МААМ-картинки

Экскурсия в «Русскую горницу»

Марина Размолодина
Экскурсия в «Русскую горницу»

Задачи:

• приобщать детей к бытовой и семейной культуре предков;

• конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы;

• объяснить детям назначение бытовых предметов (дать возможность применять в игре подлинные предметы);

• закреплять знание правил гостеприимства;

• продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;

• обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.

Ход экскурсии

Беседа с детьми:

- Что вам здесь знакомо?

-Какими предметами вы и сейчас пользуетесь дома?

Публикация «Экскурсия в „Русскую горницу“» размещена в разделах

-Все эти предметы из прошлого. В таких комнатах жили наши предки.

Эта комната называется горница. «Горенка» –так ласково называли ее на Руси.

-Как вы думаете, что главное в горнице? /Печь. /

О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит самая главная. Судите сами: Где в горнице пищу приготовить? Чем избу обогреть? Где сушить сырую одежду да валенки? Где сушить грибы да ягоды? А еще печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? /Простудятся. / Уложат простуженного на печку. Она его прогреет лучше всяких горчичников. Он и поправится.

Рассказ педагога: Действительно, печь – главная, она душа избы. «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил», - гласит русская пословица. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Войди в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Печь складывали из кирпича и обмазывали глиной. Сложить хорошую печь – дело непростое. Человек, который умел класть печь –печник, пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было, чтобы печь требовала дров как можно меньше, а тепло держала как можно дольше. Хорошая печь – гордость и печника, и хозяина дома. Мастер-печник до тонкости знал свое дело. Если хозяин чем-то обидел печника: не накормил как следует или денег дал мало – печник мог и подшутить. Возьмет да и вставит в кладку печи гусиное перо или замурует горшок отверстием наружу. Как затопят печь, так и начнет она стонать или свистеть – хоть из дома беги.

Беседа с детьми: Ребята, а в каких сказках встречается русская печь? /«Гуси-лебеди», «Колобок», «По щучьему веленью»./

Какие угощения нам дарит печь? /Каша, щи, пироги, хлеб. /

Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, - на стол мечи».

Игровая ситуация: Ребята, давайте поиграем – немножко «поживем» в нашей горнице. Давайте попробуем затопить печь и приготовить щи. Что надо сделать? /Затопить печь, открыть заслонку, приготовить горшок, накрошить туда овощи, залить водой. / Откуда взять воды? /Сходить на колодец. / (Предложить одной из девочек взять коромысло и ведра и сходить за водой.) /Поставить горшок на шесток, а затем в устье; шесток – это толстая доска, на которую ставили все то, что в печь идет и что из печи выскакивает; устье – входное отверстие печи/. Можно ли горшок руками в печь поставить? /Нет. / Почему? /Горячо. / Что же делать? /Нужен ухват. /

Попробуем! /Предложить ребенку поставить ухватом горшок в печь. /

Пока щи варятся, посмотрим, какая еще есть здесь посуда /корчага, кринка, кувшин, миска/. Для чего она служит? /Кринка – для молока, миска – для каши, корчага – для хранения сыпучих продуктов. /

Щи готовы! Надо доставать горшок из печи! /Предложить другому ребенку достать горшок из печи, при этом рассказывая, что он делает: «Беру ухват, подставляю его под горшок, достаю горшок из устья, несу его на стол»./ Когда дрова сгорят, что остается в печи? /уголь/. Как убрать уголь из печи? /Здесь нужна кочерга. / На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки.

Рассказ педагога: На печи есть еще печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы и лучину.

На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и различных историй рассказано ребятам на русской печке. Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов. На печи грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.

В печи даже можно было мыться, если у хозяина не было бани. После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Парясь, похлестывали себя березовыми вениками. Правда, обмываться водой приходилось в сенях.

Тот угол, где находится печь, считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут» /кут – старинное название угла; женщину в старину называли – баба/. В этом углу на полках вдоль стен располагалась посуда. Игровая ситуация: А теперь пора есть щи. Где мы будем это делать? /В другом углу, где стоит стол. / Этот угол в избе называется «красным». Но прежде чем садиться за стол, что надо сделать? /Вымыть руки. / Где наши предки мыли руки? Для этого служил рукомой – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. Рядом висело полотенце.

Руки помыли, теперь можно и за стол садиться. Стол стоял в красном углу. Кто знает, почему его так называли? /Т. е. красивый. / Рядом со столом скамейки. В углу висели иконы.

Рассказ педагога: В этот угол сажали гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Что есть в печи – все на стол мечи», «Умей в гости звать, умей и угощать». Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

Все крестьяне в старину были верующими. Поэтому в красном углу на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж потом здоровался с хозяевами.

В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – жениха и невесту. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.

Беседа с детьми: А знаете, чем отличается лавка от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Вечерами, когда темнело, избы освещались лучинами /деревянными палочками/; только очень обеспеченные люди могли позволить себе пользоваться с этой целью свечами и керосиновыми лампами.

Посмотрите вокруг себя и скажите, где наши предки хранили одежду? /В сундуках. / Мастерили сундуки из дерева и обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные замки. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в семье было больше.

Как вы думаете, какая одежда хранилась в сундуках? /Рубаха, сарафан, порты, епаничка, душегрея, венец, повязка, кичка, пояса. /

Где хозяйка укачивала младенца? /В люльке. / Как она это делала? Покажи! /Предложить девочке подойти к люльке, покачать и спеть колыбельную песню. / Раскачивали люльку не всегда руками, иногда для этого делали ножное приспособление. Зачем? /Чтобы руки были свободны. /

Рассказ педагога: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами хозяйки шили, вязали, вышивали, пряли. Что они использовали для прядения? (Прялку.) /Предложить девочке показать, как женщины пряли: надо сесть на донце, прикрепить кудель (волокно) к верхней части прялки (лопасти); левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено (суживающуюся к концам палочку, на него-то и наматывалась нить. /

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью. Всю одежду крестьяне делали дома, как тогда говорили, одежда была домотканой. Почему? /Дома ткали. / Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Чтобы скрасить тяжелую работу, крестьянки пели песни. Давайте споем песню «Прялица» да заведем хоровод.

Обычно прядение заканчивалось к весне. Прялку откладывали и принимались за ткачество на ткацком стане /показ картинки/. Эти разноцветные половики тоже сотканы на ткацком стане. Для чего они нужны? /Чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу, чтобы меньше скрипели половицы. /

Существовала даже традиция: на Масленицу кататься с ледяных гор на ставшей ненужной прялке. Но обычно прялку берегли и передавали по наследству.

Посмотрите внимательно на прялку, на гребень. Что вы там увидели? /Узоры. / Крестьяне свято верили, что все орудия их труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на них делали специальные орнаменты и узоры. По мнению крестьян, это оберегало «от сглаза» и охраняло от лихих людей вещи.

Поисковый вопрос: А чем же занимался хозяин, и где его место в избе?

Рассказ педагога: Угол напротив печи был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней в ящике хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети. Все слышали выражение «бить баклуши», а что такое баклуши, знаете? Это грубые заготовки для ложек. Их изготовление не требовало усердия и мастерства. Отсюда «бить баклуши» значит заниматься безделицей.

Почти все в избе делалось своими руками, и делалось тщательно, с любовью, было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению. Любая обиходная вещь - будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце – все украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом. Узоры черпали из природы: солнышко, птицы, цветы, кони и т. п.

«Домом жить – не развеся уши ходить», - говаривали наши предки. «Домом жить – обо всем тужить».

Подведение итогов: Мы сегодня побывали в доме наших предков. Дети, вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов сегодня? Давайте их вспомним:

- Как назывался угол, в котором трудилась хозяйка? (бабий кут)

- Как называется отверстие в печи? (устье)

- Как называются углубления в стенке печи, где сушат рукавицы? (печурки)

- Как называется глиняный сосуд для мытья рук? (рукомойник)

- Как называется самый красивый угол в избе? (красный)

- Как называются половики, которые ткала сама хозяйка? (домотканые)

- Что значит «бить баклуши»?

Вам было интересно? Вы расскажете об этом своим родным? Что вам больше всего запомнилось?

Публикации по теме:

Фотоотчет «Люблю березку русскую»Фотоотчет «Люблю березку русскую» Люблю березку русскую. Здравствуйте, дорогие коллеги! Поздравляю с наступлением нового учебного года! В нашем саду прошёл конкурс детских.

Фотоотчет «Люблю березку русскую»Фотоотчет «Люблю березку русскую» Начина с раннего возраста мы прививаем у детей любовь к родному краю, к природе, к деревьям прорастающих в нашей местности. И нет такого.

Конспект НОД «Люблю березу русскую» (на прогулке) Цель: расширить и систематизировать знания детей о березе. Задачи: обучающие: • продолжать формировать представления о березе.

Открытая НОД «Люблю березку русскую» и самоанализ (в рамках проекта «Люблю березку русскую» в средней группе)Открытая НОД «Люблю березку русскую» и самоанализ (в рамках проекта «Люблю березку русскую» в средней группе) Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «Люблю березку русскую» Цель: Воспитывать любовь к родной природе посредством расширения.

Проект «Люблю березку русскую» ПРОЕКТ «Люблю березку русскую» Содержание: 1. Пояснительная записка …. 3 2. План реализации проекта. ….

Проект «Люблю березу русскую» Постановка проблемы и ее актуальность Важнейшей целью современного образования является воспитание нравственного, компетентного гражданина.

Проект «Люблю берёзку русскую» Проект "Люблю берёзку русскую" Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 1 месяц Цель проекта: содействие.

Конспект ННОД «Путешествие в русскую деревню» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие Цель: расширить представление о социокультурных ценностях, быта и творчества.

Сценарий развлечения «Люблю березку русскую» Цель:Приобщить детей к основам православной культуры, познакомить с праздникомТроица. Под русскую народную песню «Земелюшка-чернозем»дети.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в русскую лавку» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет. «Экскурсия в русскую лавку» (проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия в «Русскую горницу»
Опубликовано: 1 марта 2017 в 14:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД