Елена Спиркова
Конспект открытой организованной образовательной деятельности «Волшебный мир бумаги» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ»
Воспитатель 1кв. кат
Спиркова Е. А
Цель: развитие познавательной активности, самостоятельности и закрепление представлений детей о бумаге.
Задачи:
• Закрепить знания детей о способах письма до момента создания бумаги.
• Закрепить знания о предметах из бумаги, их назначении и пользе.
Публикация «Конспект открытой организованной образовательной деятельности „Волшебный мир бумаги“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности, умение анализировать, делать выводы, символически обозначать их и озвучивать результат наблюдения.
• Продолжать развивать умение детей «читать» схемы-подсказки, использовать их при формулировке ответов на вопросы
• Обобщить полученные знания о свойствах бумаги и картона, о процессе производства бумаги в современном мире.
• Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Бумага»
• Воспитывать экономное и бережное отношение к изделиям из бумаги, природе в целом
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Физическое развитие
Предварительная работа:
• Беседы + рассматривание коллекции «Такая разная бумага», «Назначение разных видов бумаги»
• Просмотр презентаций и видео-роликов: «Задолго до бумаги», «Производство бумаги», «Что делают из макулатуры»
• Проведение опытов и экспериментов на выявление свойств и качеств бумаги
• Использование бумаги разных видов в изобразительной деятельности
• Разучивание загадки с опорой на мнемо-схему «Бумага»
• «Чтение» схем для составления описательных рассказов, знакомство с новыми символами-подсказками
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, стеллажи для «музейных экспонатов», различные разновидности коробок, предметы из бумаги, поделки из бумаги, мнемо-схема «Загадка», маркеры для доски, оборудование для экспериментов (ёмкости с водой, бумага альбомная, картон, салфетки, акварель, цветные карандаши, ножницы, схемы «Правила поведения в музее», «Правила поведения в лаборатории, влажные салфетки)
Ход занятия
Дети входят в группу, здороваются с гостями:
Д. Настроение у нас отличное, а улыбки – дело привычное
Пожелаем друг другу добра, ведь играть начинать нам пора!
В. Ребята, сегодня у нас в группе гости. Я предлагаю загадать им загадку, а отгадка расскажет, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Мнемо-схема «Загадка»
«Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом
Письмом, обоями, билетом
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами.
Гости. Бумага.
В. Молодцы, отгадали правильно. Предлагаю посвятить сегодняшнее итоговое занятие бумаге. Вспомним все, что мы узнали о ней нового и интересного и расскажем об этом гостям. Готовы? Тогда мы отправляемся в волшебный мир бумаги.
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, на ИСТОРИЧЕСКУЮ станцию попадем.
Мы с вами прибыли на станцию «Историческая» (интерактивная доска)
Ребята, я предлагаю вам вспомнить, на чём же в древние времена люди писали, когда ещё не было бумаги?
В. Давайте подойдём к экрану и посмотрим.
Просмотр слайдов, сопровождается ответами-разъяснениями детей
1. В древности, еще до появления бумаги люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки.
2. В Греции писали на сырых глиняных плитках, выдавливая буквы острой палочкой
3. В древнем Риме писали на восковых табличках. Таблички внутри покрывались цветным воском, а после застывания воска на нем писали тонкими палочками
4. В Египте было найдено растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.
5. В Древней Греции писали на пергаменте, который делали из шкур животных. Стоил он очень дорого, т. к. для одной книги приходилось истреблять целое стадо телят или овец. Книга напоминала сундук.
6. Наши русские предки писали на бересте. Это русское изобретение. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги.
7. Первую бумагу изобрели в древнем Китае. Ее изобрел Цай Лунь
В. Ребята, вы молодцы, все вспомнили. А на чем из всего этого пробовали писать вы? (ответы – глиняные и восковые дощечки, береста, бумага)Что для вас оказалось самым удобным материалом для письма и рисования? (ответы)
В. А теперь нам пора отправляться дальше
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, на станцию МУЗЕЙНАЯ попадем.
А эта станция называется: «Музейная» здесь находится музей бумаги, предлагаю посетить его, но для начала нужно выбрать экскурсовода.
Ребёнок-экскурсовод. Здравствуйте, ребята, а вы знаете как надо вести себя в музее?
Примерные ответы детей. (по схеме) Громко не разговаривать, руками ничего не трогать, не бегать, не баловаться, не мусорить
Ребёнок-экскурсовод. Это музей волшебной бумаги, здесь собраны предметы, сделанные только из бумаги. Подойдём к первому стеллажу. Что здесь находится?
Дети. Коробка из-под конфет, пакет из-под молока, коробка из-под обуви, коробка от зубной пасты, коробка от лекарства…
Ребёнок-экскурсовод. Скажите, а что общего у всех этих предметов?
Примерные ответы детей. Все они сделаны из картона.
Ребёнок-экскурсовод. Как вы думаете, почему коробки делают именно из картона?
Примерные ответы детей. Картон прочный, хорошо сохраняет предметы, которые находятся внутри коробок.
Ребёнок-экскурсовод. Подойдём ко второму стеллажу. Здесь лежат книги, журналы, альбомы, газеты, раскраски. Скажите, что общего у этих всех предметов? Какая от них польза человеку?
Примерные ответы детей. Все они сделаны из бумаги. Книги, журналы, газеты нужны человеку, чтобы читать, а альбомы, раскраски, чтобы рисовать.
Ребёнок-экскурсовод. Ребята, а нет ли на стеллаже лишнего предмета?
Дети. Диск.
Ребёнок-экскурсовод. Как вы думаете, почему работники музея его поставили на этот стеллаж, ведь он сделан из другого материала? Может что-то объединяет эти предметы?
Примерные ответы детей.
В. Время идёт, на смену бумаги приходят компьютерные технологии сейчас людям удобнее записывать информацию на диски, флэш-карты.
Ребёнок-экскурсовод. Полюбуйтесь, на этом стеллаже стоят поделки, аппликации. Что их объединяет?
Примерные ответы детей. Они сделаны все из бумаги.
Ребёнок экскурсовод. Скажите, для чего делают красивые поделки из бумаги?
Примерные ответы детей. Поделки можно подарить, украсить комнату.
Ребёнок экскурсовод. На прощание – даю вам задание – назовите по одной технике, которые вы знаете и используете, когда конструируете из бумаги
Примерные ответы детей. Оригами, квиллинг, использование втулок, папье-маше, гофро-трубочки, каркасное конструирование, плетение из газетных трубочек….
В. Спасибо, за интересную экскурсию, а наше путешествие в страну Волшебной бумаги продолжается
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, на станцию ПОЧЕМУЧЕК попадем
В. Мы прибыли с вами на станцию «Почемучки», где находится лаборатория, предлагаю провести несколько экспериментов с бумагой. Но сначала предлагаю вспомнить правила поведения в лаборатории?
Примерные ответы детей: Нельзя громко разговаривать, мешать соседу, обязательно соблюдать технику безопасности, ничего не пробовать на вкус, не кричать…
В. На станции «Лаборатория» я предлагаю вам обобщить знания о свойствах некоторых видов бумаги. Опыты и эксперименты с разными видами бумаги мы с вами делали. Как выявлять и обозначать результаты – вы тоже знаете. Если забыли – обращайтесь за помощью. А сейчас предлагаю рассмотреть и зафиксировать результаты ваших исследований о трех видах бумаги. Посмотрите на свои столы и назовите их (гофрокартон упаковочный, бумага писчая, салфетка) Занимайте свои места, приступайте к исследованиям.
Практическая деятельность – выявление и фиксирование результатов наблюдений, исследований свойств бумаги, картона и салфетки
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ-ВЫВОДЫ ДЕТЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАБЛЮДЕНИЙ-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
1 СТОЛ Бумага рвется (образцы бумаги, ножницы)
• Легче всего было порвать салфетку +++
• Сложнее с бумагой для письма – она в одном направлении рвется легко и ровно, в другом сложнее и криво (наискосок, кусочками.) ++
• Больше всего пришлось приложить усилий к картону. Рвать руками его очень тяжело, резать ножницами тоже не просто. +
Вывод: чем тоньше бумага, тем легче она рвется (режется ножницами)
2 СТОЛ Бумага впитывает воду (образцы бумаги, лоток с водой)
• Быстрее всего промокла салфетка, ее даже невозможно достать из воды в целом виде +++
• Вторая по скорости впитывания – бумага писчая – она тоже полностью пропиталась водой, но ее можно достать из воды и просушить. Она стала более мягкой и легко рвется. ++
• Медленнее всех впитывает воду картон, но все равно вода проникает в волокна и размачивает его. +
Вывод: любая бумага впитывает воду, только с разной скоростью. Скорость намокания зависит от плотности бумаги – чем тоньше бумага, тем быстрее она впитывает воду. После намокания любая бумага теряет форму
3 СТОЛ Бумага мнется (образцы бумаги)
• Легче всего получилось смять салфетку +++
• Вторая по сложности сминания – писчая бумага ++
• Сложнее всего было сделать мятый комок из картона +
Вывод: мнется любая бумага, но чем она тоньше, тем это сделать легче. Размер бумажного комка тоже зависит от плотности бумаги – чем толще бумага, тем комок больше.
4 СТОЛ Бумага окрашивается (образцы бумаги, гуашь, акварель, карандаши)
• Лучше всего ложится краска на писчую бумагу, качество бумаги почти не меняется, цвета яркие, четкие. Такую бумагу удобно тонировать. +++
• На картоне краска более тусклая, ложится не равномерно. Карандаш тоже оставляет не яркий след. ++
• На салфетку сложно нанести краску, она размокает и теряет форму. Салфетку не получается окрасить краской, карандашами тоже тяжело на ней рисовать. +
Вывод: Лучше всего для рисования и тонирования подходит писчая бумага. Можно использовать и картон, но нужна более густая краска. На салфетках рисовать не получается.
Общий вывод – салфетки лучше использовать в гигиенических целях, картон в качестве упаковки, бумагу – для рисования и письма
В. А какие еще свойства бумаги мы знаем? Давайте посмотрим на схему и каждый из вас, по очереди назовет по одному свойству бумаги.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ-ВЫВОДЫ ДЕТЕЙ
• Бумага может быть разной формы и размера
• Бумага может быть разнообразных цветов
• Бумажные изделия разнообразны по качеству и плотности, все зависит от назначения
• Бумага не имеет запаха
• Бумажные изделия не имеют вкуса
• Вся бумага быстро разгорается и сгорает.
• Вся бумага впитывает воду и теряет свои свойства
В. Молодцы, ребята, все свойства вспомнили. А у меня есть загадка – схема для вас. Посмотрите, свойства какой бумаги описаны здесь?
Дети – фольга
В. Молодцы, все верно. Продолжаем наше путешествие?
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, на станцию ФАБРИЧНАЯ попадем
В. Ребята, на этой станции я предлагаю вам вспомнить, как в современном мире изготавливают бумагу? Посмотрите на цепочку событий и постарайтесь описать путь бумаги.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ-РАЗЪЯСНЕНИЯ К КАРТОЧКАМ
1. Для изготовления бумаги необходимо сырьё – это деревья.
2. Их спиливают, везут на лесовозах или переплавляют по реке деревообрабатывающие комбинаты.
3. Там с деревьев снимают кору, измельчают в крошку, которая называется - щепа
4. Щепу несколько часов варят, добавляют красители, клей
5. Полученную бумажную массу отправляют на специальный станок, где бумагу выравнивают, разглаживают, сушат.
6. А уже потом готовую бумагу скатывают в огромные рулоны
7. На последнем этапе бумажные рулоны разрезают на разный формат и отправляют в магазины.
В. Молодцы, все вы вспомнили отлично. Ребята, мы с вами много говорили о производстве бумаги, смотрели ролики о том, как работают бумажные комбинаты. Вы согласны с тем, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс. Какой вывод для себя мы сделаем?
Примерные ответы детей. Нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу. Собирать макулатуру. Можно помочь лесу – посадить молодые деревья…А можно самим сделать бумагу из старых, использованных листочков.
В. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Волшебной бумаги, нам пора возвращаться в детский сад, но сначала мне хотелось бы узнать:
• Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?
• Как вы считаете, вы со всеми заданиями справились? Или что то забыли?
• Все ли мы с вами успели вспомнить? Или есть что то еще, о чем мы не поговорили?
• Нужно ли человеку беречь бумагу и почему?
• А обратно в детский сад хочется вернуться?
Тогда ….
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, В СВОЮ ГРУППУ попадем