норках весь лесной народ сидит.
Почему их обижают,
И в лесу спокойно жить мешают?
Уч. -л. -Дети, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет лес. (Изображение леса). Посмотрите внимательно, что с ним случилось?
Ж. Нилуфар
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).
Воспитатель:
- Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей.
- Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).
Давайте-ка с вами его уберём. (Дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия, что мы сделаем с мусором? (выбросим в мусорный бак).
- Давайте здесь поставим специальные знаки. О чём они будут предупреждать людей, которые пришли в лес? (Дети рассказывают).
- Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.
- Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Давайте поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет).
Если съем я пирожок и выброшу бумажку (нет).
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да).
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да).
Если разведу костёр, а тушить не буду (нет).
Если сильно насорю и убрать забуду (нет).
Если мусор уберу, банку закопаю (да).
Я люблю свою природу, я ей помогаю (да).
Уч. -л. - Ребята, мы с вами хорошо потрудились, и сейчас я вам предлагаю встать в кружок и немного отдохнуть.
Привал.
Дыхательная гимнастика
Гуси летят
• Гуси высоко летят.
• На детей они глядят.
• 1 — руки поднять в стороны — вдох
• 2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох
Ёжик
• Ёжик добрый, не колючий,
• Посмотри вокруг получше.
• 1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом
• 2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.
Регулировщик
• Верный путь он нам покажет,
• Повороты все укажет.
• 1 — правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох через нос
• 2 — левая рука вверх, правая рука в сторону — выдох + звук «р-р-р»
Маятник
• Влево, вправо, влево, вправо,
• А затем начнём сначала.
• Руки на поясе — вдох
• 1 — наклон вправо — выдох
• 2 — руки на поясе — вдох
• 3 — наклон влево — выдох
• 4 — руки на поясе — вдох
Выдох со звуком «т-у-у-х».
Гимнастика из хатха-йоги:
- Поза лотоса.
- Поза коровы.
- Поза кобры.
- Поза аиста.
- А теперь давайте откроем следующую страничку и посмотрим, кто же еще нуждается в нашей помощи.
- Дети, Красная книга Тамбовской области просит нас о помощи. Знаете ли вы названия растений и животных, занесенных в красную книгу?
Воспитатель: - Какой лесной цветок занесён в Красную книгу Тамбовской области и является лекарственным растением?
Дети: - Ландыш.
Воспитатель: - Какое из этих животных занесёно в Красную книгу Тамбовской области и является хищником?
Дети: - Бурый медведь.
Воспитатель: - Какая из этих птиц занесёна в Красную книгу Тамбовской области и является лесным доктором?
Дети: - Дятел.
Воспитатель: - Молодцы. Давайте будем с вами охранять и беречь природу нашего края.
Жалобная книга природы снова нас просит о помощи.
- Скажите, что изображено на следующем слайде?
- Что нужно всем предметам, изображённым на нём?
- Какая вода нужна человеку?
- Что нужно сделать, чтобы очистить воду? Вот сейчас мы и постараемся это сделать. Распределимся на группы. Получите свои номерки и займите свои рабочие места в нашей лаборатории.
Группа №1 – грязная вода, пустая банка, воронка, фильтр - бинт.
Группа №2 – грязная вода, пустая банка, воронка, фильтр - ватный диск.
Группа №3 – грязная вода, пустая банка, воронка, фильтр – бинт, ватный диск.
Описание опыта: ставим воронку в пустую банку, кладём в неё фильтр, осторожно наливаем грязную воду.
- Что произошло с водой у группы №1, №2, №3?
- У какой группы вода самая чистая? Почему?
Итог занятия.
- Кому мы помогали на сегодняшнем занятии?
В. – Посмотрите, книга-то закрылась, значит, жалобы закончились и книга рада вашей проделанной работе и добрым делам. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, дети. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие? А что нового Вы узнали на нашем занятии?
- Я хотела поблагодарить Вас, дети, за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.
- За активное участие в помощи красной книге она награждает вас значком «Юный эколог».