Светлана СТЕЛЬМАХ
Конспект комплексного занятия «Клоуны в гостях у ребят» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вниманию коллег конспект комплексного занятия по образовательным областям "Музыкальное искусство" и "Изобразительное искусство" для детей 5-6 лет
Программные задачи: знакомить детей с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского; развивать творческое воображение, пробуждать эмоциональный отклик на музыкальное произведение, формировать у детей положительные эмоции при слушании музыки; учить различать структуру произведения и передавать характер музыки через движение; развивать у детей навыки аппликации, учить составлять изображение по частям; воспитывать стремление сделать работу аккуратно, красиво, правильно располагая на объёмной форме; развивать пространственное представление (в середине, вверху, внизу и т. д.); развивать эстетическое воприятие.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Клоуны в гостях у ребят“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Материал и оборудование: иллюстрация с изображениями клоунов, портрет Д. Б. Кабалевского, музыкальные шумовые инструменты, металлофон, кубы мягкие 4 шт., 2 костюма клоунов, колпачки по количеству детей; кисточки и подставки, клей, цветная бумага.
Ход занятия
М. р: Ребята, посмотрите, кто здесь изображён? (Клоуны).Где выступают клоуны? Кто из вас был в цирке? (Ответы детей).
М. р: Сегодня на занятии вы послушаете музыку, которая так и называется «Клоуны», а написал её композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Но, прежде, чем мы начнём слушать музыку, я хочу вам немного рассказать о нём (показывает портрет композитора). Родился Дмитрий Борисович в Петербурге. Ещё мальчиком он любил играть на фортепиано, но жизнь сложилась так, что с 16 лет Дмитрию самому пришлось зарабатывать себе на хлеб. Он служил почтальоном, рисовал плакаты. Одновременно учился в школе живописи и рисования. Но всё-таки любовь к музыке оказывается сильнее и он начинает серьёзно заниматься музыкой. Он очень любил писать музыку для детей, и юные пианисты с удовольствием исполняют его произведения.
В своих произведениях Д. Б. Кабалевский передаёт различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. В пьесе «Клоуны» вы услышите рассказ о цирковых артистах. Внимательно прослушайте её и скажите, какая по настроению музыка этой пьесы. (Прослушивание).
Дети: Весёлая, задорная, озорная.
М. р: Правильно, эта музыка шутливая, бойкая, озорная. Прослушайте ещё раз и скажите, меняется ли характер музыки. (Повторное прослушивание).
М. р: Действительно, в начале музыка весёлая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как вначале. Сколько частей вы услышали (Три).
М. р: Я думаю, что музыка этой пьесы рассказывает о двух разных клоунах. А какие это клоуны? (Весёлый и грустный).
М. р: Правильно, музыка 1 и 3 части звучит шутливо, игриво, изображает весёлого клоуна, а музыка 2-й части – клоуна, у которого ничего не получается, клоуна-неумеху. Он пытается всё сделать так, как первый, но каждый раз терпит неудачу. Даже интонация музыки это подчёркивает. Посмотрите, у меня в руках вот какой инструмент. Как он называется? (Металлофон)
Сейчас я сыграю на металлофоне вам интонации весёлого клоуна. Звуки всё время идут вверх, звучат весело, мажорно (Играет). А теперь послушайте интонации второго клоуна. Звуки идут вниз, как бы спотыкаясь, минорно (играет). Давайте попробуем озвучить музыку этой пьесы на наших музыкальных инструментах. Как вы думаете, какие инструменты помогут нам подчеркнуть праздничное звучание музыки первого клоуна? (Бубны, колокольчики, музыкальные молоточки).
На них мы будем играть громко и весело. А для 2-й части возьмём погремушки и сыграем тихо, осторожно. Они хорошо передадут образ клоуна-неумехи. Первый раз я буду дирижировать и показывать вам смену инструментов, а второй раз вы попробуете сами услышать и передать смену частей музыки.
Оркестровка произведения.
М. р: Знакомьтесь, верные друзья: их разлучить никак нельзя. (выводит двух одетых клоунами детей).
Перед вами клоун Том, ходит он из дома в дом,
День и ночь смешит людей, с Томом жить нам веселей.
А вот это – клоун Тим, целый день сидит один:
То он плачет, то молчит, то вздыхает, то грустит.
Сейчас представим на мгновенье – даём мы в цирке представленье.
А артистов где ж нам взять, представленье чтоб начать?
Придумала!
Дружно мы в ладоши хлопнем и ногою все притопнем,
Вокруг себя перевернитесь – и в артистов превратитесь!
М. р: Давайте попробуем все стать клоунами и передадим в движениях их характер. Начинает представление весёлый клоун. Двигаемся радостно, легко, всё у нас получается, мы ловкие и умелые. (Звучит музыка, дети передают движениями образ весёлого клоуна).
Теперь звучит средняя часть: второй клоун смешно и неловко пытается повторить движения первого. Но вот первый клоун снова с ещё большим блеском и смелостью демонстрирует своё мастерство! Хорошо мы повеселились! А наш Тим всё почему-то грустит. Давайте подумаем, почему же у него ничего не получается, и чем мы можем помочь Тиму. (Ответы детей).
М. р: Обратите внимание, как одет Том. У него разноцветный смешной костюм и колпачок, потому что в цирке всегда красиво, ярко, празднично! А какой костюм у Тома? Неяркий, колпачок вообще неукрашен. Наверное поэтому у него ничего не получается и он такой грустный. Давайте поможем Тиму и украсим его колпачок.
Дети украшают костюм и колпачок клоуна аппликацией.
М. р: Какой красивый стал наш Тим и даже заулыбался. Наверное, у него теперь всё будет хорошо. Как вы думаете?
Том убегает. Дети играют в подвижную игру-догонялку с Клоунами.
Затем ещё раз вспоминают название пьесы и автора музыки.