Валентина Кобзева
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы с детьми:
1. Знакомство детей со строением птицы (чем отличаются птицы от животных? Перья, клюв, 2 лапки, крылья, летают).
2. Польза птиц для людей: поедают вредных насекомых, поют песни.
3. Закрепление зимующих и перелетных птиц; рассматривание иллюстраций.
4. Чтение художественных произведений о птицах Л. Тостой «Птичка», «В. Зотов «Снегири». Заучивание наизусть: А. Барто «Синица», Прокофьев «Снегири».
Публикация «Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
5. Чтение детям «письма от птиц». Беседа о подкормке птиц зимой. Что едят птицы~ Семена, крупу, хлебные крошки. На занятии сделали вместе с детьми кормушку и повесили на дереве на участке. Чтение произведения «Покормите птиц ЗИМОЙ».
6. Наблюдение на участке за воронами, воробьями, голубями. Подвижные игра «Птицы прилетели».
7. На занятиях по ИЗО — рисовали птиц, лепке — лепили.
8. В конце недели, на выходные дни, домашнее задание: родителям вместе с детьми сделать кормушки для птиц. Заготовка корма.
9. Итоговое занятие. Что мы узнали о птицах? Закрепили все приобретенные знания. На своих занятиях мы учили заботливому отношению детей к птицам и тем самым воспитывали у детей чувства доброты, отзывчивости, нежности, заботы, любви к природе, птицам и животным.
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим на тему: "Что мы знаем о птицах"
(Экологическое развитие и воспитание детей)
- Цель: Учить детей доброте, бережному отношению к природе, воспитывать бережное отношение к птицам, знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать им радость от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные
сведения о том, чем кормят птиц зимой.
Программное содержание:
- обобщать и систематизировать представление детей о домашних и диких птицах;
- закреплять знания детей об отличительных особенностях птиц и их видов;
- продолжать учить соотносить сезонные изменения в природе зимой с жизнью птиц и устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире;
- воспитывать познавательный интерес к птицам заботливым отношением к ним;
- воспитывать умение выслушивать ответы сверстников не перебивая;
-активизация словаря: домашние птицы, дикие птицы: зимующие (воробей, ворона, снегирь, синица, перелётные (ласточка, скворец, иволга, кормушка.
Предварительная работа:
- проведение наблюдений на прогулке за сезонными изменениями в
природе, за птицами;
- изготовление кормушек для птиц, заготовка корма для птиц;
- рассматривание иллюстраций, картин о природе и с изображением
разных птиц;
- проведение занятия "Домашние птицы. "
- проведение дидактических игр: " Кто лишний", "Чей домик", "Когда это
бывает", "Кто как голос подаёт?", " Кто как передвигается?"
- проведение подвижных игр: "Воробушки и кот", "Вороны", "Птички
невелички", "Сова и птицы" •
- проведение нравственно-эстетических бесед о природе, птицах;
- чтение художественных произведений о природе, птицах;
- заучивание стихов о птицах, загадки о птицах.
Подготовка воспитателя:
- подбор программного материала по теме "Птицы" и картинок о птицах;
- оформление экологической ширмы в группе;
- изготовление картинок для фланелеграфа;
- подготовка сюрпризного момента (кукла-ворона и кормушка);
- разработка конспекта, материал к занятию.
Материал к занятию: картинки с изображением деревенского дома,
изображение кормушки, кукла-ворона, картинки домашних птиц для
фланелеграфа, картинки диких птиц, кормушка, грамзапись с голосами
птиц, зимнее дерево, дерево-ель, игрушка-птица, пластилин, дощечки
- для лепки, бумажные салфетки
(Дети заходят в группу с воспитателем и становятся на ковёр)
Восп. Ребята, сегодня наше занятие необычное, к нам пришли гости, давайте
- скажем: «Здравствуйте», и больше не будем отвлекаться.
- Здравствуйте!
- Проходите, пожалуйста, дети. Садитесь на стульчики.
Посмотрите, пожалуйста, ребята, кто нарисован на этой картинке?
(ответы детей: воробей, синица, снегирь, голубь, ворона).
-Как мы называем их одним словом?
- Птицы.
- Правильно, дети, мы сегодня будем говорить о птицах.
(Стук в дверь).
- Ребята, к нам ещё кто-то в гости пришёл, сейчас я открою дверь
(Открыть дверь и взять куклу-ворону).
- Я крикунья местная
Особо всем известная.
увижу тучку тёмную,
Взлечу на ель зелёную,
И смотрю я, словно с трона
Кто же я? (Дети): «Ворона»)
Кар-кар-кар, здравствуйте, рребята! Я воррона, зовут меня Варвара-Карловна. Я
ворона необычная, а очень симпатичная. Я вам нравлюсь ребята? (дотронуться
клювом до детей). Я летела в гости к малышам, да случайно услышала, что вы
здесь говорите о птицах. Кар-кар, мне хочется побыть у вас на занятии и послушать,
что вы знаете о нас, о птицах.
- Восп. Ребята, пусть Варвара- Карловна посидит у нас на занятии, погреется и
послушает вас. Садись, пожалуйста, на ветку ели и слушай.
Итак, ребята, сегодня мы будем говорить о птицах. Недавно на занятии мы с вами
побывали у дедушки с бабушкой в деревне на птичьем дворе (прикрепить
деревенский домик и дерево на фланелеграф.) Давайте вспомним, кого мы
видели на птичьем дворе? Ответы детей (rycb, утка, куры, индюк, по мере
ответов возле домика выставляются изображения домашних птиц.
-Как мы называем их одним словом? (домашние птицы).
Правильно ребята, это домашние птицы.
- Почему мы их называем домашними птицами? (ответы детей 2-3 чел.)
Потому что они живут рядом с жильём человека, человек о них заботится: кормит,
поит, убирает, а домашние птицы приносят человеку пользу: дают яйцо, мясо
- перо.
- Восп. Да, ребята, вы всё верно ответили, правильно назвали домашних птиц и
какую пользу они приносят человеку.
(Выставить около дома картинки вороны и воробья)
Восп. Посмотрите, пожалуйста, а кто ещё ходит рядом с домом человека? (птицы:
ворона, воробей).
- Да, ребята, это тоже птицы, а они тоже домашние?
— (Ответы детей. Нет, это дикие птицы}.
Почему? (ответы детей: потому что они не живут на птичьем дворе, а живут в саду,
в лесу на деревьях, сами добывают себе корм, сами строят себе дом-гнездо.
- Восп. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, чем похожи все птицы? (ответы детей
3-4 чел. : У всех птиц есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями, все
птицы летают, у всех птиц птенцы появляются из яиц.
-Восп. Правильно, посмотрите на воробья и ворону. Они одинаковые, или
отличаются друг от друга? (Ответы детей: они разные. Ворона большая, а воробей
маленький, и по цвету перьев они разные, ворона чёрная, а воробей коричневый.
-Восп. Да, ребята, все птицы разные. Одни большие, другие маленькие. И по цвету
перьев разные, и повадки у птиц разные: зимой вороны любят сидеть на ветках
деревьев, как наша Варвара-Карловна, воробьи- на ветках кустов, а голуби - под
крышами домов. Но у всех птиц есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто
перьями и все они умеют летать.
- Восп. Ребята, а каких птиц вы ещё видели возле дома человека, на участке
детского сада? (Ответы детей: синицы, снегири, голуби).
- Восп. Синицы и снегири живут в лесу, но зимой они прилетают из леса ближе к
жилью человека. Как вы думаете, почему? (Ответы детей 2-3 чел. : им в лесу нечего
есть, все ягоды и семена замело снегом}. Ребята, как мы называем птиц, которые
остались с нами зимовать? (Зимующие).
-Восп. А как мы называем птиц, которые не стали спорить с зимой и улетели в
теплые края? (Перелётные). Назовите, каких перелётных птиц вы знаете? (Скворец,
ласточка, кукушка, иволга, трясогуска). Почему они улетели в тёплые края(
потому что они питаются насекомыми, А где сейчас насекомые? (Спрятались под
кору деревьев, зарылись глубоко в землю).
-Ребята, а перелётные птицы улетели насовсем? Нет,
-А когда они вернутся? (Когда наступит весна).
-А пока, что, ребята, на улице какое время года? (Зима). С нами остались зимовать
храбрые птицы. (Воробьи, синицы, голуби, вороны, снегири, клесты).
- Кто знает загадки о зимующих птицах?
1. Уличный мальчишка Любит сало и пшеничку,
В сером армячишке. Кто узнал её? (Синичка)
По двору шныряет, 3. Зимой на ветках яблоки,
Крошки собирает? Скорей их собери.
{Воробей) И вдруг вспорхнули яблоки,
2. Непоседа, невеличка, Ведь это - снегири.
Жёлтая почти вся птичка.
Физкультминутка.
- Восп. Ребята, встаньте со стульчиков, выйдите на середину ковра, присядьте на
корточки, руки скрестили в запястьях, пальцы - это крылья, положили на
предплечья, птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим.
Взлетает.
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы. Чем бы покормиться. (2
раза).
- Восп. Ребята, вы наверное, замечали на улице сидят птицы, распушат свои
пёрышки, спрячут клювик и лапки, и греются так. Но им очень голодно. А чем мы
можем помочь птицам зимой? (Ответы детей: будем подкармливать: семечками,
крошками, крупой, ягодами, кусочками несолёного сала. Послушайте, пожалуйста,
ребята, стихотворение, которое написал поэт А. Яшин.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов к нам слетятся как
домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна-
горст зерна
И не страшна будет им зима.
Разве можно забывать, улететь могли,
А остались зимовать наравне с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Восп. О чём это стихотворение? (О том, что надо помогать птицам зимой,
подкармливать их.
-Да, надо заботиться о птицах, что бы им легче было перенести холод.
- Ворона: Кар-кар, я ребятам хочу загадать загадку.
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей. (Кормушка)
Кар-кар, правильно, кормить птичек лучше в их «столовой», которая называется
кормушка.
- Восп. Варвара-Карловна, мы с ребятами уже позаботились. Нам родители
помогли сделать кормушки и мы повесили их на нашем участке и каждый день
выносим птицам корм.
Ворона: кар-кар, молодцы. Я хочу поиграть в игру «Птицы на кормушке» и
посмотреть, какие ребята наблюдательные, и какой корм любят клевать птицы.
На фланелеграф выставить «кормушку», на столе лежат картинки с
птицами: воробей, снегирь, синица.
1) В понедельник вы положили в кормушку крошки хлеба, семечки, пшено,
сало и ягода рябины. Прилетели маленькие, серенькие птички. Крошки и
семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто это были? (воробьи).
(ребёнок выходит и ставит воробья на кормушку).
2) Во вторник прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками,
они склевали всю рябину? Кто это были? (снегири)
(ребёнок выходит и ставит снегиря на кормушку).
3) В среду прилетели птички с жёлтыми грудками, они склевали семечки и
сало, а рябину не стали. Кто это были? (синицы).
(ребёнок выходит и ставит синицу на кормушку).
Кар-кар, молодцы, ребята. Какие вы умные, внимательные и заботливые.
(Воспитатель сажает ворону на ель, и обращается к детям)
- Восп. Ребята, посмотрите, как много птиц слетелось на кормушку. Сейчас они
наклюются, и будут петь песенки, а мы давайте подойдём поближе, на носочках,
чтобы не спугнуть и послушаем.
Включить арамзапись «Голоса птиц». (ЗО сек).
Это они так благодарят вас за еду. Вам понравилось? (Да). Не забывайте, ребята,
приносить корм для птиц.
Дети сели на стульчики.
-Восп. Варвара-Карловна, а ребята ещё знают стихи о птица
1. Постучит синица утром мне в окно: 3. Скачет, скачет воробей,
Все мои запас снегом замело. Кличет маленьких детей.
Я кормушку смастерю, положу ей -Киньте крошек воробью-
сало, Я вам песенку спою:
Наблюдаю- птичка веселее стала. Чик - Чирик, Чик - чирик!
Н. Григорьева. Киньте просо и ячмень-
Буду петь вам целый день:
2. Холодно, голодно, галки, воробьи? Чик - Чирик, Чик - Чирик
Холодно, голодно, гуленьки мои?
Прилетайте s гости, полны у нас 4. Мы кормушку смастерили,
горсти, Мы столовую открыли.
Клюйте, гостюйте, не пугайтесь, Воробей, снегирь-сосед,
клюйте. Будет вам зимой обед.
Гуль, гуль, гуль В. Степанов.
Е. Благинина
Ворона: Кар-кар, молодцы, ребята, какие вы добрые и заботливые.
-Восп. Ребята, а у меня для птиц есть сюрприз! Посмотрите, я попросила
дедушку Кирюши смастерить нам ещё одну кормушку. (Показ настоящей
кормушке). Вам она нравится? Какая она большая, просторная, многим
птицам места хватит, Как вы думаете, птицы будут рады? (Да).
- Восп. Ребята, только как мы птицам сообщим, что у нас на участке для них
появится ещё одна «столовая»? (Варианты детей)
- Восп. Давайте спросим совета у Варвары-Карловны.
Варвара-Карловна попросила вас, ребята, слепить птичек, они полетят в лес и
расскажут другим птицам о кормушке. Вы согласны? Да.
(Взять птичку-игрушку и напомнить приёмы лепки).
Дети лепят птиц за столами под фонограмму вГолоса птиц»
После лепки, сажают всех птиц на «Зимнее дерево».
- Восп. Какие красивые птицы у вас получились. Мы сейчас пойдём на
прогулку, повесим кормушку с кормом, а Татьяна Борисовна откроет окно и
они полетят в лес с хорошей вестью. Спасибо вам, ребята, вы хорошо сегодня
занимались.
- Ворона. Спасибо, ребята, мне очень понравилось у вас на занятии, я тоже
расскажу своим соседкам-воронам о ваших «столовых», мне не хочется от
вас улетать.
- А ты побудь ещё с ребятами, Варвара – Карловна.