Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия «Луна. Кометы, астероиды. Ударение. Числа и цифры 1–10»

Мария Хроменкова
Конспект интегрированного занятия «Луна. Кометы, астероиды. Ударение. Числа и цифры 1–10»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Луна. Кометы, астероиды. Ударение. Числа и цифры 1-10».

Сформировать представление о Луне как о холодном небесном теле шарообразной формы. Рассказать о рельефе лунной поверхности и особенностях условий окружающей среды на ней. Дать представление о малых телах Солнечной системы: астероидах, кометах. Дать понятие об ударении; вырабатывать умение выделять ударение в словах. На примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения. Закреплять представления о числах 1-10, их образовании, составе. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта. Закреплять знания о равенстве и неравенстве. Развивать память, внимание, речь, мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к изучению космоса. Что такое Луна?

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Луна, Кометы, астероиды, Ударение, Числа и цифры 1–10“» размещена в разделах

Ход занятия:

- Инопланетян Грамотейка мечтает иметь надежного спутника. А у вас есть друзья? Планете Земля в этом смысле очень повезло: она обладает естественным спутником - Луной, которая в 4 раза меньше нашей планеты и вращается вокруг Земли подобно тому, как сама Земля вращается вокруг Солнца. Полный оборот вокруг нашей планеты Луна делает за 27 дней, однако с Земли всегда видно только одну ее сторону.

Несмотря на то, что на Луне были обнаружены кратеры - лучные моря, горы и даже следы воды, она считается мертвым небесным телом: на Луне нет атмосферы, очень жарко днем (около +120оС) и очень холодно ночью (до -160оС, так что жизнь там невозможна. Кроме того, даже свет, который излучает Луна, не ее собственный, а лишь слабо отраженный солнечный.

Может ли Луна упасть на Землю?

В древности люди очень боялись, что Луна в один ужасный момент может просто-напросто упасть на Землю, вызвав, тем самым, жуткую катастрофу. Оправданы ли эти опасения? Мощное магнитное ядро нашей планеты не только удерживает на поверхности Земли материки и океаны, но и, словно на цепочку, привязывает к Земле ее спутник - Луну. Благодаря силе притяжения Луна все время будет сопровождать Землю и не сможет отдалиться от нее или сместиться в сторону. Однако, какой бы мощной ни была сила притяжения, Луна не сможет также и приблизиться к Земле, а будет всегда удерживаться на определенном от нее расстоянии. Это связано с тем, что Луна вращается вокруг Земли и на нее, помимо силы притяжения Земли, действует и другая сила, более мощная, - центробежная. Именно эта сила удерживает Луну в границах ее орбиты и не позволяет упасть на Землю.

Как Луна действует на моря и океаны Земли?

Как известно, на Землю действует не только "глава" Солнечной системы - Солнце, но и все планеты, входящие в нее, а также их спутники. Особым образом действует на Землю и самое близкое к ней космическое тело - Луна. Когда притяжение Луны особенно сильно, вода морей и океанов Земли "волнуется", приходит в движение и в результате этого случаются морские и океанские приливы и отливы. Во время отливов вода отступает от морских берегов, а во время приливов, напротив, близко подступает. Эти явления случаются на Земле два раза в сутки.

Луна - единственный естественный спутник Земли и единственная планета, которую посетили земляне. Время одного оборота Луны вокруг Земли равно времени одного оборота ее вокруг оси, поэтому Луна постоянно повернута к Земле одной и той же стороной. Луна - самый яркий крупный объект на небе после Солнца.

Характеристики луны

Тяготение Луны настолько мало, что не смогло бы удержать ее атмосферу, даже если бы она существовала, однако лунная гравитация всё же оказывает влияние на Землю (например, вызывает приливы и отливы). Толщина коры Луны составляет 60-100 км. Толщина верхней и нижней мантий Луны около 400 км, средней - около 600 км. Ядро Луны находится на глубине более 1500 км. На Луне очень слабое магнитное поле – в десять тысяч раз меньшее, чем на Земле.

Строение Луны

Атмосфера на Луне практически отсутствует, из-за этого на её поверхности наблюдаются резкие перепады температур: от 130°C днём, до -170°C ночью. Однако поверхность спутника достаточно плохо прогревается и охлаждается, поэтому на глубине 1 м температура почти всегда постоянна. Небо на Луне всё время темное, там нет ни погоды, ни ветра и стоит полная тишина.

С Земли можно разглядеть лишь 59 % лунной поверхности, но и этого вполне достаточно, чтобы увидеть тёмные пятна на ней – это так называемые моря и материки, многим из которых даны названия (море Спокойствия, море Дождей, море Москвы и другие). Вся поверхность искусственного спутника покрыта кратерами, которые возникли при столкновении с метеоритами. Хотя на Луне имеются моря и океаны, названия эти всего лишь условны – воды в них нет ни капли. До сих пор учёные не обнаружили на Луне воды не только в жидком, но в другом агрегатном состоянии.

Интересно, что на Луне притяжение есть, но столь слабое, что астронавты даже в тяжёлом космическом снаряжении могли подпрыгивать высоко над поверхностью. Если на Земле человек весит, например 60 кг, то его вес на Луне сократился бы примерно до 10 кг! Что видно на Луне?

Даже невооружённым глазом на Луне можно увидеть крупные формы рельефа — кратеры разной величины.

Как образовалась Луна?

Ученые считают, что Луна появилась приблизительно 4,5 млрд лет назад, однако версий ее происхождения несколько. По одной из них, Луна образовалась в результате столкновения нашей планеты с огромным космическим телом, предположительно астероидом. Во время удара расплавленная масса Земли была отброшена далеко в космос, а остыв, превратилась в Луну и начала вращаться вокруг Земли. По другой версии, Луна изначально была небольшой планетой, которую Земля притянула своей гравитационной силой, т. е. произошел так называемый «космический захват».

На сегодня столкновение двух небесных тел — Земли и предположительно астероида — считается основной версией образования Луны.

Беззащитное небесное тело

На Луне нет атмосферы, поэтому она не защищена от падающих метеоритов и резких перепадов температур. За миллиарды лет существования этого небесного тела тут случалось немало метеоритных дождей, в результате которых вся поверхность покрылась многочисленными кратерами (места падений метеоритов). А температура воздуха здесь может прогреться до +120°С, а затем опуститься до -160°С.

Интересные факты о Луне :

• Известно, что Луна ежегодно удаляется от Земли на 3,8 см. Ученые подсчитали, что это будет продолжаться в течение приблизительно 50 млрд лет. К окончанию этого периода Луна будет обращаться вокруг Земли не за 27,3 земных суток, а за 47.

• Если бы ты сейчас оказался на Луне, то твой вес был бы в шесть раз меньше, чем на Земле. Это связано с тем, что сила притяжения на Луне гораздо меньше, чем на Земле.

• Ты уже знаешь, что с поверхности Земли мы всегда можем видеть только одну сторону Луны. И эта сторона называется видимой. Сторону, которую мы не видим с Земли, принято называть обратной. Иногда ее называют темной стороной, но это неправильно, так как обратная сторона освещается Солнцем во время вращения Луны.

• На поверхности Луны американские астронавты установили статую в честь всех погибших исследователей космоса.

Строение Луна. Поверхность Луны покрыта корой, под которой находятся слои мантии, внешнее и внутреннее ядра.

Лунное затмение.

Лунное затмение — это астрономическое явление, при котором Луна попадает в тень Земли. Чтобы произошло лунное затмение, все три небесных тела — Солнце, Луна и Земля — должны находиться на одной линии.

Лунное затмение может произойти только в полнолуние.

Во время полнолуния мы видим полный лунный диск.

Просмотр видео «Луна».

Астероид.

Астероид – небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Слово «астероид» обозначает «подобный звезде». Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму, не имеют атмосферы, хотя при этом и у них могут быть спутники. Астероидами считаются тела с диаметром более 30 м, тела меньшего размера называют метеоритами. В настоящий момент в Солнечной системе обнаружены сотни тысяч астероидов. Сначала астероидам давали имена героев римской и греческой мифологии, позднее открыватели получили право называть их как угодно, например, своим именем.

Комета.

Комета – это небесный шар, состоящий из сверкающего ледяного камня, газа и пыли. У нее есть хвост – светящийся шлейф.

Яркость комет очень сильно зависит от их расстояния до Солнца. Вокруг Солнца вращаются порядка 100 миллиардов комет, из которых только очень малая часть приближается к Солнцу и Земле настолько, чтобы их можно было увидеть невооружённым глазом. Массы комет ничтожны — примерно в миллиард раз меньше массы Земли. Поэтому «небесные гостьи» никак не влияют на планеты Солнечной системы. С другой стороны, столкновение крупной кометы с планетой может вызвать крупномасштабные последствия в атмосфере и магнитосфере планеты.

Понятие об ударении.

- Послушайте одну интересную историю. Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде. Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова - близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Вдруг в небе появилась темная туча и пошел дождь. Был он не долгим и редким, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор стали называть ударением. Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом - он произносится громче и дольше остальных звуков в слове. Слог с таким гласным называют ударным. (Показать голосом пример). -Ударение очень помогло словам - близнецам, значение которых можно понять только правильно поставив ударение. Давайте определим ударение в словах - близнецах.

Рысь идет на мягких лапах,

Рысь добычи чует запах.

Швея стачала юбку в швах,

А сзади сделала запах.

На ветку дуба сели белки,

Устроив в роще посиделки.

Шеф-повар просит нас: "Сынки!

Для торта сбили бы белки!"

Лечили кошке оба уха,

Боялись, что лишится слуха.

У кока легкая рука:

Из щук отличная уха!

Из теста сделали кружки,

Из них слепили пирожки,

Компот налили в кружки:

- Отведайте, подружки!

Динамическая пауза.

Дидактическая игра: «Где прячется ударение

Выполнение заданий в рабочих листах:

1. Соедини линией картинки, соответствующей схеме. Обрати внимание на ударение.

2. Поставь ударение над соответствующем слогом.

3. Раздели слова на слоги. Раздели прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове. Поставь правильно ударение.

Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом.

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием, ударный слог выделяем с большей силой.)

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.

Педагог произносит слова с разным ударением. Под картинкой пишет слова, слоговую схему и ставит ударение.

– Чем они похожи?

– В чём отличие?

– Произнесите слова, выделяя голосом ударный слог.

– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?

– Что же сделало ударение с одним и тем же словом?

Дети. Изменило значение.

Ирис – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение, получается сладкая конфета.

В некоторых словах, ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник один предмет превращает в другой.

Подведение итогов:

– Какой гласный звук в слове называется ударным?

– Как называются остальные?

– Может ли влиять ударение на смысл слова?

Математика. Числа 1-10, их образование, состав.

Педагог предлагает детям посчитать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

На доске вывешивается числовой отрезок. Педагог объясняет, что каждая последующая цифра – это на один шаг больше предыдущей. (Показывает шаг на числовом отрезке.)

Выполнение заданий в рабочих листах:

1. - Заселите домики числами. Крыша домика это целое, окошки это части. Педагог раздаёт счетные палочки.

- Отсчитайте две палочки. Два это целое, а 1 и 1 –это части. Запишите цифру в пустое окошко. Действия повторяются до 10.

2. Проведите линию от 1 до 10, проговаривая вслух каждую цифру.

Математика. Закрепление понятий равенство или неравенство.

Педагог рассказывает детям сказку:

- В волшебной Галактике Зазеркалье все предметы имеют своё отражение. Посмотрите на картинки: Что вы можете сказать о предметах, изображенных на этих картинках?

Дети рассуждают и высказываются (Картинки с одинаковым количеством предметов)

Педагог поясняет, что между картинками можно поставить знак =, так как количество предметов одинаковое.

Но в этой волшебной Галактике жил был инопланетян проказник. Ему казалось скучным точное зеркальное отображение. Поэтому, когда наступала ночь, он шептал заклинание, чтобы зеркальное отражение становилось не правильным.

Педагог предлагает детям закрыть глаза. Убирает один предмет.

- Посмотрите, что – то изменилось?

Дети дают свои ответы.

Как вы думаете равное количество предметов теперь на картинках? (Нет). Значит, теперь между двумя картинками мы ставим знак =/=.

Самостоятельная работа.

Материал: листы А4 – мешки, набор геометрических фигур – блоки Дьениша, знаки = и =/=.

Педагог предлагает детям разложить равное количество предметов в два мешка.

- Какой знак вы поставите между двумя мешками?

Далее, детям необходимо изменить количество предметов и самостоятельно поставить знак. Объяснить свой выбор.

Выполнение заданий в рабочих листах:

Поставьте знаки = или =/=.

Пальчиковый массаж с использованием массажной палочки.

Игровое упражнение «Земля, вода и небо».

Посчитай и запиши количество предметов, которые можно отнести к земле, воде и небу.

Веселый ребус.

Графический диктант.

Графомоторика.

1. Проведи линию по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

2. Заштрихуй картинки по образцу.

3. Повтори узор.

Прощание.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Числа, цифры и математические знаки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Числа, цифры и математические знаки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей представление о возможности записи цифр и чисел разными способами. Задачи: - познакомить детей с различными.

Конспект НОД по аппликации «Космические дали, звезды и кометы»Конспект НОД по аппликации «Космические дали, звезды и кометы» Цель:[/b] создание панорамной композиции в технике коллаж из разных материалов. Задачи: обобщить знания о космосе и планетах; учить вырезывать.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей коррекционной группе «Решение задачи. Соотнесение числа и цифры, знаки «+» и «-»»Конспект НОД по ФЭМП в старшей коррекционной группе «Решение задачи. Соотнесение числа и цифры, знаки «+» и «-»» Цель: умение самостоятельно составлять математическую задачу и записывать её решение. Задачи: • учить самостоятельно придумывать математическую.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию. Рельефная лепка «Звёзды и кометы»Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию. Рельефная лепка «Звёзды и кометы» Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в средней группе. Рельефная лепка "ЗВЁЗДЫ и КОМЕТЫ" ЗАДАЧИ. Продолжать освоение.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока математики в 6 классе на тему «Нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби» Конспект урока математики в 6 классе МОУ СОШ с. Телегино Колышлейского района Пензенской области на тему "Нахождение дроби от числа и числа.

Конспект внеурочного занятия «Солнце, звезды и Луна» для обучающихся 6–7 класса-комплекта школы-интерната VIII видаКонспект внеурочного занятия «Солнце, звезды и Луна» для обучающихся 6–7 класса-комплекта школы-интерната VIII вида Конспект внеурочного занятия для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и Тмнр «Солнце, звезды и Луна» Внеурочное.

Конспект занятия «Луна-спутник Земли» Цель. Уточнить и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе. Формировать представления о луне, как спутнике.

Конспект занятия по математике «Числа и цифры 1–7»Конспект занятия по математике «Числа и цифры 1–7» Программные задачи:Продолжать учить детей считать от одного до семи,упражнять в соотношении количества предметов с соответствующей цифрой. Закрепить.

Конспект урока математики в 1 классе «Числа и цифры от 6 до 9» Цели: учить писать цифру 2 и выполнять счёт предметов до 10; закреплять умение сравнивать предметы; продолжить формирование умений прямого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Луна. Кометы, астероиды. Ударение. Числа и цифры 1–10»
Опубликовано: 30 августа 2022 в 12:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Луна. Кометы, астероиды. Ударение. Числа и цифры 1–10»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Хроменкова (УИ 1632409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД