Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Открытие Незнайки»

Шатрюк Лидия Ивановна
Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Открытие Незнайки»

Цель: познакомить детей с природными красками. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем – получать краски разными способами;

Учить делать выводы, в соответствии с результатами опытов, обобщать и анализировать их;

Учить видеть неизвестное в известном;

Публикация «Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе „Открытие Незнайки“» размещена в разделах

Познакомить с нетрадиционными приёмами рисования;

Обогащать словарь детей «природные красители»

Развивающие:

Развивать умения работать в парах;

Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-суждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий с исследуемым материалом;

Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций пещерного искусства.

Знакомство детей с историей красок.

Работа с глиной.

Выращивание овощей на участке и огорода на окне.

Отгадывание загадок о растениях, овощах и ягодах.

Приготовление салатов из овощей.

Игра «Цвет – растение»

Чтение сказки «Приключения Незнайки и его друзей».

Чтение сказки «Сказки о красках».

Сюжетные игры «Магазин тканей»,

«Овощной магазин».

Оборудование:

Овощи – свекла, морковь, лук, укроп; ягоды – смородина, клюква; печатки; трубочки; ватные палочки; тычки; тёрка; миксер; розетки для краски; фартуки, салфетки; заварка чая; кофе; перчатки; белая ткань.

Ход:

Организационная часть:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам прочесть отрывок из сказки (читает).

«В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.

А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья.

Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов».

Ребята вы узнали эту сказку?

Ответы детей.

Стук в дверь – это Незнайка пришёл к детям в гости. Он очень расстроен.

Воспитатель: Что случилось, Незнайка?

Незнайка: Дело в том, что в наших сказочных городах пропали цвета, и всё стало бесцветным, мрачным и скучным. Я хотел исправить всё с помощью волшебной палочки и даже два дня спорил с Тюбиком, что волшебная палочка обязательно поможет, потому что тот, кто ею владеет, может осуществить все свои желания. Ему стоит только взмахнуть волшебной палочкой и произнести его. Вот и я попросил волшебную палочку: "Хочу, чтобы в наши города вернулись краски».

Но ничего не получилось. И я пришёл к вам за помощью. Ведь краски у нашего Тюбика закончились и что же теперь нам, жителям сказочных городов, делать?

Основная часть:

Воспитатель: Мы обязательно поможем вам. Незнайка, а ты знаешь, что такое краски?

Незнайка: Ну, это то, чем рисуют, красят.

Воспитатель: Правильно, краска – однородное окрашенное вещество, придающее тот или иной цвет предметам. Широко используется в народном хозяйстве, быту, а также в живописи. А когда они появились, тебе расскажут наши ребята.

1 Ребёнок: Первые краски появились в стародавние времена, когда по земле

бродили мамонты, а древние люди обитали в пещерах. Человеку нужны были

краски для того, чтобы рассказать о себе, о своей жизни ведь с помощью

первых красок человеком были созданы первые рисунки на стенах пещер

и на камнях – бегущие животные и охотники с копьями.

2 Ребёнок: До нашего времени сохранились эти первобытные рисунки,

выполненные углём и сангиной (глиной). Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Тонко растирали красную, жёлтую, белую глины, и получали красный, жёлтый и белый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный получался из угля. Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного. А ещё наскальные рисунки были сделаны углём, чёрной сажей и копотью.

Незнайка: А давайте мы с вами попробуем, как первобытные люди порисовать глиной, сажей.

Ребята предлагают Незнайке кусочек глины, уголь и он рисует на холсте.

Воспитатель: А вы знаете что раньше, когда люди еще не придумали краски, они пользовались тем, что давала им природа, т. е. натуральными пищевыми красителями — это группа природных красителей, пригодных для окрашивания пищевых продуктов; красящие вещества, выделенные из растительных источников. Традиционно в качестве пищевых красителей использовали окрашенные соки растений, сок плодов, измельчённые цветки и части цветков, экстракты и настои (из корней, листьев, и т. д.). Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, береза, ноготки, черника.

Оказывается, краски находятся вокруг нас, стоит только присмотреться. Сама природа дарит их нам. Бери и пользуйся, как это делал древний человек. И мы сегоднявоспользуемся, старинными рецептами изготовления красок. А делать это мы будем в нашей мастерской, куда я вас и Незнайку приглашаю. Для начала нам нужно одеть фартуки (дети и Незнайка одевают фартуки и садятся за столы).

Эксперимент №1.

Воспитатель: Ребята скажите, а вы пили морковный сок?

Дети: Да.

Воспитатель: Незнайка, в вашем городе есть огород?

Незнайка: Конечно, есть.

Воспитатель: Какие овощи растут на вашем огороде?

Незнайка перечисляет: Морковка, свёкла, сладкий перчик и другие овощи. А Пончик готовит из них очень вкусные блюда.

Воспитатель: Незнайка, скажи, а ты пил со своими друзьями морковный сок?

Незнайка: Да.

Воспитатель: Знаешь ли ты, что сок моркови можно использовать как краску?

- Давай вместе с ребятами возьмем стаканчики с морковью, в одном стаканчике морковь порезана кубиками, а в другом натертая на терке. Для того чтобы получить из нее краску, нам нужно выжать сок.

- А как вы думаете, из какой моркови можно выжать сок? (ответы детей и Незнайки).

Проверка выдвинутой гипотезы.

- Давайте мы сейчас проверим, для этого возьмите морковь нарезанную

кубиками, положите в марлю, заверните марлю, и попробуйте нажать на нее.

Появился сок? (Hет). Почему?

Затем, воспитатель предлагает детям чайной ложкой положить натёртую морковь на середину лоскута марли, свернуть его и выдавить сок.

- Появился сок? Как вы думаете, почему?

- Какого цвета получился сок? (желтый, оранжевый).

- Ну, вот Незнайка, мы сделали, природный краситель.

Вывод: сок можно выдавить из моркови, измельченной на терке

Эксперимент №2.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что свёкла, так же как и морковь натерта на тёрке.

- Как вы думаете, можно ли воспользоваться тем же способом получения сока из свёклы, какой мы использовали с морковью? (Да)

- Но только для того, чтобы не запачкать ручки, мы воспользуемся ситечком.

Воспитатель предлагает поставить ситечко на стакан и положить ложечкой в него свёклу.

- Для того чтобы выжать сок мы воспользуемся ложкой, с помощью которой будем давить на свёклу.

- Какого цвета получился сок? (темно-красный, бордовый).

- Посмотри, Незнайка, а вот и еще краска.

Вывод: чтобы получить краску бордового цвета нужно выжать натертую на терке свёклу.

Незнайка: Ребята, какую интересную работу мы с вами проделали! А ваши пальчики не устали? Давайте поиграем. Вы знаете…

(Незнайка выполняет вместе с ребятами пальчиковую гимнастику)

В нашем огороде много овощей,

(сжимаем-разжимаем пальцы)

Их пересчитаем, станет веселей.

Морковка, лук и огурец,

(сгибаем по одному пальчику, начиная с большого)

Помидор и перец.

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(cжимаем-разжимаем пальцы)

Воспитатель: А теперь мы вернёмся к нашему интересному занятию.

И приготовим новые краски. А из чего мы их будем готовить, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —. (черника)

Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка. (брусника)

Дети ложечкой разминают ягоды, выжимают сок. Или же с помощью миксера.

Незнайка: Ну вот, ещё две краски готовы! Устали? А давайте с вами немного отдохнем, подходите все ко мне и становитесь в кружок.

Физкультминутка: «Сказка про краски»

Если б все на свете было

Одинакового цвета, (Вращательные движения головой.)

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (Наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным. (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)

(Е. Руженцев)

Воспитатель: Вот как много природных красок у нас получилось. Давайте теперь мы будем ими рисовать.

А как вы думаете, какими должны получиться наши рисунки?

Ответы детей (необычные, интересные, сказочные)

Дети делятся на пары и выполняют предложенные работы, используя нетрадиционные методы рисования. Рисуют:

1. Методом кляксографии с помощью трубочки: «Необычные фантазии»

2. Трафаретами из картошки, оттиски листьями и кусочками овощей - свекла, морковь, красный перец: «Цветочная поляна»

3. Окрашивают лоскуты ткани в отварах луковой шелухи и соке брусники.

4. Ватной палочкой соком черники рисуют на ткани.

(дети рисуют под весёлую песню Незнайки «Ужасно интересно всё то, что не известно»).

Выставка детских работ.

Воспитатель: Незнайка, какими же получились рисунки у ребят?

Незнайка: Загадочные, необычные, волшебные, яркие…

Незнайка благодарит ребят за новые знания, за помощь, а дети, в свою очередь, дарят ему краски, которые они сделали своими руками.

Незнайка прощается с детьми.

Заключительная часть:

Пятистишие «Природные краски»

Что – краски.

Какие – природные, необычные, волшебные, безопасные.

Что делают – вдохновляют нас, помогают любоваться природой, узнавать новое и необычное.

Как мы к ним относимся – нам нравится ими рисовать.

Синоним – красители!

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за ваш труд, умения и знания, которые вы показали на занятии.

В природе много тайн, которые она открывает только любознательным!

А еще она нас учит, было бы желание учиться.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ПДД в младшей группе «Безопасная дорога для Незнайки» Цель: Формировать первичные представления, знания, умения и навыки безопасного поведения детей на дороге. Задачи: Образовательные: • формировать.

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Волшебство бумаги» в подготовительной группе I. Вводная часть: Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся. Воспитатель: Придумано кем – то.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе к школе «Зимушка-Зима» Цель: обобщение знаний о зиме и ее приметах. Задачи: Образовательные: учить составлять предложения по схеме; учить детей заучивать стихотворения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебница вода» Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Цель: формирование у детей представлений о значении воды для всего живого на земле.

Конспект НОД по экологии, с элементами экспериментирования в подготовительной группе «В гостях у Капитошки» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных состояниях воды. Формировать экологически безопасное поведение детей в природе.

Конспект НОД с элементами квеста по петербурговедению в подготовительной группе «Приключение Незнайки в городе» Конспект НОД с элементами квеста по петербурговедению в подготовительной группе «Приключение Незнайки в городе». Воспитатель: Смирнова Нина.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в песочное царство» с элементами экспериментирования Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Путешествие в песочное царство» с элементами экспериментирования. (Область «Познание»).

Конспект ООД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства песка» «Свойства песка» Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты. Задачи: -Способствовать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе для РМО педКонспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе для РМО пед Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе для РМО педагогов групп.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Осадки» Цель: Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе; Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Открытие Незнайки»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 07:24
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД