Получи документы

Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Деревья. Какие они?» (6 фото)

Валентина Нуйкина
Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Деревья. Какие они?»

Тема: «Деревья. Какие они

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Программное содержание:

1. Закреплять знания детей о деревьях : умение называть деревья, произрастающие на территории России (по памяти).

Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Деревья, Какие они?“» размещена в разделах

2. Закреплять знание о строения дерева, учить определять различие деревьев по внешнему виду.

3. Расширять знания детей об окружающем мире: познакомить с различными видами деревьев, растущих в других странах.

4. Продолжать знакомить детей нетрадиционными техниками рисования.

5. Закрепить знание о том, что дерево - это живой объект, который дышит, питается, растет; при неосторожном отношении деревья могут погибнуть.

6. Развивать воображение и творческие способности детей, чувство композиции и формы, мелкую моторику рук.

7. Воспитывать аккуратность в работе.

8. Поддерживать интерес к изучению различных способов изображения действительности.

Формы деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Методические приемы:

1. Наглядные;

2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);

3. Игровые (сюрпризный момент);

4. Поощрения, анализ занятия.

Словарная работа: Береста, дубрава, лыко, лапти, яство, черешок.

Оборудование:

• тонированная бумага А 4;

• гуашь;

• комочки смятой бумаги;

• клеёнки, салфетки;

• музыкальное сопровождение.

• загадки о деревьях;

• иллюстрации с изображением деревьев в разное время года;

• проектор, ноутбук, картинки с изображением деревьев;

• музыка «Звуки леса».

Предварительная работа:

• беседа на тему «Деревья»;

• рассматривание иллюстраций «Виды деревьев»;

• целевая прогулка по территории детского сада «Знакомство с деревьями»;

• П/игра «К названному дереву беги».

• подготовка тонированной бумаги, размером - А 4;

• подготовка смятых комочков для рисования оттиска на бумаге.

Ход занятия

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Давайте возьмемся за руки и передадим свое тепло друг другу, улыбнемся.

- Ну, как ваше настроение? Хорошее?

- Тогда начнем наше занятие.

II. Основная часть.

1. Сюрпризный момент. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром к нам прилетела из леса сорока и принесла вот это послание. (веточка или листок от Старичка - Лесовичка.)

- Давайте прочитаем его. Это послание нам передал Старичок – Лесовичок. (чтение послания)

«Дорогие, ребята, старшей группы. Пишет вам Старичок – Лесовичок.

Я – веселый старичок,

Старичок – Лесовичок.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Гостям я всегда рад!

Вы, я слышал, умные ребята, знаете много интересного. И я хочу узнать, что вы знаете такого, что я не знаю. С уважением, Старичок – Лесовичок

Воспитатель: - Ну, что, ребята, пойдем в гости к Старичку – Лесовичку (Да)

- Тогда в путь!

2. Двигательные упражнения.

«По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай.

И галопом поскачи.

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай.

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки-ножки.

Дальше веселей шагай,

Маршируй, не отставай.

Поскакали по дорожке

Быстрые ребяток ножки»

Воспитатель: - Вот и мы пришли в лес. И на опушке нас встречает Старичок – Лесовичок.

Воспитатель: - Ребята, Старичок – Лесовичок спрашивает, знаете ли вы, как надо вести себя в лесу?

3. Правила поведения в лесу.

(Не мусорить, не ломать ветки, не шуметь, не трогать птичьи гнезда, не разорять муравейники, не рвать цветы)

Воспитатель: - Вы, молодцы! В лесу вести надо тихо, вы же пришли в гости. А в гостях ведут себя тихо, не шумят.

4. Д/Игра «Отгадай-ка». Описание деревьев. Воспитатель: - Дети, Лесовичок предлагает нам разгадать его загадки:

1) «Весной - веселит,

Летом - холодит,

Осенью - питает,

А зимой согревает»(Дерево)

Воспитатель: - Как вы думаете, почему в загадке сказано, что дерево весной нас веселит, радует?

(После долгой зимы на деревьях появляются тоненькие нежные листочки и цветы - это радует нас).

Воспитатель: - Почему летом дерево холодит? (В жаркую погоду всем приятно отдохнуть в прохладной тени деревьев).

Воспитатель: - А что значит, что осенью дерево нас накормит? (Яблоки, сливы, груши, орехи - все это плоды деревьев, которыми лакомятся и люди, и звери).

Воспитатель: - А как может дерево согреть зимой? (Старые больные деревья рубят на дрова, а на молодых и здоровых зимуют белки, птицы, жуки и другие насекомые).

Воспитатель: - Видите, как много информации содержит одна небольшая народная загадка.

Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:

2) «Весной роняет слезы

Белая … (береза)»

Воспитатель: - Правильно! Что за слезы роняет береза весной? (сок березовый)

Воспитатель: - Что интересное можете рассказать об этом дереве.

5. Рассказ о березе. «Береза – лиственное дерево. Листья похожи на треугольники. Береза красивое, стройное дерево с белым стволом. На белом стволе четко выделяются темные черточки и полоски, как заплатки. Через эти заплатки береза дышит. Березы любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках. На Руси всегда любили белоствольную красавицу - березу. Ее называли деревом счастья. Береза – символ нашей родины России. Из березовых почек и бересты готовили лекарства, а березовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. А весной береза угощает всех своим березовым целебным соком и людей, и лесных обитателей. Береза – щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже в воде.»

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Береза красивое дерево, является символом нашей Родины. Ведь берёза – символ красоты нашей природы, символ России.

У каждой страны есть свой символ красоты природы.

Япония (символ – сакура)

Вот, например, в Японии – сакура, которая похожа на нашу вишню.

Канада (символ – красный кленовый лист)

Канаде – клён с красными листьями, а у нас белоствольная берёзка.

- Ребята, как вы думаете, почему именно берёзу считают символом России?

Дети: Потому что в нашей стране очень много берёз. Берёзы очень красивые и полезные.

Воспитатель: - Да, ребята, ни в одной стране нет столько берёз, как в нашей.

Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и под окном. Она не прихотлива к почве и вырастет порой даже на камнях.

Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Недаром говорят:

Пословица: «Корою бела, душою мила».

Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:

3) «Он из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок он и могуч.

Не боится ни гроз, ни туч.

Кормит он свиней и белок

Ничего, что плод его мелок»

Воспитатель: - Что это за дерево?

- А почему вы так думаете?

- Что можете рассказать интересное про это дерево?

6. Рассказ о дубе «Дуб – могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями. Дуб растет медленно, а живут эти деревья очень долго – 400- 500 лет. У нас в России растут дубы, которые достигли возраста 700 лет. Дубовый лес называют дубравой. Листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях. Семена у дуба – желуди. Многие лесные звери любят вкусные желуди. Кабаны, медведи, лоси, белки и бурундуки осенью с удовольствием поедают их. Из древесины дуба делают красивые и прочные вещи: мебель, паркет, бочки, и лодки. А из дубовый коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта.

Воспитатель: - Молодцы! Много интересного знаете о дубе.

7. Д/Игра «Игра в слова»

Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем, поиграем. Слушаем правила игры. Надо хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее березе и объяснить свой выбор.

Слушаем слова: желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, темноствольная, шишка, дубрава, стройная, янтарь, белоствольная, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.

Воспитатель: - Молодцы! Слова выбрали правильно.

- А сейчас отгадайте следующую загадку:

4) «Зимой и летом одним цветом»

Воспитатель: - Что это? (ель)

- Правильно! Это ель.

- А еще про какое дерево можно так сказать? (про сосну) Эти деревья круглый год стоят зеленые.

Воспитатель: - Ребята, чем отличаются сосна и ель от других деревьев?

(Сосна и ель – это хвойные деревья. У них за место листьев хвоинки. Они круглый год зеленые. Хвоинки у них тоже опадают, но не все сразу, а постепенно и мы этого не видим.)

Воспитатель: - Что интересное знаете о сосне?

8. Рассказ о сосне Сосна высокое, стройное дерево. Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ. Из ствола сосны делают мачты для кораблей».

- Верно, ребята. Сосновый лес называют сосновым бором. Воздух в сосновом бору особенный – сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов (вещества, убивающие или замедляющие рост и развитие вредных бактерий) и других полезных для человека элементов.

- А, что знаете о ели?

9. Рассказ о ели.

«Ель – высокое, могучее дерево. Достигает 10 метров высоты. Растут ели очень медленно, но живут долго – 500 – 600 лет. Ель называют «поющим деревом». Из ее древесины делают музыкальные инструменты: скрипки, виолончели. В старину из ели рубили избы. Народ давно приметил: «Изба елова – сердце здорово».

Воспитатель: - Правильно, ребята! Вот такие деревья сосна и ель. У сосны иголки длинные, а у ели короткие.

- Хвойным деревьям еще относятся кедр, пихта, лиственница. (показ картинок)

Лиственница

10. Д/Игра «Один – много» (с мячом (дети стоят в кругу)

- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Один – много»

Береза – березы

Дуб – дубы

Шишка – шишки

Ветка – ветки

Лист – листья

Сосна – сосны

Ель – ели

Рябина – рябины

Осина – осины

Лес – леса

Воспитатель: - Молодцы!

- Слушаем следующую загадку:

5) «Это дерево с цветом душистым.

Дает прохладную тень.

Под ее кроной отдыхают,

В безветренный, знойный день!»

Воспитатель: - Про какое дерево говорится в этой загадке? (липа)

- Почему вы так думаете? (дети доказывают правильность своего ответа)

- Расскажем про это дерево.

11. Рассказ о липе. «Липа стройное, высокое, темноствольное дерево, с пышной, густой кроной. Листья у клена похожи на сердечко. Цветет липа в середине лета, в июле. Воздух наполняется медовым ароматом, привлекающим пчел. В старину про липу говорили : «Липа человека обувает, кормит, поит». Из липовой коры получали лыко (верхний волокнистый слой коры молодой липы). Из лыка плели лапти. (крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу). Липовый мед – не только вкусное, но и полезное явство (вкусная еда). Из мягкой белой древесины мастера вырезали миски, ложки и другие деревянные предметы. Липовый цвет люди собирают, сушат, заваривают и получают душистый отвар, который пьют при простудах и гриппе».

Воспитатель: - Про какое дерево говорится в этой загадке:

6) «Никто ее не пугает, а она вся дрожит»

Воспитатель: - Ой, ребята, я даже не слышала про такое дерево, чтобы оно дрожало?

- А вы знаете такое дерево?

- Что это за дерево? (осина)

- Давайте расскажем про это дерево? Почему же оно дрожит?

12. Рассказ про осину. «Осина – подруженька белой березы. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах. Ствол у осины серебристо-зеленого цвета. Листья у осины – особенные, круглые, похожие на монетки. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят : «Осина и без ветра трепещет». Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке. Зимой любят полакомиться горькой, осиновой корой зайцы. Но осина на них не обижается – весной вырастет на дереве новая, более светлая кора. Осина – полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, паркет и спички.»

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Старичок – Лесовичок доволен вашими рассказами про деревья. Много интересного знаете о деревьях.

Воспитатель: - Сейчас немного отдохнем. (раздаю листочки, дети выходят на физкультминутку)

Физкультминутка. Д/Игра «Узнай дерево по листочку»

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем отличаются деревья друг от друга? (стволами, листьями)

- Ну, хорошо! Если вы говорите, что деревья отличаются листьями, сейчас мы попробуем узнать дерево по листочкам.

(Дети под музыку кружатся с листочками в руках. Музыка перестает звучать, дети собираются по группам с одинаковыми листочками).

- С какого дерева у вас листочки (дети отвечают)

13. Д/Игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель: - Ребята, вы много говорили, рассказывали о деревьях. А скажите, пожалуйста, чем же полезно дерево деревянных домах легко дышится. В народе говорят: «Изба елова – сердце здорово»

- Какую пользу приносят деревья? (дети рассказывают о пользе деревьев)

- Но, если дерево так полезно, если из него можно сделать много разных вещей, зачем же человек учился добывать металл, изобрел пластмассу?

- Чем дерево было неудобно? Не нравилось человеку? (дерево гниет, горит, очень тяжелое)

- Молодцы!

- Как вы думаете, для чего человек выращивает леса, а в городах – парки?

(Деревья, растения дышат углекислым газом, а выделяют кислород. А без кислорода люди и животные погибли бы. Еще деревья (листья) испаряют лишнюю воду, тонны воды возвращаются в виде дождя).

14. Д/Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: - Надо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор:

• Клен, рябина, ель, тюльпан.

• Береза, дуб, шиповник, тополь.

• Яблоня, смородина, черемуха, рябина.

• Осина, липа, дуб, ель.

• Сосна, тополь, рябина, ива.

• Липа, осина, клен, яблоня.

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы.

- Следующая игра.

15. Д/Игра «Какой лист? Какой плод?»

Воспитатель: - Закончите словосочетание:

Лист березы – березовый Лист дуба - ….

Лист липы - … Лист осины - …

Лист клена - … Лист ивы - ….

Шишка сосны - … Шишка ели - ….

Ягоды рябины - …. Ветка ели - ….

Физкультминутка

Мы пришли в весенний лес.

Много здесь вокруг чудес!

Справа - березки стройные стоят,

Слева – елочки на нас глядят.

На деревьях зеленеют листочки,

А в траве расцветают цветочки.

III. Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель: - Ребята, какое время года идет сейчас? (весна)

- На деревьях распустились листочки. Только вот Старичок – Лесовичок говорит, что на одной поляне, у него в лесу, на деревьях не распустились листочки. И они стоят и грустят. Лесовичок просит нас помочь деревьям, нарисовать листья, чтобы эти деревья не грустили, а радовались приходу весны вместе с другими деревьями.

- Ну, что, ребята, поможем деревьям (Да)

- Посмотрите, что вы видите на этом рисунке (ответы детей)

Воспитатель: - Да, на нем карандашом изображены дерево и рука. Похожи эти изображения между собой? (Рука похожа на ствол и ветви дерева).

- Я думаю, если закрасить рисунок руки коричневой краской и добавить зеленые листочки, то можно получить замечательное молодое деревце.

– Итак, ребята, сегодня мы будем рисовать деревья, но рисовать мы их будем необычным способом. Ствол и ветви мы уже сделали из обведенной руки.

- Листочки мы будем печатать комочками мятой бумаги, которые мы с вами приготовили заранее. (У детей листы тонированной бумаги).

Воспитатель: - Но помните, только аккуратность и добрые пожелания вашим деревьям помогут зазеленеть. Поэтому нарисовать сможет только тот, кто загадает своему дереву доброе желание.

(Дети говорят желания по очереди, рисуют – печатают комочками, смятой бумаги, листья)

Воспитатель: – А теперь приступаем к работе. (Помощь сопровождается частичным показом).

Желания:

• Я хочу, чтобы к моему дереву прилетало много птиц, которые съедали бы вредных насекомых.

• Если будет на моем дереве будет ранка, я её замажу глиной или землёй.

• Если ветер сломает веточки, я их поставлю в воду.

• Я хочу, чтобы ярко светило солнце и мое дерево выросло большое.

• Я хочу, чтобы у моего дерева было много друзей.

• Я хочу, чтобы около моего дерева жили дождевые черви и рыхлили землю.

• Я хочу, чтобы дождик поливал мое дерево.

• Я хочу, чтобы на мое дерево прилетали птицы, вили гнезда.

Воспитатель: - Хорошие пожелания вы придумали, надеюсь, ваши деревья получатся стройные, красивые.

IV. Самостоятельная работа детей

(Дети работают, звучит музыка – «Голоса леса»)

Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Деревья. Какие они?»
Фото «Деревья. Какие они?»
Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности - фото
Фото №1 Программное содержание

V. Выставка работ.

(По мере выполнения работ, дети выкладывают их на магнитную доску.)

Фото №2 Закреплять знания детей о деревьях умение называть деревья произрастающие на территории России по памяти Фото №3 Публикация Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Деревья Какие они размещена в разделах Группы компенсирующей направленности Деревья и кустарники Деревья

Воспитатель: – А теперь готовые наши работы отдадим в лес Старичку – Лесовичку, полюбуемся, какой хороший весенний лес мы создали собственными руками!

VI. Анализ работ.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Какие необыкновенные деревья у нас получились! Какая работа вам нравится? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: - А что помогло вам получить такие замечательные деревья? (Старание, аккуратность, внимание и, конечно же, любовь к природе). Все ребята сегодня очень старались и были молодцы! Старичок – Лесовичок тоже доволен вашими работами. И теперь у него в лесу полный порядок.

VII. Итог занятия.

Воспитатель: – А сейчас давайте подведем итоги нашего занятия :

- О чем сегодня мы говорили?

- Какие бывают деревья, виды?

- Что есть у каждого дерева?

- Где растет много деревьев?

- Вам понравилось наше занятие?

- А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: - Ребята, Старичок – Лесовичок очень доволен вами. Вы много знаете о деревьях. Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам, ребята.

Литература

1. Аникина В. М. Русские пословицы и поговорки – М. : Художественная литература, 1988

2. Багрова Л. А. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения. ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997

3. Кислова Т. Р. – По дороге к Азбуке – М. : «Баласс» 1999

4. Ликум А. – Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. : Компания «Ключ – С» М. : 1994

5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? – М. : ГНОМ и Д, 2001

6. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году. – М. : ГНОМ и Д, 2000

7. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2017

8. Чаплина В. Юля в лесу – М. : Художественная литература, 1988

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Деревья и птицы» Комплексное занятие в старшей группе. (экология, развитие речи, математика) Цели: закрепить с детьми название деревьев, птиц закрепить.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Чублукова Анна Владимировна Медведева Ольга СеменовнаКонспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия «Игры с Колобком» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект занятия «Игры с Колобком» в старшей группе компенсирующей направленности Тема: Использование дидактических игр и упражнений в.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие Родничка» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Одежда» Задачи: Обучающие: совершенствовать знания детей правильно называть предметы верхней одежды; формировать представление о видах одежды в.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мой город» Цель: Формировать элементарные представления детей о малой Родине-городе Крымске. Задачи: Коррекционно-воспитательные: Воспитывать патриотические.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Лексическая тема «Посуда» Цель: развитие лексико – грамматической стороны речи у детей старшей группы с ОНР. Задачи. Коррекционно-образовательная: - Формировать навыки.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности «Тележка для гнома» Тема: «Тележка для гнома» Цель: Учить изображать округлые формы,продолжать учить детей работать с палитрой, смешивая основные цвета, получать.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) «Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]» Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И,.

Сценарий праздничного музыкального занятия, посвященного 23 февраля в старшей группе компенсирующей направленности Сценарий праздничного занятия в старшей группе компенсирующей направленности к 23 февраля. Дети под музыку маршируют, идут по кругу, затем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Деревья. Какие они?»
Опубликовано: 22 мая 2019 в 22:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД