Елена Ефремова
Конспект итоговой НОД «Путешествие в весенний лес» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знания по познавательному и речевому развитию, полученные в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные: углубить представления детей о лесе, его обитателях, сезонных изменениях в природе; закреплять временные представления, умение различать части суток; выделять группу предметов по общему признаку; отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие: Развивать связную речь детей, слуховое и зрительное внимание, наблюдательность и мышление; формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
Публикация «Конспект итоговой НОД „Путешествие в весенний лес“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; воспитывать любознательность к окружающему миру и явлениям природы; воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методические приемы: загадки, вопросы, беседа, объяснение, опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание картинок, игры, физкультминутка, музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование: мяч; карточки «Правила друзей леса»; картинки: Деревья, Птицы, Насекомые; фигурки диких и домашних животных; столик для экспериментирования с водой, кусочки – дерева, пластмассы, камни; аудиозаписи.
Предварительная работа: НОД по Ознакомлению с природным миром на тему: «Лес как экологическая система», Дидактические игры: «Кто где живет», «Отгадай мой домик», «Части суток», «Когда это бывает» и др., чтение рассказа О. Дмитриевой «Что такое лес», подвижная игра «Лесорубы», экскурсия в лесопарк, наблюдения за деревьями, насекомыми.
Ход НОД:
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (дети стоят полукругом).
Сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес. Надевайте свои шубы, теплые шапки, да варежки с рукавицами не забудьте! Что такое? Вы не согласны? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, вы правы, уже давно пришла весна, стало тепло и нам не нужна теплая зимняя одежда. А какую одежду наденем для весенней прогулки? (Ответы детей.) Как называется такая одежда, которую мы носим весной? (Ответы детей - Весенняя одежда).
А какую обувь наденем сегодня? (Ответы детей.) А теплые сапоги нужны для какого времени года? (Ответы детей - Теплые сапоги нужны зимой).
Воспитатель: Чтобы гулять в лесу, нужно надеть удобную одежду. Можно ли гулять в лесу в пышном платье? Почему? В какой одежде будет удобно?
(Ответы детей - Пышное платье будет цепляться за ветки, мешать ходьбе. Надо надеть легкие, прочные брюки и куртку, удобную обувь, на голову кепку, шапку или платок).
Воспитатель: А еще нужно концы брюк заправит в носки или сапоги, застегнуться на все пуговицы, поднять воротник куртки, так как сейчас весна. А весной в лесу много клещей. Вы про них слышали? А теперь мы надеваем невидимые комбинезоны, которые нам помогут уберечься от клещей. Застегнитесь на все замочки. Теперь можно смело гулять в лесу.
Воспитатель:
- А в какое время суток лучше отправиться в путешествие? (утром).
Давайте для начала с вами вспомним, какие «Части суток» (игра) мы знаем.
- Вот волшебный мяч, его надо поймать и ответить на вопрос. (Дети стоят по кругу.)
Вопросы:
• Сколько частей суток вы знаете(4 – утро, день, ночь, вечер)
• А сейчас какая часть суток? (Утро)
• Когда вы просыпаетесь? (Утром)
• А завтракаете когда? (Утром)
• А обедаете когда? (Днём)
• Родители приходят за вами в детский сад когда? (Вечером)
• Когда вы разбираете постель, ложитесь спать? (Вечером)
• Спите когда? (Ночью)
• Назовите соседей вечера? (ночь и день)
Молодцы! Ну что ж, тогда самое время отправиться в путешествие!
Воспитатель:
— Ребята, а как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В лесу очутитесь! Наше путешествие начинается!
(звучит аудиозапись – «Звуки леса»).
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Как здесь красиво! Какой свежий, чистый воздух! Давайте подышим этим чистым и свежим воздухом. Сделаем вдох носом, а выдох ртом. Дышим спокойно, ровно (повторить дыхательное упражнение 2 раза).
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с лесом! (Дети встают полукругом в групповой комнате. Ребенок читает стихотворение)
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои!
Воспитатель: Вот мы с вами на лесной полянке. Садитесь на «пенечки», я думаю, что нам сейчас откроются весенние тайны обитателей леса. (Дети садятся на стулья).
Воспитатель: Ребята, кто-то нам оставил записку на пеньке. Давайте прочитаем? Слушайте внимательно. Это записка от Лесовичка - ( читает: «Ребята, Баба — Яга, заколдовала лес и его обитателей. Чтобы их расколдовать, она задала мне сложные задания. Но я не смог с ними справиться. Помогите мне!»).
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовичку? (Ответы детей). Но сначала скажите, что же такое лес? (Ответы детей :
лес – зеленый наряд нашей земли;
лес – дом для птиц и животных;
лес – наше богатство;
лес – красота нашей природы;
лес – врач, очищает воздух, дает кислород).
Воспитатель: Правильно, ребята! А мы с вами, друзья леса! Я думаю, что вы справитесь со всеми заданиями Бабы Яги, и поможете Лесовичку расколдовать лес!
Первое задание - «Правила поведения в лесу».
Воспитатель: (берет карточку с заданием, читает –
Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять,
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать,
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать)
— Ребята, верно ли это? Объясните пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу (Раздает несколько карточек из серии «Правила друзей леса»).
Ответы детей :
• В лесу нужно ходить только по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву;
• Весной нельзя шуметь в лесу, в это время птицы выводят птенцов, а у животных рождаются детеныши;
• Нельзя ломать ветки у деревьев и кустарников;
• Нельзя сдирать кору с деревьев, от этого деревья погибнут;
• Нельзя сбивать ногами грибы, даже ядовитые, пусть они останутся в природе, ими лечатся животные;
• Нельзя много рвать цветов, они быстро завянут, а они украшение природы;
• Нельзя ловить и уносить с собой птенцов, детенышей животных. В природе о них позаботятся их родители;
• Нельзя разорять муравейники, муравьи - санитары леса;
• Нельзя ловить бабочек, они нужны природе;
• Нельзя разжигать костры, от дыма и огня погибнет лес, его обитатели;
• Нельзя оставлять мусор в лесу и т. д.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы знаете много правил поведения в природе! Нужно не только знать, но и выполнять эти правила. Природу надо беречь и охранять. С первым заданием справились, пойдём дальше?
- Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Вот ещё одна полянка….
Второе задание - «Деревья».
(на столе разложены картинки с изображением деревьев)
Воспитатель: В нашем лесу растет много деревьев. Вот, послушайте загадку:
Душистые почки, клейкие листочки,
Белая кора - догадаться пора… Это? (Береза)
Дети, какие еще деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами превратимся в деревья и поиграем! Каким деревом будешь ты? (Предлагает каждому ребенку назвать дерево).
Физкультминутка - игра: Исходное положение – встать прямо, ноги на ширине плеч, руки сцеплены над головой.
(Звучит аудиозапись – «Шелест листьев»)
Воспитатель: В лесу давно не было дождя, и деревьям стало не хватать влаги. И стали деревья клониться к земле. Все ниже и ниже, а потом и совсем согнулись до земли. (На счет «раз» дети опускают головы и достают подбородком до груди, на счет «два» - быстро опускают руки, на счет «три» садятся на корточки). Вдруг пошел дождь, и деревья начали оживать. (Дети встают, поднимают голову, поднимают руки вверх). А после дождя подул ветер, веточки закачались, листочки зашелестели (спокойный вдох и длительный выдох с произношением звука «ш», дети покачивают руками над головой, медленно вдыхая воздух и выдыхая с произношением звука «ш»). Ветер затих, деревья успокоились. (Дети принимают исходное положение).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Будем продолжать наше путешествие!
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Здесь ещё одна полянка.
Третье задание - «Животные». (для игры можно использовать как фигурки животных так и карточки с их изображением)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько здесь животных! Они заблудились! Им нужно помочь найти свои домики! Надо их поселить в то место, где они проживают. (Дети выполняют задание – делят на группы диких и домашних животных). Молодцы! А сейчас давайте назовем животных ласково. (Ответы детей : лиса – лисонька и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! Пойдем дальше!
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Вот ещё одна полянка….
Четвертое задание - «Птицы».
Воспитатель: Сейчас каждому из вас я дам картинку с изображением птицы. Вам нужно будет внимательно рассмотреть картинку и вспомнить, какая птица на ней изображена – зимующая или перелетная. Вы сейчас превратитесь в птичек и полетите - перелетные к солнышку, а зимующие к снежинке. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята! Успешно выполнили и это задание! Пойдём дальше?
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки….
Пятое задание - «Опыт».
Воспитатель: Ой! Тропа обрывается на краю реки. Как же нам перебраться на другой берег? (Ответы детей - Можно на лодке, на плоту, по веревке). Воспитатель: Если переплавляться на лодке, то из чего ее лучше сделать? У нас есть дерево, камни, пластмасса.
Опытно – экспериментальная деятельность: (для данного опыта можно использовать как столик для экспериментирования, так и емкости с водой).
Воспитатель: Дети, давайте по очереди будем опускать предметы в воду и определим, какой же предмет больше всего подходит для изготовления лодки (Совместная деятельность воспитателя и детей : Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода, камень – тяжелый, прочный, тонет, потому, что он тяжелее воды, пластмасса – не тонет, но очень легкая и хрупкая)
Воспитатель: вывод - лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не тонет, потому что легче воды. Превращаемся в лодочки и поплыли: (звучит аудиозапись «Лодочка»)
Физкультминутка.
Динь-дон, динь-дон!
Мы на лодочке плывем.
Ветер по реке гуляет,
Ветер лодочку качает.
Вправо лодочку качает,
Влево лодочку качает.
Динь-дон, динь-дон!
Дружно к берегу гребем.
Вправо к берегу гребем,
Влево к берегу гребем.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко.
Воспитатель: вот мы и перебрались на другой берег. Какая интересная, загадочная полянка! Присядем, отдохнем (дети садятся на стулья).
Шестое задание - «Загадки о насекомых».
(на столе разложены картинки с изображением насекомых, дети, отгадав загадку, находят картинку с тем или иным насекомым)
Ребятки, здесь для вас загадки! Слушайте внимательно:
1. Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (Бабочка)
2. На лугу живет скрипач,
носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
3. Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает. (Стрекоза)
4. Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму. (Пчела)
5. У нее так много ног —
Сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница,
Их хозяйка.. (Гусеница)
6. Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам… (Божья коровка)
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»).
Воспитатель: Ну вот, ребята, слышите, лес зашумел? Вы молодцы, все задания выполнили! Помогли Лесовичку расколдовать лес! Лес - большой друг не только человеку, но и животным и птицам. Для них он родной дом и кормилец. Мы все должны беречь и любить большой, могучий, лес!
Ребенок читает стихотворение:
Будем лес любить, оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки
Чтобы сохранилось все навеки!
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, и нам пора возвращаться! До свидания лес, Полный сказок и чудес! Дети, а что вам больше всего запомнилось в нашем лесном путешествии? (Ответы детей). Молодцы! Лесовичок решил отблагодарить вас за помощь и приготовил подарки! (воспитатель раздает детям сладкие подарки). Давайте скажем ему спасибо! И гостям скажем – спасибо за внимание!