Валерия Поплавская
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в сказочный мир музыки Эдварда Грига»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в сказочный мир музыки
Эдварда Грига»
Пояснительная записка
Целью музыкального занятия в подготовительной к школе группе является воспитание у обучающихся музыкальной культуры как части их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. В репертуар занятия по музыке входят произведения, играющие важную роль в развитии музыкальной культуры дошкольников именно в данный возрастной период, когда музыка может вызвать потрясение в душе ребенка, именно в возрасте 6-7 лет. Творчеству Грига принадлежит важная роль в образовательном процессе, его музыка вводит обучающихся в особый, своеобразный художественный мир. Композитора открывает перед дошкольниками целый пласт европейской художественной культуры, представленный, наряду с его собственной музыкой, творчеством его современников и соотечественников — литераторов, драматургов, живописцев, деятелей театра и др.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие в сказочный мир музыки Эдварда Грига“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Цели:
- Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений.
Задачи:
- Учить различать средства музыкальной выразительности.
- Развивать связную образную речь, воображение, творческие способности.
- Побуждать к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, мимике, инсценировке и т. д.
- Развивать умение работать в группах, навыки сотрудничества.
- Развивать желание превращаться в образ, учить анализировать увиденный образ, выделяя характер объектов; обучать координации совестных действий по поиску способов достижения результатов.
- Вызвать интерес к творчеству норвежского композитора Э. Грига и, природным особенностям Норвегии.
Ход занятия
1. Слайд «Природа»
«Утро» Эдварда Грига.
2. Слайд «Утро» Дети входят в зал
Муз. рук. :
- Тихо- тихо рядом сядем, Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде – Разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены – Вся земля видна вокруг
Плывут звуки речкой пенной, Тихо дремлют лес и луг
Вдаль бегут лесные тропки. Тают в дымке голубой
Это музыка торопи. И зовет нас за собой!
Муз. Рук. : (фоном звучит произведение Э. Грига «Утро», на экране слайд рассвет) Ребята, я сегодня приготовила, портрет одного композитора, но не как не могу его найти, куда я его положи, не помню! Помогите мне его найти в зале. (дети приносят портреты композиторов которые им еще не знакомы и портрет Э. Грига). Спасибо, вам большое. Посмотрите, какие портреты вы нашли в музыкальном зале, и попробуйте догадаться о каком композиторе мы сегодня будем говорить? (Э. Григ) Молодцы! А как еще можно было догадаться, о ком сегодня пойдёт речь? (музыка, картинка). Правильно, нам помогла сама музыка. Ребята, кто из вас узнал, какая музыка нас с вами встречает в зале? Кто помнит сюжет сказки, главного героя, что там происходило? (ответы) Высокие горы, рыбаки, суровый климат. Почему Э. Григ начал свою музыкальную сказку с произведения «Утро», давайте вместе подумаем? В этом произведении он передал всю любовь к природе своего родного края.
3. Слайд «Портрет композитора».
Муз. рук. : И сказка начинается с утро, когда природа пробуждается. Всмотритесь в лицо этого человека. Какие умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Поэтому и музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю.
Муз. рук. : Эту музыкальную картину мы с вами слушали вместе, и обратили внимание, на самый яркий момент в музыке. Какой он? как музыка тихо начинается, медленно солнышко поднимается и освещает всю землю.
4. Слайд «Утро, восход солнца»
Муз. рук. : А теперь, чтобы лучше передать в музыке пробуждение природы поможем себе движением рук. Покажем как солнце встаёт. (импровизация в кругу)
«Утро» Эдварда Грига. Дети импровизируют под музыку.
- Молодцы! А как вы думаете, кто же разбудил солнышко? Кто ещё рано встаёт?
Дети: Пастушок, заиграв на дудочке….
Муз. рук. : Как его звали? (ответы) Правильно! Я вас сегодня даже с ним познакомлю. Это Пер Гюнт. Зовут его Пер. Я его вот так представляю. (игрушка Пер Гюнт) Давайте вспомним его музыкальный образ, какие звуки мы слышали! (дудочка)
Муз. рук. : Хорошо, вспоминаем дальше. Кто нам расскажет?
- Жил наш пастушок в небольшой деревушке, в доме со своей старушкой - матерью. Полюбилась ему девушка с красивым именем Сольвейг – что означает «Солнышка». Какая она? (ответы) Вот такой я её представила (игрушка-кукла).
- Посмотрите, какая красивая пара – мужественный Пер Гюнт и нежная Сольвейг. Попробуем передать эти два образа в движении. Когда будет звучать тема Пер Гюнта, мальчики нам покажут походку мужественного юноши, а когда тема Сольвейг девочки продемонстрируют нежный и ласковый образ девушки.
звучат фрагменты – образ «Песня Сольвейг»
образ Пер Гюнта «Норвежский танец» Эдварда Грига. Дети импровизируют.
Муз. рук. : Девочки, вам кто больше всего понравился и почему? А мальчикам?
Они решили никогда не расставаться. Даже назначили день свадьбы. Кто нам дальше расскажет? Что с ним произошло дальше?
5. Слайд «Природа, горы».
Муз. рук. : Однажды ушел Пер Гюнт со стадом в горы и пропал… День проходит, другой, месяц, год – нет Пер Гюнта. Давайте, здесь немного остановимся.
6. Слайд «Природа, лес».
Муз. рук. : Отправился наш герой через волшебный, загадочный, сказочный лес полон он тайн и даже чудес. Как вы думаете, кто живёт в лесу? (звери) Правильно звери. А вам хочется увидеть этих зверей? И мне очень хочется. Чтобы их увидеть, нужно нам устроить лесной вернисаж. Поиграем в вернисаж?
Деление на 3 команды по звуку (домашние животные).
Дети стоят в общем кругу, на ушко каждому ребёнку произносится одно животное (корова - «му-у», петух «ку-ка-ре-ку», поросёнок «хрю»)
Задание: в своей команде договоритесь и запомните кто – вода, земля, воздух, огонь. Из каждой команды ко мне сейчас подойдут – «воздух». Вы вместе со мной будете посетителями этого вернисажа.
Задание: подойдут «земля».
Командам раздаются картинки (вызывается один из команды «земля» - получает задание и возвращается в команду, команды готовятся, а муз. рук раздаёт такие же картинки и объясняет «посетителям» правила и задание.
Муз. рук. : Как только, вы будете готовы, вы своей дружной командой хором отвечаете – «Мы готовы!».
Игра «Вернисаж»
7. Слайд «Животные». (Докажи, что это? Пояснить, почему именно так)
Муз. рук. : Молодцы команды! Какие животные у вас получились. Продолжаем?
Он попал в волшебный сказочный мир, который находится далеко в горах, глубоко под землей. Давайте вместе подумаем и вспомним! Как вы думаете, кто там живёт и какие это жители? (ответы, тролли)
8. Слайд «Подземелье, пещера».
Муз. рук. : В скандинавских странах существуют сказки про злых духов – троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в горах пещеры, целые дворцы и живут там.
9. Слайд «Подземелье, тролли».
Муз. рук. : Угрюмые, неуклюжие, маленькие тролли охраняют сокровище, клады Горного Короля и очень редко поднимаются на поверхность, чтобы полюбоваться блеском драгоценных камней в лучах утреннего солнца. Как же они должны тогда выглядеть? Давайте вспомним музыку Э. Грига, она нам подскажет какой образ у подземных жителей. (ответ, рассуждения)
10. Слайд «Пещера, хоровод троллей».
Правильно мы с вами подобрали. В музыке Э. Грига рассказывается о таких сказочных существах. Композитор рисует картину подземного царства троллей. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низкие звуки, отрывисто, будто тролли крадутся, постепенно звучание усиливается одна и та же мелодия становится громче, быстрее, будто тролли приближаются. Такое низкое зловещее звучание издают контрабас и фагот. Пробуем передать троллей! Давайте договоримся, какими движениями мы сможем показать их? Что будем делать? Охранять клад, служить Горному Королю.
-А теперь, превратятся в гномов и постараются под музыку передать образ сказочных персонажей.
«Шествие гномов» Эдварда Грига в оркестровом исполнении.
Дети танцуют, импровизируют.
Муз. рук. : - Молодцы, настоящие жители подземного царства. Мне даже страшно стало на мгновение. Очень много мы сказали об образах этих сказочных существ. А теперь постараемся подобрать необычные слова? Найдите себе пару - играя.
Игра «Бинго» дети, взаимодействуя друг с другом, объединяются в пары.
- Наш лохматый серый пёсик у окна сидит,
- Наш лохматый серый пёсик из окна глядит.
- А как его зовут? - «Бинго»!
«Б» дети стоят в парах, произносят и пожимают руку друг другу - переходят
«И» пожимают руку другом, произносят — переходят
«Н» пожимают руку другому, произносят — переходят
«И» пожимают руку другому, произносят — переходят
«О» пожимают руку другому, произносят и удивляются или обнимаются.
Муз. Рук. : Вот мы и разделились на пары. Теперь мы будем играть со своей парой.
Игра «Секрет» дети стоят в парах, произносят слово на ушко, это секрет.
– Какие по характеру сказочные тролли в музыке Э. Грига «В пещере горного короля»? Постарайтесь подобрать необычные слова? Не повторяйтесь, подумайте. А мы посмотрим, у кого будет самое необычное слово о характере этих героев музыки!
Муз. рук. : Какие слова вам понравились больше всего? Каких разных жителей подземного царства вы смогли представить под музыку Э. Грига.
Интересное путешествие у нашего героя, а что с ним произошло дальше, мы узнаем на следующем занятии.
11. Слайд «Солнце».
Муз. рук. : Продолжаем играть. Сейчас из каждой команды ко мне подойдут «вода», подойдите ко мне. Вам нужно выйти за дверь и не подслушивать.
Игра «Узнай песню»
Задание: вызывается один или несколько из команды «вода» – это «слушатели», они выходят за дверь и не подслушивают, а все остальные – это «исполнители» встают в круг и договариваются, какую песню они загадают «слушателем». Договорившись, каждому по цепочке достаётся одно слово из песни, в центр круга приглашаются «слушатели» – дети, встают в кругу, «исполнители» одновременно хором называют своё слово из песни.
Дети произносят слова из песни «Пёстрый колпачок»
Муз. рук. : Слушатели вам знакома эта песня, узнали её? (Ответы) Правильно, это песня «Пёстрый колпачок». Я предлагаю нам всем вместе её исполнить.
Дети исполняют песню «Пёстрый колпачок» Струве
Муз. рук. : Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие, но сказка на этом не закончилась, что ещё произошло с нашим героем, мы с вами помним.
Ребята вы помните, кто из вашей команды ещё не выходил за заданием? Правильно «огонь», подойдите ко мне.
Рефлексия: Задание для «огонь» :
1 команде — что в путешествии было самым интересным?
2 команде — что было самым необычным в нашем путешествии?
3 команде — что было самым приятным во время путешествия?