Наталья Шевченко
Конспект итоговой ООД Тема: В поисках хитрых букв или проделки [Й]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итоговой ООД Тема: В поисках хитрых букв или проделки [Й]
Цель: закрепление понятия образования йотированных гласных.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
• Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память;
• Развивать навык грамотного письма.
Коррекционно – образовательные:
• Закрепить у дошкольников понятия йотированные (хитрые) гласные буквы Я, Е, Ё, Ю и их графический профиль;
• Закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный;
Публикация «Конспект итоговой ООД Тема: В поисках хитрых букв или проделки [Й]» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
• Продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов;
• Расширять и активизировать словарный запас воспитанников через работу с заданиями по карточкам, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
Коррекционно – воспитательные:
• Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом через сказки драматизации и выполнения коллективной работы.
Материал: буквари, касса букв, карандаши, фломастеры, телефон, мольберт, игрушка «Енот» и «Ёж», картинки «Веселые буквы», дерево, яблоки (муляж, настоящие яблоки, корзина, звуковички, 4 картинки на букву «Е», задание «Яблоки»,компас, рыбка на определение позиции звука в слове, слова на букву «Ю», карточки для исправления ошибок, барабан.
Ход занятия
Вводная часть.
Дети стоят в приемной, логопед приглашает пройти их в группу.
Л. : Ребята, проходите, пожалуйста, в группу. Сегодня к нам пришли воспитатели из других групп. Поздоровайтесь с ними (дети здороваются). Вот только не знаю, что же мы будем показывать нашим гостям? Все дело в том, что занятия как такового не будет. Вы уже научились читать и писать, выполнять звуко-буквенный анализ и скоро пойдете в школу. И я пригласила вас для того, чтобы вы помогли мне собрать, уже не нужные вам буквари, карандаши, кассу букв и отнести их детям старшей группы. Они им очень пригодятся на следующий год (логопед обращается к разным детям) Саша, Василиса принесите, пожалуйста, буквари, Кира и Артем несите карандаши (логопед все это складывает на отдельный стол). А где же касса букв? (она лежит на тумбочке, логопед ищет ее взглядом) А, вот она! (разворачивает ее) Ой, что это такое? Посмотрите, что случилось?
Д. : Все буквы перепутались.
Л. : Что же делать? Нам нужно срочно навести порядок в кассе. Мы не можем с вами отдать кассу в таком беспорядке. Расставьте буквы по своим местам. А чтобы «уборка» прошла быстро и без ошибок вспомним, какие звуки называются гласными, а какие согласными? (ответы детей, правило)
Л. : Вот и в кассе порядок, но мне кажется, что каких-то букв не хватает.
Д. : Хитрых.
Л. : А какие это?
Д. : Я, Ю, Е,Ё.
Л. : .А почему мы их называем хитрые буквы?
(Дети называют правило)
Л. : Да, верно. (Звук смс - сообщение) Подождите, мне сообщение пришло, наверное что-то важное…Ой, ребята, а это вам сообщение пришло, прочитайте.
СООБЩЕНИЕ
ИЗ КАССЫ МЫ СБЕЖАЛИ. О НАС ВЫ МАЛО ЗНАЛИ – ПОЭТОМУ В ОБИДЕ, ТЕПЕРЬ НАС ПОИЩИТЕ.
ХИТЫЕ БУКВЫ.
Л. : Ребята, нужно, во что бы то не стало найти пропавшие буквы. Так мы покажем, что все о них знаем, а во - вторых вернем их в кассу, иначе касса будет не полной и по ней нельзя будет заниматься детям в следующем году. Ну, что на поиски хитрых букв?
Д. : ответы детей.
Основная часть.
Л. : С чего же начать нам наши поиски? Посмотрите, а куда эта стрелка ведет? Может эти стрелочки нас к букве приведут?
На полу стрелки, ведут к первой станции, букве «Е». Дети подошли к мольберту, на мольберте Енот (картинка) в разброс 4 картинки на букву «Е» и звуковые схемы. Детям нужно определить какая схема, к какой картинке не относится.
Л. : Ой, ребята, это же наш Енот Енотович, помните? Что же он тут делает? Что-то он грустный. Мне кажется, я понимаю, в чем дело, Енот Енотович перепутал все картинки и звуковые схемы и не может ни как все вернуть назад, давайте ему ребята поможем?
Д. : ответы детей. Дети выполняют.
Л. : Молодцы ребята, зато, что вы выполнили правильно задание, Енот Енотович возвращает вам букву «Е».
Из-за мольберта «выходит» буква «Е».
Л. : До свидания, Енот Енотович, а наши поиски хитрых букв продолжаются.
Логопед обращает внимание на яблоки, которые лежат на полу «дорожкой»
Л. : А кто же это яблоки разбросал? Предлагаю их собрать.
Дети вместе с логопедом собирают яблоки в корзину и приходят к яблоне.
Л. : Вот это да, сколько яблок на дереве, а давайте с вами по одному яблочку угостимся и посмотрим что же там?
На дереве наклеены яблоки (картинки, а с другой стороны задание.
Л. : Ну что, яблочки не простые, а с заданием. Вам нужно, определить зашифрованное слово и напечатать его в пустых клеточках. Для этого, правильно определите первый звук каждой картинки и запишите его буквой начиная с первой пустой клеточки.
Выполнили задание? Молодцы. За такую хорошую работу яблоня вас хочет угостить своими плодами, угощайтесь (маленькие дольки яблочка). А куда же дальше нам идти? «Я» вам помогу! («Выходит» буква «Я», ребята, буква «Я» к нам тоже не с пустыми руками пришла, она нам подарок принесла (достает подарок из коробки). А что это такое?
Д. : Компас.
Л. : А для чего он нам нужен?
Д. : ответы детей.
Л. : А наши поиски продолжаются, мы ищем хитрую букву «Ю» и компас как раз нам в этом поможет, ведь на нем есть нужное нам направление: север, ЮГ, запад, восток. Как называется это направление?
Д. : ЮГ.
Л. : давайте посмотрим, куда же направляет нам движение красная стрелка.
Идут в нужную сторону и приходят к станции буквы «Ю».
Л. : Вот мы и на юге, как же тут жарко. А вот и следующее задание, разбирайте карточки.
Вам сейчас нужно определить, где находится буква «Ю» в начале, в середине и в конце слова, если нашли, то карточки кладем в соответствующий кармашек.
Дети отвечают и выполняют задание.
Л. : А вот и буква «Ю» спешит и вас она благодарит за хорошее знание и отличное выполнение задания. А наши поиски продолжаются нам осталось найти последнюю букву – букву «Ё».
В этот момент произносит звуки игрушечный ЁЖ, дети идут на звуки.
Я ВСЕ ЗНАЮ! ВСЕ МОГУ! ВСЕХ НА СВЕТЕ УДИВЛЮ! САМЫЙ УМНЫЙ Я НА СВЕТЕ! ЭТО ЗНАЮТ ДАЖЕ ДЕТИ!
Л. : слышу странные слова, поспешим–ка мы туда.
Нехорошо так хвастаться.
Ребята, да это же Ёж – Хваста. Ребята,он выполнил звуко – буквенный анализ слов и хвастается что у него нет ни одной ошибочки, а что если мы его проверим?
Дети берут карточки и выполняют задание.
Л. : За то, что вы выполнили правильно задание, Ёж – Хваста возвращает вам последнюю хитрую букву «Ё», посмотрите какая она веселая, но мне очень интересно, кто устроил весь этот беспорядок? Кажется, я догадываюсь чьи это проделки. Уж не звука ли «Й»?
Конечно, ее! Только у нее такой неугомонный характер. Не случайно, про нее даже сказка есть. Вот послушайте.
СКАЗКА
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть: А, У, О, И, Ы,Э. Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Бывало, встанут из своих красных домиков и запоют:
По одному: (Тянуть)
— А, У, О, И, Э, Ы.
а потом парами (дуэтом)
— АУ, ОИ. ЭЫ!
По трое (трио)
— АУО, ИЭЫ!
И даже хором
— АУОИЭЫ!
Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными. Вот как-то раз решили гласные звуки устроить настоящий концерт и пригласили на него своих друзей – согласных звуков. Пришли согласные, а «Й» самый первый прибежал. Прибежал и сел в первом ряду, на первое место. Очень ему первым во всем хотелось быть. Сидит в своем зеленом колпачке, в кресле ерзает, концерта дождаться не может. Но вот раздалась барабанная дробь, занавес открылся и на сцене появились артисты – гласные звуки А, У, О, Э (поют). Они пели так красиво, что «Й» не удержался и тоже стал «подпевать»
- Й, Й, Й, - слышалось из зала первого ряда. Песенка у «Й» не получилась. Голос был звонкий, мягкий, нежный, но звучал коротко отрывисто. После концерта «Й» подбежал к гласным звукам и сказал: «Научите меня петь, я тоже артистом быть хочу!»
«Но разве согласные звуки в зеленых колпачках могут петь?» - удивился гласный звук [О]. «Конечно, могут!» - неунимался [Й]. «Хорошо приходи на репетицию, там посмотрим что получится», - сказал [У]. В этот же вечер «Й» уже стоял на сцене и показывал свое мастерство – Й, Й, Й.
Слушал – слушал [А], да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем.
- Согласен, только я напевать буду, а подхватывай.
И они запели:
- ЙА,ЙА, ЙА! Так получилась песенка, которую назвали буквой «Я». В ней [Й] поет с [А].
- У вас здорово получается – задумчиво протянул [У],
- Ну а со мной петь будешь?
- Буду, - ответил [Й], не задумываясь – только я снова первым начну, уж очень первым быть люблю.
И тут все услышали ЙУ,ЙУ,ЙУ. Так получилась песенка, которую назвали буквой Ю. В ней [Й] поет с [У].
- О, как хорошо! Спой теперь со мной! – попросил [О].
- Пожалуйста.
- ЙО, ЙО,ЙО – и назвали ее буквой Ё. в ней [Й] поет с [О].
— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он Й.
Следующая песня звучала так:
-йЭ, йЭ, йэ – и назвали эту песню буквой «Е».
Вот так закончилась эта репетиция. После которой в азбуке появились новые буквы Я, Ю, Ё, Е, а все потому, что [Й] спешил и впереди гласных А,У, О, Э встать норовил.
Конец.
Итог занятия
- Молодцы ребята, мне кажется мы теперь доказали что о хитрых буквах мы теперь знаем все и они больше никуда сбегать не захотят, а раз все буквы на месте, то думаю мы с вами может отдать буквари и кассу старшей группе (отдают кассу и буквари старшей группе).