Приложение МААМ

Конспект ИОС с игрушками — аналогами с детьми подготовительной группы «Сравнение жилищ эвенков и русских»

Евгения Волкорезова
Конспект ИОС с игрушками — аналогами с детьми подготовительной группы «Сравнение жилищ эвенков и русских»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема недели: Ангарская деревня;

Цель: Создать условия для сравнения жилищ народов Прибайкалья – эвенков и русских.

Задачи:

Образовательные

Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Прибайкалья – эвенках, русских.

Продолжать знакомить с их историей и культурой – бытом, традициями.

Развивающие

Публикация «Конспект ИОС с игрушками — аналогами с детьми подготовительной группы „Сравнение жилищ эвенков и русских“» размещена в разделах

Активизировать познавательно-исследовательские способности детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей и эвенков; обогащать словарный запас новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей; привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (макеты чума и избы)

Воспитательные

Воспитывать интерес, чувство толерантности и уважения к другим народам.

Целевые ориентиры:

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Активизация словаря:

Сибиряки, эвенки, шаман, бубен, наличники, ставни, чум, тиса, талисман, оберег.

Предварительная работа:

Знакомство с предметами быта, обычаями и традициями русского и эвенкийского народов; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; слушание русской народной и эвенкийской музыки; организация и проведение русских народных и эвенкийских национальных игр.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Проектор; слайды с изображением плана-схемы группы; аудио запись письма, национальной эвенкийской мелодии; макеты русской избы и эвенского чума; предметы быта, вещи (русская печь, лавки, стол, шкуры животных, лук и колчан со стрелами, шаманский бубен и т. д.)

Используемые технологии (методы) :

Мотивация общения в условиях помощи взрослому, дидактические игры, беседы, вопросы, рассматривание, пояснение, поощрение, художественное слово (загадки, пословицы, наблюдение.

Список литературы:

«Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И. Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008

Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта», – М., «Дрофа», 2003.

Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации», – М., «Сфера», 2009.

Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», Детство-Пресс, 2004 г.

Трясорукова Т. П. «Пословицы и поговорки, Феникс 2016.

Ход:

1. Мотивация

- Ребята, скажите, как можно нас всех назвать? Тех, кто находятся в нашей группе, в нашем детском саду, в нашем городе? (дети, люди, россияне, сибиряки)

- Вы сказали, что вы – сибиряки. А вы знаете, народы, которые живут в Сибири, кроме русских? (эвенки)

- Ребята, я сегодня получила необычное письмо, аудио-письмо. Оно пришло из одного эвенкийского поселения. Давайте его послушаем.

«Нашим юным друзьям от коренных народов Земли Сибирской - эвенков.

Здравствуйте ребята! Несмотря на то, что наша жизнь тяжела и сурова, с нашими соседями русскими, мы живем очень дружно, всегда помогаем друг другу. Но у нас случилось несчастье, один злой Шаман наложил на нас заклятье – перепутал все наши вещи в домах, похитил все обереги-талисманы, что защищали наши жилища. С низким поклоном просим у вас помощи. Помогите нам расставить на места все вещи и найти обереги-талисманы»

- Ну что, ребята, поможем эвенкам?

2. Основная часть.

Обращаю внимание на стол, где стоят макеты русской избы и эвенского чума с перепутанными предметами быта, вещами (в эвенкийском чуме-русская печь, лавки, стол; в русской избе – шкуры животных на полу, лук и калчан со стрелами, шаманский бубен и т. д.)

- Подойдем поближе, рассмотрим все внимательно.

- Посмотрите, чьи жилища вы здесь видите?

-Расскажите, как они называются. Чем отличаются?

Затруднение

- Ребята, шаман перепутал все предметы в русской избе и эвенкийском чуме.

Что же делать?

(Расставляем на места все предметы)

- А вы знаете, из чего строили русские и эвенки свои дома? (ответы детей)

3. Новые знания

-На Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Люди жили среди полей, а поля окружали леса. Лес людей кормил, давал им кров, обувал, одевал.

- Дерево на Руси – особый материал. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, и всю жизнь в ней жил. Люди называли его «родным», «родимым»- как называют родного человека.

- Красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день.

- Семьи были большие и жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Детей в семье было много по 10 человек. И все в семье помогали строить дом.

Вот поэтому народ и сложил пословицу «Семья крепка ладом». И «Вся семья вместе так и душа на месте».

Люди «оживляли» свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» избы).

- Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет, и можно было через них видеть, что делается на улице.

- Называли оконца, ласково, и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»?

Ответы детей: (находятся на «лице» избы).

- Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах и закрывали их на ночь. Их украшали резьбой.

- Как и у других домов, у изб были крыши только крыши со скатом. Как вы думаете почему?

Ответы детей (чтобы вода и снег стекали).

Воспитатель: Доски на крыше тоже украшали резьбой.

- Хотелось бы вам пожить в таком доме?

- Такие красивые дома строили люди с любовью и добротой.

-Эвенки строили из жердей чумы, похожие на конус, и покрывали их ровдугой (вываренными шкурами зверей) или тисой (корой березы или сосны). Коренные народы Сибири вели и сейчас некоторые из них ведут кочевой образ жизни, и поэтому до сих пор живут в чумах. Их легко собирать, разбирать и перевозить на новое место.

4. Включение нового знания в систему представления ребенка.

- Ребята, шаман перепутал изображения чума и избы. Давайте, все исправим!

Д/ И: пазлы «Собери чум и избу»

- А как вы думаете, зачем кочевники так часто переезжали? И чем они занимались?

- рассказ детей по игрушкам - аналогам символизирующим род деятельности кочевников: лук и стрелы, ружье – охотничий промысел; сети, река – рыболовство; олени и люди с арканами – оленеводство; шкура на каркасе – выделка для шитья одежды и обтягивания чума; предметы быта – ведение домашнего хозяйства; корзинка с грибами и ягодами – сбор и заготовка ягод и грибов; и т. д.

- Хорошо, вы много рассказали о том, чем занимались трудолюбивые народы Сибири. Но у них была своя культура и обычаи, многие из них дошли и до наших времен. Народы Сибири умели не только хорошо трудиться и обеспечивать себя самыми необходимыми вещами, но и слагали песни, сказки и легенды, играли и веселились. Познакомимся с одной из игр.

Подвижная игра «Белый шаман» - с бубном.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – ведущий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный ведущим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

- Молодцы, справились с заданием. Но у нас есть еще одна проблема. Шаман похитил все обереги-талисманы и спрятал где в нашей группе. У меня есть план нашей группы и на нем отмечено то место, куда он все спрятал. Давайте попробуем найти.

Рассматриваем с детьми слайд плана-схемы группы, находим по отмеченному на ней месту туесок.

Под спокойную музыку вместе с детьми разбираем содержимое туеска: кусочки кожи, образцы оберегов, схемы. Изготавливаем талисманы-обереги, вырезая из кожи геометрические фигуры, привязываем к ним кисточки.

5. Итог:

Что вас больше всего сегодня удивило? Что узнали нового? С какими трудностями столкнулись? За что бы вы себя или другого похвалили?

Выход в деятельность:

- Ребята, кто сделал себе талисман – оберег, предлагаю вам сыграть в с/р игру «Стойбище» или пособирать игру – пазл «Собери чум и избу»

А может, кто то хочет раскрашивать изображения чума, избы.

Публикации по теме:

Конспект ИОС по формированию математических представлений в подготовительной группе «В гости к фермеру» Конспект занятия Образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе. [/b] Гринченко Екатерина Григорьевна Конспект.

Конспект ИОС по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Связала бабушка Федора» Конспект ИОС по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Связала Бабушка Федора» Подготовила и провела Воспитатель:.

Конспект ИОС «Правила поведения пешеходов на улице» Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Ход деятельности. Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами отправимся на заочную.

Конспект ИОС с математическим содержанием «Путешествие снежинки» Тема: «Путешествие снежинки» Программное содержание: Уточнить знания детей о времени года, зимних месяцах. Закрепить навыки порядкового.

Конспект ННОД по ФЭМП с детьми шестого года жизни «Сравнение по объему. Волшебная вода»Конспект ННОД по ФЭМП с детьми шестого года жизни «Сравнение по объему. Волшебная вода» Цель: Сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости, умение с помощью переливания определять,.

Конспект НОД по речевому развитию для подготовительной группы «Красота природы глазами русских поэтов» МАДОУ «ДС № 50 г. Благовещенск» КОНСПЕКТ НОД Речевое развитие «КРАСОТА ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ РУССКИХ ПОЭТОВ» (Подготовительная к школе группа).

Конспект образовательной деятельности — сравнение множеств путём приложения «Гуси-лебеди» для второй младшей группы Цель: Научить детей различать множество предметов на основе сопоставления элементов один к одному; называть общее число предметов на основе.

Конспект спортивного развлечения для детей первой младшей группы «Веселое путешествие с игрушками» Конспект спортивного развлечения для детей первой младшей группы «Веселое путешествие с игрушками» Задачи: 1. Расширять представления детей.

Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Лисичка-сестричка» (по мотивам русских народных сказок)Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Лисичка-сестричка» (по мотивам русских народных сказок) Цели и задачи: Учить рисовать, героев литературных произведений, раскрывая характер и настроение героев. Вызывать интерес к иллюстрированию.

Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте».Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте». Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте». Автор: Черевко Екатерина Викторовна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ИОС с игрушками — аналогами с детьми подготовительной группы «Сравнение жилищ эвенков и русских»
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 08:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ИОС с игрушками — аналогами с детьми подготовительной группы «Сравнение жилищ эвенков и русских»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Волкорезова (УИ 593899) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД