Ольга Бловацкая
Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» для старшего дошкольного возраста
Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию
«Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст)
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории
Бловацкая Ольга Васильевна
МОУ Гимназии № 4, город Электросталь Московской области.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного
возраста, способствующих воспитанию бережного отношения к птицам.
Задачи:
Обучающие:
1. Показать роль человека в жизни птиц и пользе их для людей.
2. Учить детей складывать бумагу для получения образа птички.
3. Обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи слова:
зимующие, клест, чернохвостая, черноголовая, оперение, подхвостье,
шустрая.
Развивающие:
1. Развивать мышление, любознательность.
2. Закреплять навыки складывания из бумаги для получения образа.
Воспитательные :
1. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание им помочь в трудное
время.
2. Вызывать положительные эмоции у детей.
ИОО: Социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: Проектор, экран, аудиозапись, перышко, кормушки для птиц,
разноцветная бумага, баночки с кормом.
Ход занятия:
Воспитатель : По дороге в наш детский сад я нашла перышко. Как вы думаете,
чье оно?
Дети: Птичье.
Воспитатель : Ребята, а как называют птиц, которых зимой можно увидеть на
участке детского сада, на улицах города, в лесу и в парке?
Дети: Зимующие.
Воспитатель : А вы знаете зимующих птиц? Я предлагаю вам передавать друг
другу вот это перышко и по очереди называть зимующих птиц. Дети
называют птиц.
Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, много птиц
назвали. На экране появляются картинки с изображением зимующих птиц.
Дети называют их.
Дети: А как вы думаете, почему эти птицы называются зимующими?
Дети: Потому что зимуют вместе с нами. Эти птицы не боятся морозов и
ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы.
Воспитатель : А как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Дети: Перелетные.
Воспитатель показывает на экране перелетных птиц и называет их на экране.
Воспитатель : А почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать с
нами?
Дети: - Одним хватает корма, а другим - нет.
Воспитатель : Как вы думаете, легко ли птицам зимой?
Дети: Птицам холодно и голодно.
Воспитатель : Кто помогает им пережить наши холодные зимы?
Зимой птицы стараются держаться ближе к людям, они надеются, что люди
им помогут.
Воспитатель : Скажите, как люди помогают птицам пережить зиму?
Дети: Делают кормушки, насыпают корм.
Воспитатель : Правильно. Кормушку можно повесить на ветку дерева или
закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было
закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Воспитатель : Но сделать кормушку для птиц недостаточно,
Воспитатель : Что нужно ещё постоянно делать для того, чтобы польза была от
кормушки?
Дети: Насыпать в кормушку корм.
Воспитатель : А чем питаются зимующие птицы?
Дети: крошки, зерно.
Воспитатель : Правильно. Все птицы предпочитают и зерно, и хлебные крошки,
семена деревьев. А вот вы знаете, что синичка очень любит сало, но оно
должно быть несолёное. А снегирь и свиристель предпочитают ягоды
рябины и калины. Сорока всеядна, она поедает любые остатки пищи.
Воспитатель : Кормление птиц - дело не только важное, но и ответственное.
- А вы знаете правила кормления птиц? Послушайте,
Кормить нужно в одном и том же месте.
Кормить нужно в одно и тоже время.
Не оставлять мусор возле кормушки.
Воспитатель : Птицам ни в коем случае нельзя скармливать солёные, острые,
жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины,
лимоны, кожуру бананов.
Подкармливая птиц, мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы
помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать
охранять сады, парки, лес.
- Подкармливаете птиц зимой, и они будуr заботиться о нас.
Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Какой, какая, Я буду
начинать предложение, а вы заканчивать"
Деmu встают полукругом около воспитателя.
1. Ворона большая, а воробей. (маленький)
2. Снегирь малоподвижный, а синица. (шустрая)
3. Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)
4. Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)
5. Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)
6. Если у вороны черный хвост, то она какая? (чернохвостая)
7. Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)
Физминутка :
Игра: «Зимующие и перелётные птицы»
(Под музыку дети «летают», воспитатель называет любую птицу. Если это
зимующая птица, дети приседают, а если перелётная — продолжают
двигаться)
Воспитатель : Ребята, а как выдумаете, из чего можно смастерить кормушку
для птиц? Дети: Из дерева, из бутылок, из молочных пакетов.
На экране появляется картинка с изображением кормушек из различного
материала.
Воспитатель : - Я вам принесла кормушки, которые смастерили дети и
родители. Из чего они сделаны?
Дети: Из дерева.
Воспитатель показывает некоторых зимующих птиц из бумаги
(воробьи, сороки, голуби). Вы узнали, что это за птицы?
Дети называют птиц, узнав их по цвету.
Воспитатель : - Я предлагаю вам тоже сделать птичек из бумаги (бумага
двухцветная). Дети садятся за столы.
Воспитатель : Посмотрите, у каждого из вас бумага разного цвета.
( цвета бумаги: сине-жёлтая — синичка, красно-чёрная — снегирь, бело-
чёрная сорока, черная — ворона, серая — голубь, коричневая —
воробей.)
Воспитатель объясняет приёмы складывания бумаги.
Воспитатель : А когда птичка у вас получится, посадите её на кормушку или
около кормушки.
Работа детей под музыкальное сопровождение на экране.
Воспитатель : Молодцы, ребята, птички у вас получились как настоящие.
- Назовите птиц, которых вы сделали (синички, снегири, сорока, воробей).
Воспитатель предлагает встать детям полукругом около кормушек.
Послушайте стихотворение:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетаются зимой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна:
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну!
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Воспитатель : Ребята, вы сегодня молодцы. Вы так много знаете и умеете.
Что вы интересного узнали и о чём вы расскажете сегодня дома
родителям и своим друзьям?
Воспитатель : Я вам принесла баночки с кормом и сегодня на прогулке мы
покормим птичек.


