Ирина Валерьевна Легошина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать элементарные представления детей о малой Родине-городе Крымске.
Задачи:
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к родному городу.
Коррекционно-развивающие: Развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук, координацию речи с движением, речевое дыхание, память, мышление, воображение.
Коррекционно-образовательные: Активизировать и расширять словарь детей по теме «Наш город» существительными (город, дома, школа, здание, до- рога, улица, музей, парк, клумба, магазин, больница, глаголами, определениями
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Мой город“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в преобразование существительных единственного числа во множественное число).
Оборудование: Открытки и картинки с достопримечательностями города, маг- нитная доска, магнитофон, мяч.
Предварительная работа: Беседы о городе, рассматривание фотографий с ви- дом города, прослушивание гимна города Крымска и Крымского района. Разучивание упражнения «Газон засох», «Самолёты».
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся и скажем добрые слова. Доброе утро мне. Доброе утро тебе. Доброе утро нам и нашим гостям.
Логопед: Ребята, давайте мы с вами носом вдохнём хорошее настроение, а ртом выдохнем плохое. (элементы дыхательной гимнастики.)
А теперь я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, а потом улыбнётесь друг другу и нашим гостям. (элементы артикуляционных упражнений.) Молодцы,хорошо.
2. Разминка
Прослушивание гимна города Крымска и Крымского района.
Логопед: Ребята, вам знакома эта песня? (ответы детей).
- А что это за песня? (ответы детей).
- А как называется город в котором вы живёте? (ответы детей).
- Как называются жители нашего города? (ответы детей).
- Ребята, а ещё у города Крымска кроме гимна есть герб и флаг.
3. Экскурсия по городу
Утром рано мы встаём. Город видим за окном.
Он проснулся он живёт. Нас на улицу зовёт.
Логопед: Ребята, а вы хотели бы совершить экскурсию по нашему городу? Посмотреть достопримечательности? (ответы детей).
- Л. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и представим, что мы с вами гуляем по улицам нашего города. Представили? Хорошо. Открываем глаза и видим что мы с вами где ребята?
- Д. В парке.
- Л. Правильно, в парке. А скажи пожалуйста, Лиза, тебе нравится парк?
- Д. Нравится.
- Л. А чем он тебе нравится?
- Д. Он большой, красивый. В парке много детских площадок, новые дорожки, высажено много деревьев, красивые газоны, клумбы.
- Л. Скажите, ребята, а по клумбам, по газонам можно ходить?
- Д. Нет, нельзя.
- Л. Правильно, нельзя. Давайте с вами об этом вспомним.
4. Пальчиковая игра «Газон засох».
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши).
Вышел дождик погулять, шёл неслышно, по привычке, а зачем ему спешить?
(перебирают кистями рук, подносят палец к носу).
Вдруг читает на табличке (кисти рук вверх):
По газонам не ходить! (кисти скрещивают-ножницы.)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!». И ушёл. Газон засох. (присесть, закрыть голову ладошками.)
- Л. Молодцы! А наша экскурсия, ребята, продолжается. Скажите мне пожалуй- ста, а куда мы с вами пришли? Что это за здание?
- Д. Мы пришли к кинотеатру «Русь».
- Л. Правильно. А скажи мне Никита, а что в кинотеатре делают?
- Д. В кинотеатре смотрят мультфильмы, кинофильмы.
- Л. Правильно, Никита, молодец. А ты был в кинотеатре?
- Д. Да. Я смотрел в кинотеатре мультфильмы.
- Л. Хорошо. Ребята, а наша экскурсия продолжается. И сейчас мы с вами по- дошли к ещё одному зданию. А кто мне скажет, что это за здание?
- Д. Это детская поликлиника.
- Л. Какие вы молодцы. Скажите мне пожалуйста, а зачем нам нужна детская поликлиника? Какие функции она выполняет? Женя ответь пожалуйста.
- Д. Когда дети болеют, то родители приводят детей в поликлинику. Там врач- педиатр осматривает ребёнка, смотрит горло, измеряет температуру. А ещё в поликлинике делают прививки, берут анализы.
- Л. Правильно Женя, молодец. Ребята, а вы не хотите посмотреть на свой город с высоты?
- Д. Да, хотим.
- Л. На каком транспорте мы можем посмотреть на город с высоты?
- Д. С вертолёта, с самолёта.
- Л. Правильно. Самолёты приготовьтесь.
Динамическая пауза «Самолёты»
- Я хочу на самолёте полететь и на город свой в полёте посмотреть!
А вы, дети?
- Мы хотим на самолёте полететь и на город свой в полёте посмотреть
- Вы, пилоты, приготовьте к полёту свои самолёты (дети встают на одно колено)
- Заводим моторы: т-т-т-т-т. (круговые движения перед собой).
- Моторы разогреваются: д-д-д-д-д
- Взлёт! (подняться)
- Полетели: з-з-з-з-з (громко-тихо)
Скажем громко, отчётливо, ясно:
- Быстрокрылый мощный ТУ набирает высоту.
Он летит всё выше, выше превратились в точки крыши.
- Самолёты на посадку: с-с-с-с-с
- Л. Каким мы увидели свой город с высоты мы узнаем, поиграв в игру.
5. Дидактическая игра: «Один — много» (с мячом)
Дом-дома, дорога-дороги, улица-улицы, дерево-деревья, клумба-клумбы, магазин-магазины, школа-школы.
- Л. Правильно, молодцы ребята. А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза. Вот мы опять в детском саду. Присаживайтесь на стульчики. Ребята, наша экскурсия закончилась и я хочу посмотреть, внимательны ли вы были во время экскурсии? А проверю я это через загадочную викторину.
6. Загадочная викторина
Отгадайте-ка,ребятки, вы о городе загадки.
Я начну стихи читать, вам придётся продолжать.
1. Люди в белом, не скучают, не сидят без дела,
Курс леченья назначают эти люди в белом.
Если кто-то заболел все идут лечиться
В городскую, областную, детскую. (больницу)
2. Если холодильник пуст, кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты, масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей и бери корзину,
Покупай, что повкуснее в нашем. (магазине)
3. Это что за чудный дом? Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад. Что же это?. (детский сад)
Молодцы, ребята. Но в нашем городе ещё много достопримечательностей. Но мы познакомимся с ними на следующих занятиях.
Итог:
- Л. Ребята, ваше хорошее настроение, которое мы вдыхали в начале нашей экскурсии по городу Крымску, сохранилось? Вы были сегодня молодцы, потрудились на славу. И это вам награда (каждому раздаётся солнышко).