Мария михайловна Борисова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Содействовать развитию у детей познавательного интереса и познавательной деятельности, расширять кругозор дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Расширять у детей представления и знаний о космическом пространстве, о роли человека в изучении космического пространства.
Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Продолжать формировать представление о воздухе, воде, их свойствах.
Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования.
Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Развивать любознательность, познавательные способности, творческое воображение и логическое мышление у детей;
Воспитательные:
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми
Виды деятельности:
Коммуникативная, двигательная, исследовательская.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.
Дети: Звезды
Воспитатель: Ребята, а кто из вас смотрел на ночное небо? А звёзды видели? Какие они? (Ответы детей). А что же ещё находится там, за облаками? (Космос).
Воспитатель: А как вы думаете, почему мы не можем увидеть всё это простым глазом?
Дети: Это очень далеко.
Воспитатель: Что же придумали люди, чтобы увидеть, как устроен Космос?
(Телескоп, ракета)
Воспитатель: Верно, сначала люди придумали телескоп, который во много раз увеличивает звезды.
Но на этом люди не остановились. Им захотелось узнать, а что там в космосе. Для этого они построили космическую ракету.
Но сначала люди побоялись лететь в космос. Поэтому кого они отправили в космос? (первыми космонавтами стали собачки Белка и Стрелка, а когда те вернулись обратно на землю, людям тоже захотелось приблизиться к звездам и другим планетам.
Вы знаете, кто был первым человеком, который совершил полет в космическое пространство? (Ю. А. Гагарин)
Ребята, как называется планета, на которой мы с вами живём? (Земля)
А вы знаете, что Земля – это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь? И возможно, кроме землян, в Космосе вообще нет никаких живых существ. А знаете почему? (Предположения детей)
Воспитатель:
Во-первых, лишь на нашей планете есть вода.
Вода — одно из самых удивительных веществ в природе, из которого и возникла жизнь. Без воды не сможет существовать ни один живой организм. Вода находится не только в различных водоемах, но и в почве, в растениях, в теле человека и животных.
Во-вторых, наша планета окутана слоем воздуха. Называется этот слой атмосферой. В воздухе есть кислород, необходимый для дыхания человека.
Кроме того воздушная оболочка защищает Землю от солнечного жара днём, не пропуская лишних солнечных лучей, и спасает нас от космического холода ночью, окутывая планету, словно одеяло.
А там, где кончается атмосфера и начинается космос, царит безвоздушное пространство. Там все предметы там становятся невесомыми. И человек тоже становится невесомым. Такое со стояние называется – невесомость.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать космонавтами и полететь на другую планету?
Тогда нам с вами придётся потрудиться, чтобы подготовится к полёту.
Космонавтом хочешь стать-
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в научную лабораторию. Ведь в Космосе нет ни воды, ни воздуха. Нам надо сделать запасы, чтобы взять с собой в космический полёт.
Воспитатель приглашает детей в «Лабораторию воды».
Воспитатель: Людям требуется не любая вода, а только чистая. Но чистой воды становится все меньше и меньше. А кто же в этом виноват?
(Ответы детей: заводы, водный транспорт, люди)
Эксперимент «Многоэтапная очистка воды»
Воспитатель: Представим, что вот это водоём (большой таз с водой). Каким мусором засорены наши реки? (деревянные щепки, пробки от бутылок железные и пластиковые, огрызки яблок, жестяные банки, гвозди, бензин, мазут, машинное масло - всё не перечесть).
Вот эти предметы будут тем мусором, который вы сейчас перечислили.
Ребята бросьте все эти предметы в воду, а из флакончика добавьте масло, как будто это нефтепродукты, а ещё добавим песок, землю и красители.
А теперь, ребята, наберите стаканом воду из вашего водоёма и сравните её со стаканом с чистой водой. Что вы заметили? (мутная - прозрачная).
Почему вода в водоёме мутная? От чего зависит прозрачность воды?
А у вас дома из водопроводного крана какая вода бежит? Как вы думаете, откуда она кран попадает?
Что придумали люди, чтобы грязная вода не попадала к нам в дом? (Очистительные сооружения).
Давайте посмотрим, как происходит очистка воды в очистительных сооружениях
1. Очистка от жидких загрязнений.
Посмотрите, на поверхности воды плавает масло. Как вы думаете, каким способом можно очистить воду от жидких загрязнителей: бензина мазута, масла?
(Выдвижение предположений)
2. Очистка от железных примесей
Воспитатель: Посмотрите, среди мусора в воде есть металлические предметы. У вас есть предположения, каким образом можно очистить от них воду?
Если дети затрудняются, сделать подсказку: У вас на столе есть такое приспособление (к ниточке прикреплён магнит).
Дети опускают магниты в озеро и достают их.
Воспитатель: Посмотрите, что произошло. Почему?
(Магнит притягивает железные предметы)
3. Очистка от грязных примесей
Воспитатель: Почему вода в водоёме всё ещё мутная? Как можно очистить воду от грязных примесей?
(выдвижение предположений: профильтровать)
Если нам нужна чистая вода, но фильтра у нас под рукой нет, мы можем сделать его самостоятельно.
Для фильтрации мы с вами возьмём обычные пластиковые стаканчики (лучше прозрачные для наглядности, в каждом из них сделаем по 2-3 дырочки.
В первый стаканчик насыпаем мелкую гальку. Как вы думаете, какой мусор останется на ней, когда вода пройдёт через этот стаканчик?
Во втором стаканчике у нас будет активированный уголь. Это – известный очиститель для воды. После обработки углем вода приобретает приятный вкус и запах, так как уголь поглощает почти все вредные вещества, находящиеся в водопроводной воде.
И в самом последнем стаканчике - воронка из бумаги, в которую вложены несколько слоёв бинта и вата.
Дети самостоятельно проводят эксперимент.
Что вы видите на фильтре? (мелкие частицы песка, грязь)
Можно эту воду пить? Конечно, нет. После очищения воды ее все равно нужно вскипятить.
Воспитатель: отфильтрованную воду мы перельем в бутылочку и возьмём с собой в космос. Она нам там обязательно пригодится.
Воспитатель приглашает детей в «Лабораторию воздуха».
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Для дыхания).
Сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. Трудно было вам без воздуха?
Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду
Опыт: «Сколько воздуха ты можешь вдохнуть?»
1. Наполнить водой пластиковую бутылку и опустить ее горлышком вниз в большой таз с водой.
2. Теперь нужно осторожно вставить в горлышко согнутую трубочку.
3. Сделать глубокий вдох и медленно выдохнуть воздух через трубочку.
Результат:
Воздух поступает в верхнюю часть бутылки. Свободное от воды пространство в верхней части бутылки показывает, сколько воздуха удалось выдохнуть. Это происходит потому, что воздух выталкивает воду.
Воспитатель: А в космосе есть воздух?
- А как же там работают космонавты? (космонавты выходят в открытый космос только в специальных костюмах – скафандрах, в них есть баллоны с воздухом для дыхания).
Опыт «Набери воздух в пакет»
(Дети рассматривают пакет, отмечают, что он пустой, плоский, затем берут пакет двумя руками, раскрывают, производят зачерпывающие движения, наполняют пакеты воздухом, закручивают их).
Воспитатель: Ну что ж, вы хорошо подготовились к полёту.
Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и простоять так на счет 1-10. Приготовились, начали! Считаем 1, 2 – 10. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы! «Молодцы ребята, к космическому полёту готовы! Все космонавты по местам. Надели воображаемые скафандры и сели в ракету.
Но, ребята, ракета ведь такая тяжёлая, как же заставить её подняться вверх (предположения детей).
И тут, ребята, нам поможет воздух. Представьте себе, что он такой сильный, что может даже толкать тяжёлую ракету. Давайте посмотрим, как это работает.
Опыт «Шар - ракета»
Проденем в соломинку леску и натянем по траектории полёта.
На шарике ручкой нарисуем ракету, надуем шарик и зажмём его прищепкой, чтобы не выходил воздух. Прикрепим шарик к соломинке скотчем, подведём трубочку к концу нитки.
На старт! Внимание! Начинаем обратный отсчёт : от10 до 1, пуск!» (разжимаем прищепку).
Ура! Взлетели! Слайд 1
Воспитатель: Ребята, вы видели, что происходило с шаром, пока он передвигался вверх? (он сдувался) Воздух, выпускаемый шариком, толкал его в противоположную сторону, чем и привёл в движение по комнате. Так же происходит и с настоящей ракетой.
Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков — в противоположную.
Воспитатель: Космонавты во время полета видят и наблюдают много интересного. Давайте и мы посмотрим в наши окошки-иллюминаторы, может мы тоже увидим что-нибудь интересное.
Просмотр презентации «Парад планет»
Слайд 2 – Вот таким космонавты увидели солнце. Это огромный огненный шар. Подлететь к нему близко мы не сможем, ведь оно очень-очень горячее. Если к нему приблизиться, можно вообще сгореть. Но всё живое на Земле радуется солнечному свету и теплу. Солнце – это самая большая звезда в космосе.
Слайд 3 –Мы видим планеты солнечной системы, которые вращаются вокруг солнца. Вы можете назвать их? А теперь давайте облетим вокруг Солнца на нашей ракете и посмотрим на каждую планету отдельно.
У каждой планеты свой собственный путь
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг солнца вращаются наши планеты,
По-разному все они солнцем согреты.
Слайд 4 - Меркурий
Слайд 5 - Венера
Слайд 6 - А эта планета всем дорога-
Нам жизнь подарила планета Земля.
Слайд 7 - Марс
Слайд 8 - Юпитер
Слайд 9 - Сатурн
Слайд 10 - Уран,
Слайд 11 - Нептун
Слайд 12 - Плутон
Слайд 12 - А что ещё мы можем увидеть в космосе?
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
А где-то в космосе летит
Голубой метеорит.
Слайд 13 - Вот и закончилось наше космическое путешествие. Возвращения космонавтов ждут на Земле родные. И все радуются, когда они благополучно приземляются. Держитесь крепче, наша ракета отправляется на Землю. С удачной посадкой вас.
Рефлексия Вам понравилось наше необычное путешествие? Что вы о нём расскажете своим родным и друзьям?