Светлана Рудковская
Конспект к занятию по изобразительной деяйтельности в подготовительной к школе группе «А я в горницу войду…»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта к занятию по изобразительной деятельности «А я в горницу войду. "
Организационная информация
Предмет Изобразительная деятельность
Группа подготовительная к школе
Тема «Мебель»
Автор урока (ФИО, должность) Рудковская светлане Александровна
Образовательное учреждение Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка детский сад №3 "Петушок" городского округа Стрежевой"
Город Стрежевой
Публикация «Конспект к занятию по изобразительной деяйтельности в подготовительной к школе группе „А я в горницу войду…“» размещена в разделах
Описание занятия
Тип занятия Рисование сюжетное
Время реализации занятия 35 минут
Цели урока занятия (образовательные, развивающие, воспитательные)
1. Учить находить композиционные решения.
2. Учить. учитывая пропорции изображаемых предметов и линейную перспективу, подбирать самостоятельно вариант перспективы помещения в зависимости от точки зрения.
3. Продолжать работать с акварельными красками, подбирая нужные оттенки цвета, подбирая размер кисти, в зависимости от размера пространства, и корректировать тональность с помощью контроля количества воды.
4. Познакомить с понятием интерьер.
5. Развивать чувство композиции, линейной перспективы интерес к самостоятельной детальности.
6. Воспитывать интерес к истории своей страны.
Планируемые результаты:
. Умения видеть, анализировать, изображать трехмерное пространство. передовая глубину помещения.
2. Умения анализировать информацию о пространстве в зависимости от точки зрения, применяя линейную перспективу.
3. Закреплять навык работы с акварельными красками.
4. Закрепить качество выбора композиции и ориентации ее на листе.
5. Расширить словарь детей с помощью слов народного фольклора.
В ДОУ формируются предпосылки УУД:
• Личностные УУД: Формирования желания знакомится с народными истоками, видеть эстетику в вещах народного быта, знакомится с новыми словами и названиями и их определениями, способность слушать сверстников.
• Регулятивные УУД: умение самостоятельного построение композиции по самостоятельному выбору, используя линейную перспективу, опираясь на технологические карты и совместный с педологом предварительный анализ технологической карты.
• Коммуникативные УУД: умения анализировать свою и работу сверстников и способность пояснять свой выбор.
• Познавательные УУД: Умение работать с технологическими картами и составлять композицию, используя предложенный алгоритм.
Ход занятия:
Вводная часть:
-Здравствуйте ребята,
Посмотрите кто к нам пришёл в гости- домовенок Кузя.
- Он хочет рассказать о доме, который он охраняет.
-Как вы думаете, что эта за дом? (варианты ответа детей)Педогог подводит детей к равельному ответу показывая фотографию избы
- Это русская изба. Что такое изба, – Это деревянный дом, сделанный из бревен, которые клали друг на друга- получался сруб- основа русской избы, где жили русские крестьяне.
-Теперь давайте зайдем внутрь, сначала мы попадём в сени это помещение, которое отделяет жилую часть дома от улицы, как коридор у вас в квартирах.
-Дальше располагается горница, горница — это жилая часть дома
(Выставляются картинки горницы).
-Что вы увидели в горнице избы? (варианты ответа детей)
- Печь – это не только место где готовили еду, но и батарея, крестьяне поддерживали огонь в печи и обогревали дом, но еще на печи спали, потому что там тепло и удобно, вот такой важный предмет в избе, не даром печь называют «сердце дома». Печь всегда держали в чистоте или белили в белый цвет, или красиво расписывали, потому что по поверьям наших предков в подполе под печкой и жил домовой такой как наш Кузя он охранял дом.
Что еще вы увидели, какие предметы? (варианты ответа детей, при анализе обстановки горницы, предметов мебели и быта).
- Какой предмет мебели использовали на Руси, вместо стульев?
Люди на Руси седели на скамьях.
- Также мы видим в избе полки для посуды и других вещей. На стенах весели вязанки с сухими целебными травами, которые служили нашем предкам вместо аптечки с лекарствами.
-А где же люди в древней Руси хранили свои вещи? Какой предмет мебели служит нам для этого в современном мире? (варианты ответа детей)
- Вместо шкафов крестьяне хранили вещи в сундуках, расписанных росписями.
-Окна и двери украшали красивыми занавесками.
- На полу лежали половички круглые или длинные, сшитые из разных лоскутков,растелающиеся по всей горнице.
- Все что находится в помещении, и как оно выглядит называется интерьер. Давайте повторим новое слово (дети повторяют незнакомое слово вместе с педагогом).
- Я вам предлагаю нарисовать горницу и разработать свой интерьер, самостоятельно расставить всю мебель в помещении избы.
Основная часть:
Прежде чем нарисовать горницу и расставить вы ней предметы мебели. Нужно изобразить само помещения горницы. В какую геометрическую форму мы можем ее писать? (прямоугольник)
- Ребята скажите сколько сторон и углов у прямоугольника? Столько же стен будет у горницы, а еще пол и потолок.
- Ребята я покажу вам фотографии с изображением горниц. На каждой фотографии стены расположены с разных сторон и их количество меняется, давайте посчитаем стены потолок и пол на изображении фотографий?
-Это происходит, потому что мы смотрим на горницу с разных сторон.
(педагог проводит анализ построения трехмерного пространства помещения, учитывая линейную перспективу с разных сторон зрения, используя технологическую карту)
- Если посмотреть прямо на прямоугольное помещение горницы мы увидим центральную стену, левую и правую стены, сужающиеся к центру, пол и потолок также сужающие к центру, что и позволит нам увидеть глубину пространства горницы.
-Чтобы изобразить горницу с этой точки зрения нам нужно:
1. Чуть -чуть выше центра листа изобразить по середине прямоугольник.
2. Из правого верхнего угла в правый верхний угол листа проведем прямую линию.
3. Из левого верхнего угла в левый верхний угол листа проведем прямую линию.
4. Из правого нижнего угла в правый нижний угол листа проведем прямую линию.
5. Из левого нижнего угла в левый нижний угол листа проведем прямую линию.
-Так у нас получилась горница с центральной стеной и двумя противоположными стенами, также мы полностью увидим поверхность пола и потолка. Теперь можно расположить предметы мебели в пространстве, создавая свой интерьер избы. Предметы, находящиеся на полу – печь, сундук, лавки, стол, половики и другие предметы будут находится на нижней, получившейся плоскости. Предметы, расположенные на стенах – зеркало, окна с занавесками, полки с всевозможными предметами утвари, вязанки трав, полотенца –рушники и другие предметы будем изображать на плоскостях центрального прямоугольника и левой и правой плоскостях. Верхняя получившиеся плоскость будет является потолком.
- А если ребята мы зайдем в горницу и посмотрим на ее пространство с правой стороны? То мы увидим две стены, часть потолка и пола.
- Такой вариант построения пространства мы начнем рисовать так:
1. С левой стороны по центру с краю листа рисуем прямоугольник.
2. Из правого верхнего угла получившегося прямоугольника рисуем прямую линию к правому верхнему углу листа.
3. Из правого нижнего угла получившегося прямоугольника рисуем прямую линию к правому нижнему углу листа.
Теперь можно расположить предметы мебели в пространстве, создавая свой интерьер избы. Предметы, находящиеся на полу – печь, сундук, лавки, стол, половики и другие предметы будут находится на нижней получившейся плоскости. Предметы, расположенные на стенах – зеркало, окна с занавесками, полки с всевозможными предметами утвари, вязанки трав, полотенца –рушники и другие предметы будем изображать на плоскостях, расположенных по центру листа. Верхняя получившиеся плоскость будет является потолком.
-Следующий вариант пространства горницы будет выгладить почти также ка и предыдущий, но отличатся они будут тем, что обе стены будут служатся к углу, соединяющий их, и плоскости потолка и пола за счет этого намного уменьшатся.
-Чтобы изобразить этот вариант горницы мы сначала
1. Изобразим, отступая с правой стороны расстояния вертикальную линию, не доходя до верхнего края листа и нижнего края листа.
2. Затем с верхний точки линии мы проведем прямую линию в левый верхний угол листа.
3. Затем с нижней точки линии мы проведем прямую линию в левый нижний угол листа.
4. Так же с верхний точки линии мы проведем прямую линию в правый верхний угол листа.
5. И так же с нижней точки линии мы проведем прямую линию в правый нижний угол листа.
Вот у нас появится горница с углом и двумя сужающемуся к нему стенами. Небольшая часть плоскости потолка и пола. Теперь и здесь можно расположить предметы мебели в пространстве, создавая свой интерьер избы. Предметы, находящиеся на полу – печь, сундук, лавки, стол, половики и другие предметы будут находится на нижней получившейся плоскости. Предметы, расположенные на стенах – зеркало, окна с занавесками, полки с всевозможными предметами утвари, вязанки трав, полотенца –рушники и другие предметы будем изображаться на плоскостях, расположенных по центру листа. Верхняя получившиеся плоскость будет является потолком.
- Теперь ребята возьмите простые карандаши и нарисуйте один из вариантов горницы, подумайте с какой стороны вы на нее посмотрите.
-Чтобы вам было удобно рисовать и не забыть этапы изображения пространства горницы обращайте внимание на подсказку, по которой мы сейчас с вами рассмотрели все варианты.
Дети работают самостоятельно, опираясь на технологическую карту, которую дети с педагогом предварительно проанализировали. Педагог помогает затрудняющимся детям.
-Кто заканчивает рисунок раскрашивает его, акварельными красками, напоминаю, что акварельные краски любят воду. Фон: пол, стены, потолок мы раскрашиваем широкой кистью оттенками коричневого цвета, потому что избу строили из дерева. Только потом тонкой кистью прорисовываем детали и более мелкие предметы. Дети заканчивают рисунок оформляя его в цвете, педагог помогает затрудняющимся детям.
Заключительная часть:
-Ребята давайте отдохнем проводится физ. минутка «Дом»
У каждого дома обязательно должны быть пол, потолок и стены.
Услышав слова- команды, ребенок выполняет следующие упражнения:
пол - приседает
потолок- тянется вверх
стены -разводит руки в стороны
-Отдохнули? Давайте вспомним что мы рисовали.
Как называется дом крестьян? как называется коридор в избе? Как называется жилая комната в избе? Что находится в горнице, какие предметы мебели, для чего они служили? Как называется атмосфера в доме и расстановка мебели в помещении?
- Теперь давайте посмотрим на рисунки, которые мы нарисовали, посмотрите и скажите какой рисунок вам понравился и почему. (проводится анализ работ- выставка).
Примечание:
Словарь:
Интерьер-дизайн, среда внутреннего пространства архитектурного строения.
Горница : - жилая комната в русской избе.
Сруб- основа русской избы.
Изба, – это деревянный дом, сделанный из бревен, которые клали друг на друга.
Сени -это помещение которое отделяет жилую часть дома от улицы, как коридор в квартирах.
Закрепить названия разных предметов мебели групповым и индивидуальными ответами.
Совместный анализ технологической карты и изображений фотографий.
Постоянное повторения повторения новых слов в течении всего занятия и и перечисления предметов мебели и быта, для закрепления нового материала
Несколько раз выслушать ответ от затрудняющихся
детей
Закрепить знания об ориентации на листе.
Напомнить о правильности расположения карандаша и кисти в руке и правил работы с ним.
Не забывать контролировать деятельность детей, помогать при помощи вспомогательных точек и управлением детской рукой направляя в нужном направлении.
Не забывать контролировать осанку, о правильности расположения карандаша в руке и правил работы с ним.
Данная физ минутка позволяет переключит внимания детей, расслабляя их напряженность мышечной системы и мыслительной деятельности, также физминутка позволяет сменить двигательную активность детей и в игровой форме, тренируя внимание и быструю реакцию детей.
Закрепить полученные знания через групповые и индивидуальные ответы
Организовать условия для высказывания своего мнения всех детей, предварительно показать пример и описать одну из работ самому педагогу, также дать оценку не охваченным работам для сохранения ситуации успешности ребенка.
Вид мультимедиа компонента:
Слайдовая презентация включающая поэтапный размещение наглядного материала (иллюстрации, фотографии, технологические карты)
Ресурсы, оборудование и материалы:
Для детей: Альбомные лист, простой карандаш,ластики, акварельные краски, синтетические кисти №2, №5, стаканчики для воды, тряпичные салфетки для просушивания ворса, подставки для кистей.
Для воспитателя: Кукла домовенка,
фотография интерьера горниц русской избы с разных точек зрения на помещение, технологическую карту поэтапного изображения разных вариантов построения трехмерного пространства по законам линейной перспективы.
Список учебной и дополнительной литературы:
Учебная программа Логиновой «Детство»,Т. В. Королева
«Занятие по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие»
Дидактическое обеспечение урока :
• Кукла домовенка Кузи для организации сюрпризного момента.
• фотография интерьера внутреннего пространства избы для определения сюжетной линии занятия и определения предметов мебели и быта русских крестьян их прямого назначения и проведения аналогии с современным временем.
• Фотография интерьера горницы избы с разных точек зрения для анализа и выявления закономерностей трансформации трехмерного пространства.
• Технологическую карту вариантов построения поэтапного изображения трехмерного прямоугольного пространства помещения горницы с учетом линейной перспективы в зависимости от точки зрения для определения алгоритма действий, анализа изменения плоскостей помещения и выбора одного из них для самостоятельной работы.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы :
• Принцип наглядности: фотографий и технологические карты – прием показ способов действий; показ образца.
• Принцип научности
• Принцип от простого к сложному
• Принцип от частного к общему
• Наглядные методы –, демонстрация, использование слайдовой презентации;
• Словесные – объяснение, рассказ.
• Практические и игровые методы – упражнение по определению количества углов и сторон ориентация в пространстве низ-верх, право- лево, игровые методы и физ. минутка, моделирование действий через анализ технологический карты
• Приемы
• вопросы педагога (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
• указание (целостное и дробное);
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• создание игровой ситуации.
• Методы
• Постановка проблемной ситуации для активизации самостоятельной деятельности для решения поставленной задачи
• Организация самостоятельной деятельности опираясь на наглядный материал и предводитель совместный анализ
• Применения ИКТ
• Применение и игрового момента