Валентина Кобзева
Конспект комплексного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хлеб- всему голова!»
Цель. Закрепить представления детей о выращивании хлеба, о том, что хлеб – это один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить. Воспитывать уважение к хлебу и труду людей.
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с профессиями людей.
- Формировать системные знания детей о труде взрослых и их трудовых процессах.
- Показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей.
- Знакомить с пословицами и поговорками.
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Хлеб — всему голова!“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Материал: иллюстрации о колосках, комбайне, грузовых машинах, мельнице, хлебе, о зернах пшеницы, ржы, хлебобулочных изделиях, мука, сито, тесто.
Содержание занятия. -1этап. Восп. (Взявшись с детьми за руки). Ребята! Я очень рада вас всех видеть! Сегодня нас ждет увлекательная беседа и еще много чего интересного. Вы должны быть очень внимательными и с хорошим настроением. А начну я нашу беседу с загадки:
"Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят. " Что это? (Колосок)
Восп. Да, ребята, это колосок. Вот они колоски пшеницы у меня на столе. У каждого колоска есть «кармашки», а в них «ребятки».
Подойди, Соня, покажи где на колоске «кармашки», а где, "ребятки". Что это за ребятки? (это зёрнышки).
Восп. Правильно.
-Ребята, повторите все вместе "Зерна пшеницы". (Дети повторяют слова). Пшеница, это растение. У вас на столе на тарелочках лежат тоже зёрна пшеницы, потрогайте их, рассмотрите и скажите, какие они на ощупь? (Маленькие, твердые гладкие, продолговатые). -А как вы думаете, много ли труда нужно вложить, чтобы вырастить много зерна? (Очень много).
Восп. Сначала, нужно землю вспахать, за тем посеять зерна (показ иллюстраций, после этого, ожидали, когда появятся первые всходы. Зернышки лежали в земле, их пригревало солнышко. Люди пели песни и зазывали дождик:
Дождик, дождик поливай-
Будет хлеба каравай.
(Показ картины «Пшеничное поле»). Когда колоски выросли, созрели, их убирают с поля специальные машины комбайны. Специальные приборы на комбайнах, выколачивают зерна из колосков и на грузовых машинах отвозят на элеватор (Где сушат и очищают зерно). (Показ иллюстраций).
-А что с зерном нужно сделать, чтобы испечь хлеб? (Нужно зерна перемолоть в муку).
-Где это можно сделать? На мельнице. Там зерна просеивают через сита, а еще продувают сильным потоком воздуха и пропускают через размалывающее устройство. Так получается мука. Восп. Какая по цвету мука? (Белая). Повторите: "Мука белая пшеничная».
(Дети повторяют).
-Вот, ребята, посмотрите, у меня полная чашка муки белой, пшеничной. Я её купила в магазине и принесла показать вам. Потрогайте её пальчиками, какая она? (Мягкая, пушистая, белая, легкая.)
Восп. Ребята, чтобы получить такую муку, мы уже поняли, надо очень много потрудится.
-А раньше, в старину, на Руси хлеб был, главным лакомством на столе. Выращивать его было намного сложнее, так-как не было таких современных машин как сейчас, люди все делали своими руками: пахали землю, сеяли зерно, косили колоски (серпом, мололи на мельнице, пекли в печи хлеб. (Показ иллюстраций).
Восп-Много людей трудится, чтобы на наш стол пришёл готовый хлеб. -Ребята, а кто знает, как называется профессия людей, кто выращивает хлеб. Профессия у них - хлеборобы. (повторяют хором и индивидуально).
Хлеборобы от слова - Хлеб.
Физкультминутка.
Восп. Представьте, что вы зёрнышки. (Дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы. (Сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу. (Ладони раскрыты, запястья сомкнуты).( 2- раза).
-Ребята, мы уже знаем, выращивают хлеб хлеборобы, а, что нужно сделать, чтобы у нас на столе появился готовый ароматный хлеб? (Его нужно испечь).
- А хлеб, который мы едим каждый день, где пекут и кто? (На хлебозаводе, пекари). (Повторить, показ иллюстраций).
-Ребята, а только хлеб можно испечь из пшеничной муки, или что-то ещё? (Ответы детей: блины, пироги, оладьи, печенья, торты, пряники, булочки). Все это можно назвать хлебобулочные изделия. -Потом хлеб привозят в магазин, где мы его покупаем каждый день.
Стук в дверь.
-2 этап. - Кто-то к нам пришёл. (Входит учитель в роли пекаря, в халате и в колпаке).
- Здравствуйте, дети! Я пекарь, я принес вам гостинцы! А какие, отгадайте.
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб).
Правильно, это хлеб или каравай, пшеничный, белый. Посмотрите, ребята, какой ароматный и красивый каравай. (Открывает салфетку и показывает батон или поляницу). Такой каравай в праздник подают к столу, чай пить с вареньем. Ребята, издавна на Руси о хлебе было много написано стихов, загадок, пословиц. Вот и я вам хочу загадать загадку: «Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу». (Хлеб) (Повторить). А кто из вас стихи знает о хлебе?
- Боря, расскажи стихотворение.
Вот он, каравай душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
—А сейчас ребята, посмотрите на каравай. Расскажите, какой он?
— Какой формы каравай? (круглый).
-Потрогайте его пальчиком, какая у него корочка? (Хрустящая, жёсткая, золотистая, румяная).
- Какой каравай внутри? (мягкий, белый).
- Из какой муки его пекли? (Из белой, пшеничной).
- Понюхайте хлеб, какой у него запах? (Вкусный, душистый, ароматный).
- Посмотрите, сколько дырочек - он ноздреватый, пышный, воздушный, легкий.
(Все слова, дети повторяют за воспитателем).
-Ребята, а на завтрак сегодня, вы ели белый, пшеничный хлеб? (Да)
— Какой хлеб на вкус? (Вкусный, сладковатый, мягкий, с хрустящей корочкой).
Воспитатель обобщает сказанное
- Это хлеб, круглый каравай, его пекут из белой пшеничной муки, добавляют сахар, дрожжи, яйца. Вот он и такой вкусный: пышный, душистый, мягкий, с золотистой хрустящей корочкой. Кто его ест, станет сильным и здоровым.
-Мы его едим на завтрак, теперь покажем, какими сильными мы стали.
(Дети встают со стульев и делают движения: руки вверх, в стороны,
на бока- наклоны, приседают и садятся на стулья) (1-2 раза)
- Молодцы! Посмотрите, что у меня на этой тарелочке?
(Открыть салфетку).
- Что это? (Чёрный хлеб).
- Его испекли из других зёрен — из ржаных. Рожь – это тоже растение,
как и пшеница, растёт в поле, тоже есть колоски. (Показ иллюстраций). Только мука из зёрен ржи - темная, ржаная, а хлеб этот мы едим на обед. Кто расскажет, какой хлеб на вкус? (Дети называют качество хлеба). Воспитатель обобщает.
- Это ржаной, тёмный хлеб. Буханка похожа на кирпичик. Ржаной хлеб делается из дрожжевого теста. Корочка у него поджаристая, хлеб душистый, на вкус кисловатый. Этот вкусный и полезный хлеб надо обязательно есть для крепкого здоровья. В России очень важно, чтобы к обеду был кусочек черного ржаного хлеба. На Руси много пословиц сложено о черном хлебе. Вот послушайте: «Хлеб- всему голова» (повторяем, «Без хлеба куска везде тоска»(повторяем, «Плох обед, коли черного хлеба нет».(Повторяем). -Кто про него хочет рассказать, как я?
(2 ребёнка повторяют рассказ).
Восп. А сейчас ребята, давайте поиграем в игру: «Разложи по группам». (На одном подносе лежат различные хлебобулочные изделия. Вызванные дети должны разложить по двум тарелкам. На одну тарелку- все хлебные изделия, испечённые из белой пшеничной муки, а на другую - изделия из ржаной муки.
-Всё правильно, как быстро вы справились с этим заданием.
-3 этап. Восп. -Дети, а если хлеб стал твёрдым, что с ним можно сделать, кому отдать? (птицам, животным).
- Да, ребята, хлеб нужен всем! В народе говорят: "Хлеб - всему голова!" Он на столе главный, никогда не надоедает. (Повторить пословицу со всеми детьми.).
— Много сил надо приложить, чтобы хлеб к нам на стол пришёл. Много людей трудится: хлеборобы, мельники, пекари. (повторяем с детьми). Поэтому, отношение к хлебу должно быть бережное: не надо брать хлеба больше, чем можешь съесть, не кроши его за столом, никогда не выбрасывай хлеб!
Восп. А сейчас, ребята, вы все будете пекарями, и с нашим гостем испечете для наших кукол печенье, баранки, пироги. (Готовое слоеное тесто лежит на дощечках, под музыку дети «пекут»).
- Ой, как много баранок и пирогов получилось. Как вы думаете, куклы будут рады вашему угощению? (Да).
-4 этап. Рефлексия.
-Ребята, а сейчас давайте вспомним, что нового мы узнали о хлебе,
сколько труда, сил вкладывают хлеборобы, пекари, чтобы на нашем
столе всегда был вкусный и ароматный хлеб. (Дети высказывают свои мысли, о том, что они узнали нового).