НАТАЛЬЯ ЯКОВЕНКО
Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков С–Ш». Лексическая тема «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков С–Ш. Лексическая тема Весна
ООО «Газпром добыча Надым»
Управление эксплуатации вахтовых посёлков
д/с «Медвежонок»
учитель-логопед Наталья Викторовна Яковенко
Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе
Тема : «Дифференциация звуков С – Ш. Лексическая тема «Весна», «Дикие животные».
Программное содержание:
Публикация «Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе Тема: „Дифференциация звуков С–Ш“, Лексическая тема „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Коррекционно-образовательные задачи:
• Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные». «Весна».
• Закреплять умение соотносить числительное с существительным.
• Закреплять умение правильно строить предложения, с учётом падежных конструкций.
• Дифференциация звуков С-Ш (артикуляционный уклад, характеристика).
Корекционно-развивающие задачи:
• Развивать фонематические процессы.
• Формировать умение проводить звуковой анализ слова.
• Развивать мелкую, общую моторику.
Корекционно – воспитательные задачи:
• Формировать память и мышление.
• Расширять кругозор.
• Воспитывать взаимопомощь.
Демонстрационный материал: картинки на звук С-Ш, карточки для обозначения гласных и согласных звуков; раздаточный материал, фишки, мяч, демонстрационный материал по лексической теме «Весна», «Дикие животные».
Методы и приё мы:
Оргмомент, д/игры, худ. слово, вопросы поискового характера, практическая работа.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
- Сядет тот, кто скажет наоборот: низкий – высокий, длинный – короткий и т. д.
• Художественное слово.
К нам весна шагает,
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами….
• Наступила весна! Давайте поговорим о ней.
- Какие признаки весны вы знаете?
- Весна (какая)
- Погода (какая)
- Солнце (что делает)
- Сосулька (Что делает)
• Д/И «Весёлый счёт до пяти» одна длинная сосулька, и т. д.
• Д/И «Исправь предложение»
Пригрел солнце, и сосулька начал таять.
Капли лететь вниз и сливаться в лужу.
2. Д/И «Один – много»
Весной в лесу появляется много (зайчат, бельчат, волчат, медвежонок)
• Д/И «Закончи предложение»
У зайца хвост короткий, а уши …. (длинные).
Белка живёт в дупле, а волк …. (в логове).
Белка – пушистая, а ёж - …. (колючий).
• Д/И «Семья»
Папа медведь, мама медведица, детёныши медвежата. (лиса, волк, заяц).
3. Психоречевая гимнастика.
• Пальчиковая гимнастика (с грецкими орехами)
Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.
• Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой. (фрагмент)
4. Д/И «Определи первый звук».
В разноцветный сундучок
Ну – ка, загляни,
Вынь картинку, назови. (определить первый звук в названии картинки).
• Дифференциация звуков (С) – (Ш).
- Назовите одинаковый первый звук в словах :
Шуба, шапка, штаны.
- Назовите одинаковый последний звук в словах :
Нос, лес, пояс.
• Сравнительная артикуляцию звуков с- ш;
• Определения положения языка и характер воздушной струи;
• Характеристика звуков С- Ш, обозначение;
• Д/И «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш, а если звук С – руки вперёд»
Звук : с, р, ш, а, м, с, ш.
Слог: са, па, шо, со, до.
Слово: шапка, санки, дом, ладонь, шуба.
• Воспроизведение слоговых рядов : СА- ША – ША; СО –СО – ШО и т. д.
• Д/И «Собери слово»
Ш, а, р; м, а, к; с, о, н; д, о, м;
• Д/И «Закончи слово»
Шу …., са, су, ша, ши, са….
• Д/И «Живые звуки»
Шум., сок.
5. Итог занятия.
- Маша, что тебе понравилось больше всего?
- Артём, как ты думаешь, кто из ребят лучше всего выполнял задание?
- Вы, все молодцы, ребята! Хорошо работали на занятии, правильно выполняли задания, помогали друг другу, и хочу подарить вам волшебные карандаши, чтоб смогли работать в своих тетрадях и выполнять задания ещё лучше!
Самоанализ занятия
Вашему вниманию было предложено занятие с подгрупповой в старшей логопедической группе, Д/С «Огонёк».
Тема : «Дифференциация звуков С – Ш, лексическая тема «Весна», «Дикие животные», подгруппе 8 человек.
Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» и «Коррекционная программа по обучению детей с ОНР» под редакцией Филечёвой, Чиркиной.
На занятии решались следующие задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»,«Весна».
• Закреплять умение соотносить числительное с существительным.
• Закреплять умение правильно строить предложения, с учётом падежных конструкций.
• Дифференциация звуков С-Ш (артикуляционный уклад, характеристика).
Корекционно-развивающие задачи:
• Развивать фонематические процессы.
• Формировать умение проводить звуковой анализ слова.
• Развивать мелкую, общую моторику.
Корекционно – воспитательные задачи:
• Формировать память и мышление.
• Расширять кругозор.
• Воспитывать взаимопомощь.
Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.
Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания (Дифференциация звуков с - ш). Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью (психоречевой гимнастики, д/и «Живые звуки», «Хлопни в ладоши закрытыми глазами») и игровых приёмов, образность и красочность материала, а также доверительные отношения между логопедом и детьми, созданием ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка.
В основной части занятия решались задачи :
• Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные». «Весна».
• Закреплять умение соотносить числительное с существительным.
• Закреплять умение правильно строить предложения, с учётом падежных конструкций.
• Дифференциация звуков С-Ш (артикуляционный уклад, характеристика).
• Воспроизведение слоговых рядов.
Они реализовались через следующие методы: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов (индивидуально, хором, индивидуальная работа, работа командами, побуждение (скажи правильно и т. д.).
Действо проходило за столами с меной деятельности, дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли.
Следующая часть занятия помогла, закрепит знания детей по грамматическому строю речи, такие упражнения, как: «Образование относительных прилагательных» и т. д. В этой части занятия было использованы д/упражнения «Продолжи предложения», «Весёлый счёт», «Исправь предложение», «Хлопни в ладоши» и т. д.
Речевая п/игра внесла разрядку, смену действий, но тем самым и активизировала детей на дальнейшую работу.
Занятие несло, максимальную нагрузку и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей. В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело психо- эмоциональную направленность.
В течении всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.
Индивидуальные задания (по звуковому анализу) позволили выявить степень усвоения материала каждым ребёнком, фронтальная работа обеспечила подгруппа.
Были созданы гигиенические и эстетические условия для активной творческой деятельности детей: рационально размещено оборудование и атрибуты (за столами, стоя, с закрытыми глазами, максимально использовано пространство кабинета, освещённость для визуальной работы детей, эстетическое оформление помещения и пособия.
Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность (обучение грамоте, развитие грамматических категорий).
Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов по обучению детей грамоте и формированию грамматических категорий.
Учёт результатов занятия поможет контролировать ход дальнейшего обучения, усвоения детьми программы, обеспечить установление обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.