Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому направлению в старшей группе «Сказочный образ Бабы-яги»

Марина Александровна Иванова
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому направлению в старшей группе «Сказочный образ Бабы-яги»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

по художественно – эстетическому направлению

«Сказочный образ Бабы Яги»

Воспитатель: Полозова Марина Александровна

МБДОУ №411 г. Нижний Новгород

Цель: формировать представление о художественном образе Бабы Яги.

Задачи:

Публикация «Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому направлению в старшей группе „Сказочный образ Бабы-яги“» размещена в разделах

• Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства;

• Учить различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа Бабы Яги;

• Продолжать учить сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия;

• Продолжать развивать у детей цветовосприятие характера музыкальных и художественных произведений;

• Формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через двигательную импровизацию, изобразительную деятельность;

• Развивать мышление, воображение и творческие способности.

Материал:

Художественные произведения : А. Афанасьев «Народные русские сказки»;

Музыкальные произведения: А. Прокофьев «Сказочка», П. Чайковский «Баба Яга», А. Лядов «Баба Яга», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»;

Изобразительные : репродукции В. Васнецова «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга»; портреты композиторов и художника, альбомная бумага, цветные карандаши, 2 карточки : с тёмным оттенком и светлым оттенком

Для украшения зала: волшебный клубок, сказочные деревья, избушка на курьих ножках из природного материала

Предварительная работа:

• Знакомство с произведениями В. Васнецова;

Рисование на темы: «Лукоморье», «Сказка», «Избушка на курьих ножках»;

Прослушивание музыкальных произведений по темам: «Сказочные персонажи», «Юмор в музыкальных произведениях», «Настроение»;

Ход занятия.

Перед входом в зал лежит волшебный клубок.

Воспитатель входит вместе с детьми в музыкальный зал

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что здесь лежит. (клубок) А может он волшебный? Куда можно с ним попасть? сказку)

Правильно, давайте, и мы попросим волшебный клубок показать нам дорогу в сказку.

Катись, катись, клубок, покажи нам дорогу (под музыку А. Прокофьева «Сказочка» (музыка звучит на фортепиано и флейте) дети, взявшись за руки, идут с воспитателем по сказочной дорожке через лес. Клубок катится к столу, на котором лежит книга с красивой обложкой)

Воспитатель. Ребята, вы слышите какая красивая, завораживающая, волшебная музыка звучит. А как еще можно назвать такую музыку? (Прекрасная, сказочная удивительная). Мы с вами шли как будто по сказочному лесу;

Где можно еще встретить такую музыку? сказке). Куда же нас привёл волшебный клубок? Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки? (Да).

Воспитатель. Когда я была маленькой, я тоже любила сказки. Сказки придумывались русским народом давным-давно и передавались из поколения в поколение. Я хочу прочитать вам отрывок из сказки А. Афанасьева, присядьте и послушайте: «Баба Яга вышла во двор, свистнула. Перед ней появилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу, выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает да как закричит: «Фу – фу. Здесь русским духом пахнет! Кто здесь?».

Ребята, Вы наверное догадались о ком мы сегодня будем говорить? сказочном персонаже - Бабе Яге).

Воспитатель. Да, сегодня мы погорим об одном из главных сказочных персонажей - Бабе Яге. Вы все, наверное, знаете, где живет Баба Яга? (В избушке на курьих ножках).

Воспитатель. Правильно. Знаменитый художник В. Васнецов написал картину. Она называется «Избушка на курьих ножках». Показывает картину. Посмотрите внимательно и скажите, какое настроение хотел передать нам художник? (Страшно, настороженное, сказочное настроение). Какими красками он изобразил лес? (тёмными, мрачными, тёмно-зелёными оттенками, серо-зелёными)А какие здесь деревья растут в таком мрачном лесу (ели тёмные, высокие, толстые, старые, величественные, сухие, с большими ветвями или лапами)

Воспитатель. Да, ребята, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет, зверь не пробежит. Этот лес сразу создает настороженное настроение.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

Автор: С. В. Погорельский

Воспитатель А вы хотели бы жить в таком лесу? Кто может в такой избушке может жить Баба Яга? (Да)

Вспомните и ответьте, какой характер у Бабы Яги описывается в русских народных сказках? (Злая, страшная). Обобщение ответов детей.

В. Васнецов написал еще одну картину, которая называется «Баба Яга». Посмотрите внимательно и скажите, что делает Баба Яга на этой картине? Какая она? (Злющая); Как вы догадались, что она злая? Баба Яга, выставив вперед свою метлу, чтобы смести с лица земли все доброе и светлое, оставив одно лишь зло. Васнецов изобразил Бабу Ягу в виде костлявой старухи с белыми, развевающимися во все стороны волосами, одетую в красную юбку. Как ей и положено несет старая ведьма к себе в логово маленького мальчика, которого казалось только, что выдернула из постели. Она никого не боится, выражение лица торжественное, и злобное, рот приоткрыт, показывая зрителю всю мерзость острых зубов. Обобщение ответов воспитателем.

А теперь встаньте и подойдите ко мне. Давайте расскажем и покажем, какая она - Баба Яга.

Двигательная импровизация (на слова показ движений).

В темном лесе есть избушка

Встала задом наперед.

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза как плошки,

Словно огоньки горят.

Когти как у нашей кошки,

Дыбом волосы стоят.

Ох, и страшная какая

Наша бабушка Яга.

Не простая, костяная,

У нее была нога.

Молодцы, ребята!

Музыкальный руководитель. Ребята, сказочный образ можно передать и в музыке. К образу Бабы Яги обращались разные композиторы. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба Яга».Дети слушают пьесу.

Какая была музыка и как в ней изображена Баба Яга? (Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает). Какой характер музыки у данного произведения? Ответы детей.

Музыкальный руководитель. Молодцы! В этой пьесе в начале музыки слышны остановки, Баба Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что – то недоброе. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляется то вверху, то внизу. Будто Баба Яга мечется, суетится, что – то ищет.

В средней части пьесы повторяющиеся звуки, они изображают как Баба Яга помчалась, понеслась в своей ступе. Аккорды звучат ритмично, коротко, четко. Баба Яга погоняет ступу своим помелом.

В конце произведения мелодия звучит высоко. Баба Яга летит, поднимаясь все выше и выше. А затем мелодия опускается, звучит ниже, как будто Баба Яга спускается вниз на землю, колдует, закружилась и пропала. Послушайте пьесу еще раз.

Прослушивание пьесы.

Посмотрите у Вас в конвертах лежат карточки разного цвета. Подумайте и покажите, карточка какого цвета соответствует характеру данного произведения.

Дидактическая игра «Цветовосприятие».

Музыкальный руководитель. Не только П. Чайковский изобразил Бабу Ягу в своем произведении. Давайте вспомним, какое произведение и какого композитора мы с вами слушали на прошлых занятиях? (А. Лядов «Баба Яга»). Правильно, давайте вспомним его произведение?

Слушание А. Лядова «Баба Яга»;

Скажите, какой можно представить себе Бабу Ягу в этом произведении? (Баба Яга не кажется страшной. Она скорее смешная, с юмором. Она живет в дремучем лесу, где слышаться таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев). Покажите, карточка какого цвета соответствует характеру музыки? Обобщает ответы детей.

Музыкальный руководитель. Посмотрите на картину В. Васнецова «Баба Яга» и подумайте, какое музыкальное произведение соответствует данной картине? Почему (П. Чайковского, потому что в его пьесе есть пугающие, отрывистые аккорды, музыка злая, страшная, тревожная, а на картине Баба Яга летит в ступе, у нее страшное и злое лицо).

Ребята, давайте мы передадим в движениях характер музыкальных произведений, которые мы сегодня слышали.

Выбираются две Бабы Яги, остальные дети деревья. Двигательная импровизация детей. Отгадывание детьми характера Бабы Яги и пьесы композитора.

Воспитатель. Ребята, Баба Яга прислала нам свои фотографии…Оказывается она бывает разной…только вот фотографии оказались не цветными. Вы много говорили об образе Бабы Яги в музыки и живописи, как ее изображали сказочники. А теперь я предлагаю вам сделать свой образ Бабы Яги.

Ваша задача сделать фотография Бабы Яги цветной и тогда мы узнаем какая Баба Яга может быть. Скажите какие цветовые тона вы выберите, если решите рисовать страшный, злой образ Бабы Яги? А какие, если ваша Баба Яга будет с юмором, смешная? Ответы детей.

А теперь подумайте и начинайте рисовать.

Деятельность детей.

Молодцы, все справились. Пожалуйста, пройдите и посмотрите работы ваших товарищей. Понравились? А теперь положите те рисунки, где образ Бабы Яги страшный, злой на первый стол, а где добрый – на второй.

Анализ детских работ. Каким цветом передали характер Бабы Яги из пьесы П. Чайковского? Каким из пьесы А. Лядова? Почему?

А теперь я хочу дать вам задание, которое вы сделаете дома. Нарисуйте для Бабы Яги Избушку на курьих ножках. Если это злая Баба Яга, то и цвета будут какие? Темные, а если добрая – то какие? Светлые.

Итог. Ребята, сегодня мы с вами побывали как-будто в сказке : шли через … (загадочную тропинку, а путь нам указал (волшебный клубок). Мы увидели где живёт Баба Яга, в … (дремучем, страшном, тёмном) лесу в своей избушке не курьих ножках, а помогала нам в этом … (картина художника В. Васнецова).

Что ещё мы с вами делали? (слушали произведения про Бабу Ягу, узнали, что она может быть не только злой, но и доброй, помогли нам в этом композиторы … (П. Чайковский и А. Лядов, а также рисовали Бабу Ягу) .

Ребята, что мы сегодня нового узнали на занятии? (что баба яга бывает разной, не только злой, но и доброй, любит петь, танцевать, играть на гармошки и на балалайке, а еще баба яга хозяйка - варит «вкусный» суп-похлёбку, мастерит себе ступу)

А кто нам помог разобраться в образе бабы яги? (художник … через картины, поэт. через красивое стих-е, композиторы… через муз произведения)

Молодцы!

До свидания, ребята!

Публикации по теме:

Игра-викторина по развитию речи в старшей группе «Сказки Бабы-яги» Цель: создать условия для развития связной монологической речи, обеспечить закрепление знания детей о русских народных сказках. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней группе «Проделки Бабы-яги» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей «Готовимся к празднику Пасхи» "Конспект НОД в подготовительной группе по теме Готовимся к празднику Пасхи" Это конспект интегрированного занятия в областях: - художественно.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Фиалки для феи цветов».Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Фиалки для феи цветов». Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе ДОУ. Место НОД в изучении темы: Занятие.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в сказочный лес»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в сказочный лес» Интегрированное воспитательно-образовательное мероприятие по познанавательному развитию, ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром, ОБЖ, этического.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Проделки Бабы-яги» КОНСПЕКТ НОД по ФЭМП в старшей группе «Проделки Бабы Яги» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных.

Конспект НОД по художественно-эстетическому направлению с детьми 5–7 лет «Музыка весны» Тема: Музыка весны. Образовательная область: «Музыка» Воспитательные задачи: - воспитывать в детях чувство красоты, поддерживать желание.

НОД по художественно-эстетическому направлению в старшей группе «Снеговики-почтовики» В преддверии новогодних праздников у нас в старшей группе открылась декада «Мастерская Деда Мороза». 1. Вначале проводились беседы: Возникновение.

Новогодний утренник в старшей группе «Турагенство Бабы-яги» (Дети под веселую музыку входят в зал) Вед: Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех.

Проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках» Актуальность: недостаточность использования возможности русской народной сказки для формирования познавательно-творческих компетентностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому направлению в старшей группе «Сказочный образ Бабы-яги»
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 21:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому направлению в старшей группе «Сказочный образ Бабы-яги»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна Иванова (УИ 796786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД