Папки-передвижки

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о птицах?»

Валентина Кобзева
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы

План работы с детьми:

1. Знакомство детей со строением птицы (чем отличаются птицы от животных? Перья, клюв, 2 лапки, крылья, летают).

2. Польза птиц для людей: поедают вредных насекомых, поют песни.

3. Закрепление зимующих и перелетных птиц; рассматривание иллюстраций.

4. Чтение художественных произведений о птицах Л. Тостой «Птичка», «В. Зотов «Снегири». Заучивание наизусть: А. Барто «Синица», Прокофьев «Снегири».

Публикация «Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах

5. Чтение детям «письма от птиц». Беседа о подкормке птиц зимой. Что едят птицы~ Семена, крупу, хлебные крошки. На занятии сделали вместе с детьми кормушку и повесили на дереве на участке. Чтение произведения «Покормите птиц ЗИМОЙ».

6. Наблюдение на участке за воронами, воробьями, голубями. Подвижные игра «Птицы прилетели».

7. На занятиях по ИЗО — рисовали птиц, лепке — лепили.

8. В конце недели, на выходные дни, домашнее задание: родителям вместе с детьми сделать кормушки для птиц. Заготовка корма.

9. Итоговое занятие. Что мы узнали о птицах? Закрепили все приобретенные знания. На своих занятиях мы учили заботливому отношению детей к птицам и тем самым воспитывали у детей чувства доброты, отзывчивости, нежности, заботы, любви к природе, птицам и животным.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим на тему: "Что мы знаем о птицах"

(Экологическое развитие и воспитание детей)

- Цель: Учить детей доброте, бережному отношению к природе, воспитывать бережное отношение к птицам, знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать им радость от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные

сведения о том, чем кормят птиц зимой.

Программное содержание:

- обобщать и систематизировать представление детей о домашних и диких птицах;

- закреплять знания детей об отличительных особенностях птиц и их видов;

- продолжать учить соотносить сезонные изменения в природе зимой с жизнью птиц и устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире;

- воспитывать познавательный интерес к птицам заботливым отношением к ним;

- воспитывать умение выслушивать ответы сверстников не перебивая;

-активизация словаря: домашние птицы, дикие птицы: зимующие (воробей, ворона, снегирь, синица, перелётные (ласточка, скворец, иволга, кормушка.

Предварительная работа:

- проведение наблюдений на прогулке за сезонными изменениями в

природе, за птицами;

- изготовление кормушек для птиц, заготовка корма для птиц;

- рассматривание иллюстраций, картин о природе и с изображением

разных птиц;

- проведение занятия "Домашние птицы. "

- проведение дидактических игр: " Кто лишний", "Чей домик", "Когда это

бывает", "Кто как голос подаёт?", " Кто как передвигается?"

- проведение подвижных игр: "Воробушки и кот", "Вороны", "Птички

невелички", "Сова и птицы" •

- проведение нравственно-эстетических бесед о природе, птицах;

- чтение художественных произведений о природе, птицах;

- заучивание стихов о птицах, загадки о птицах.

Подготовка воспитателя:

- подбор программного материала по теме "Птицы" и картинок о птицах;

- оформление экологической ширмы в группе;

- изготовление картинок для фланелеграфа;

- подготовка сюрпризного момента (кукла-ворона и кормушка);

- разработка конспекта, материал к занятию.

Материал к занятию: картинки с изображением деревенского дома,

изображение кормушки, кукла-ворона, картинки домашних птиц для

фланелеграфа, картинки диких птиц, кормушка, грамзапись с голосами

птиц, зимнее дерево, дерево-ель, игрушка-птица, пластилин, дощечки

- для лепки, бумажные салфетки

(Дети заходят в группу с воспитателем и становятся на ковёр)

Восп. Ребята, сегодня наше занятие необычное, к нам пришли гости, давайте

- скажем: «Здравствуйте», и больше не будем отвлекаться.

- Здравствуйте!

- Проходите, пожалуйста, дети. Садитесь на стульчики.

Посмотрите, пожалуйста, ребята, кто нарисован на этой картинке?

(ответы детей: воробей, синица, снегирь, голубь, ворона).

-Как мы называем их одним словом?

- Птицы.

- Правильно, дети, мы сегодня будем говорить о птицах.

(Стук в дверь).

- Ребята, к нам ещё кто-то в гости пришёл, сейчас я открою дверь

(Открыть дверь и взять куклу-ворону).

- Я крикунья местная

Особо всем известная.

увижу тучку тёмную,

Взлечу на ель зелёную,

И смотрю я, словно с трона

Кто же я? (Дети): «Ворона»)

Кар-кар-кар, здравствуйте, рребята! Я воррона, зовут меня Варвара-Карловна. Я

ворона необычная, а очень симпатичная. Я вам нравлюсь ребята? (дотронуться

клювом до детей). Я летела в гости к малышам, да случайно услышала, что вы

здесь говорите о птицах. Кар-кар, мне хочется побыть у вас на занятии и послушать,

что вы знаете о нас, о птицах.

- Восп. Ребята, пусть Варвара- Карловна посидит у нас на занятии, погреется и

послушает вас. Садись, пожалуйста, на ветку ели и слушай.

Итак, ребята, сегодня мы будем говорить о птицах. Недавно на занятии мы с вами

побывали у дедушки с бабушкой в деревне на птичьем дворе (прикрепить

деревенский домик и дерево на фланелеграф.) Давайте вспомним, кого мы

видели на птичьем дворе? Ответы детей (rycb, утка, куры, индюк, по мере

ответов возле домика выставляются изображения домашних птиц.

-Как мы называем их одним словом? (домашние птицы).

Правильно ребята, это домашние птицы.

- Почему мы их называем домашними птицами? (ответы детей 2-3 чел.)

Потому что они живут рядом с жильём человека, человек о них заботится: кормит,

поит, убирает, а домашние птицы приносят человеку пользу: дают яйцо, мясо

- перо.

- Восп. Да, ребята, вы всё верно ответили, правильно назвали домашних птиц и

какую пользу они приносят человеку.

(Выставить около дома картинки вороны и воробья)

Восп. Посмотрите, пожалуйста, а кто ещё ходит рядом с домом человека? (птицы:

ворона, воробей).

- Да, ребята, это тоже птицы, а они тоже домашние?

— (Ответы детей. Нет, это дикие птицы}.

Почему? (ответы детей: потому что они не живут на птичьем дворе, а живут в саду,

в лесу на деревьях, сами добывают себе корм, сами строят себе дом-гнездо.

- Восп. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, чем похожи все птицы? (ответы детей

3-4 чел. : У всех птиц есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями, все

птицы летают, у всех птиц птенцы появляются из яиц.

-Восп. Правильно, посмотрите на воробья и ворону. Они одинаковые, или

отличаются друг от друга? (Ответы детей: они разные. Ворона большая, а воробей

маленький, и по цвету перьев они разные, ворона чёрная, а воробей коричневый.

-Восп. Да, ребята, все птицы разные. Одни большие, другие маленькие. И по цвету

перьев разные, и повадки у птиц разные: зимой вороны любят сидеть на ветках

деревьев, как наша Варвара-Карловна, воробьи- на ветках кустов, а голуби - под

крышами домов. Но у всех птиц есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто

перьями и все они умеют летать.

- Восп. Ребята, а каких птиц вы ещё видели возле дома человека, на участке

детского сада? (Ответы детей: синицы, снегири, голуби).

- Восп. Синицы и снегири живут в лесу, но зимой они прилетают из леса ближе к

жилью человека. Как вы думаете, почему? (Ответы детей 2-3 чел. : им в лесу нечего

есть, все ягоды и семена замело снегом}. Ребята, как мы называем птиц, которые

остались с нами зимовать? (Зимующие).

-Восп. А как мы называем птиц, которые не стали спорить с зимой и улетели в

теплые края? (Перелётные). Назовите, каких перелётных птиц вы знаете? (Скворец,

ласточка, кукушка, иволга, трясогуска). Почему они улетели в тёплые края(

потому что они питаются насекомыми, А где сейчас насекомые? (Спрятались под

кору деревьев, зарылись глубоко в землю).

-Ребята, а перелётные птицы улетели насовсем? Нет,

-А когда они вернутся? (Когда наступит весна).

-А пока, что, ребята, на улице какое время года? (Зима). С нами остались зимовать

храбрые птицы. (Воробьи, синицы, голуби, вороны, снегири, клесты).

- Кто знает загадки о зимующих птицах?

1. Уличный мальчишка Любит сало и пшеничку,

В сером армячишке. Кто узнал её? (Синичка)

По двору шныряет, 3. Зимой на ветках яблоки,

Крошки собирает? Скорей их собери.

{Воробей) И вдруг вспорхнули яблоки,

2. Непоседа, невеличка, Ведь это - снегири.

Жёлтая почти вся птичка.

Физкультминутка.

- Восп. Ребята, встаньте со стульчиков, выйдите на середину ковра, присядьте на

корточки, руки скрестили в запястьях, пальцы - это крылья, положили на

предплечья, птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим.

Взлетает.

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы. Чем бы покормиться. (2

раза).

- Восп. Ребята, вы наверное, замечали на улице сидят птицы, распушат свои

пёрышки, спрячут клювик и лапки, и греются так. Но им очень голодно. А чем мы

можем помочь птицам зимой? (Ответы детей: будем подкармливать: семечками,

крошками, крупой, ягодами, кусочками несолёного сала. Послушайте, пожалуйста,

ребята, стихотворение, которое написал поэт А. Яшин.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов к нам слетятся как

домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна-

горст зерна

И не страшна будет им зима.

Разве можно забывать, улететь могли,

А остались зимовать наравне с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Восп. О чём это стихотворение? (О том, что надо помогать птицам зимой,

подкармливать их.

-Да, надо заботиться о птицах, что бы им легче было перенести холод.

- Ворона: Кар-кар, я ребятам хочу загадать загадку.

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей. (Кормушка)

Кар-кар, правильно, кормить птичек лучше в их «столовой», которая называется

кормушка.

- Восп. Варвара-Карловна, мы с ребятами уже позаботились. Нам родители

помогли сделать кормушки и мы повесили их на нашем участке и каждый день

выносим птицам корм.

Ворона: кар-кар, молодцы. Я хочу поиграть в игру «Птицы на кормушке» и

посмотреть, какие ребята наблюдательные, и какой корм любят клевать птицы.

На фланелеграф выставить «кормушку», на столе лежат картинки с

птицами: воробей, снегирь, синица.

1) В понедельник вы положили в кормушку крошки хлеба, семечки, пшено,

сало и ягода рябины. Прилетели маленькие, серенькие птички. Крошки и

семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто это были? (воробьи).

(ребёнок выходит и ставит воробья на кормушку).

2) Во вторник прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками,

они склевали всю рябину? Кто это были? (снегири)

(ребёнок выходит и ставит снегиря на кормушку).

3) В среду прилетели птички с жёлтыми грудками, они склевали семечки и

сало, а рябину не стали. Кто это были? (синицы).

(ребёнок выходит и ставит синицу на кормушку).

Кар-кар, молодцы, ребята. Какие вы умные, внимательные и заботливые.

(Воспитатель сажает ворону на ель, и обращается к детям)

- Восп. Ребята, посмотрите, как много птиц слетелось на кормушку. Сейчас они

наклюются, и будут петь песенки, а мы давайте подойдём поближе, на носочках,

чтобы не спугнуть и послушаем.

Включить арамзапись «Голоса птиц». (ЗО сек).

Это они так благодарят вас за еду. Вам понравилось? (Да). Не забывайте, ребята,

приносить корм для птиц.

Дети сели на стульчики.

-Восп. Варвара-Карловна, а ребята ещё знают стихи о птица

1. Постучит синица утром мне в окно: 3. Скачет, скачет воробей,

Все мои запас снегом замело. Кличет маленьких детей.

Я кормушку смастерю, положу ей -Киньте крошек воробью-

сало, Я вам песенку спою:

Наблюдаю- птичка веселее стала. Чик - Чирик, Чик - чирик!

Н. Григорьева. Киньте просо и ячмень-

Буду петь вам целый день:

2. Холодно, голодно, галки, воробьи? Чик - Чирик, Чик - Чирик

Холодно, голодно, гуленьки мои?

Прилетайте s гости, полны у нас 4. Мы кормушку смастерили,

горсти, Мы столовую открыли.

Клюйте, гостюйте, не пугайтесь, Воробей, снегирь-сосед,

клюйте. Будет вам зимой обед.

Гуль, гуль, гуль В. Степанов.

Е. Благинина

Ворона: Кар-кар, молодцы, ребята, какие вы добрые и заботливые.

-Восп. Ребята, а у меня для птиц есть сюрприз! Посмотрите, я попросила

дедушку Кирюши смастерить нам ещё одну кормушку. (Показ настоящей

кормушке). Вам она нравится? Какая она большая, просторная, многим

птицам места хватит, Как вы думаете, птицы будут рады? (Да).

- Восп. Ребята, только как мы птицам сообщим, что у нас на участке для них

появится ещё одна «столовая»? (Варианты детей)

- Восп. Давайте спросим совета у Варвары-Карловны.

Варвара-Карловна попросила вас, ребята, слепить птичек, они полетят в лес и

расскажут другим птицам о кормушке. Вы согласны? Да.

(Взять птичку-игрушку и напомнить приёмы лепки).

Дети лепят птиц за столами под фонограмму вГолоса птиц»

После лепки, сажают всех птиц на «Зимнее дерево».

- Восп. Какие красивые птицы у вас получились. Мы сейчас пойдём на

прогулку, повесим кормушку с кормом, а Татьяна Борисовна откроет окно и

они полетят в лес с хорошей вестью. Спасибо вам, ребята, вы хорошо сегодня

занимались.

- Ворона. Спасибо, ребята, мне очень понравилось у вас на занятии, я тоже

расскажу своим соседкам-воронам о ваших «столовых», мне не хочется от

вас улетать.

- А ты побудь ещё с ребятами, Варвара – Карловна.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Ромашково» Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду «Подснежник» (старшая группа) Конспект комплексного занятия по окружающему миру и ручному труду «Подснежник» Старшая группа Цель: расширить знания детей о цветке; уточнить.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и экспериментированию «В мире звуков» В мире звуков. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию. Программное содержание. Образовательные.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Новый дом для Дюймовочки» «НОВЫЙ ДОМ ДЛЯ ДЮЙМОВОЧКИ.» ЦЕЛЬ: расширять и обогащать знания детей о родном городе, его улицах, площадях, фонтанах. Упражнять детей.

Конспект комплексного занятия по рисованию и ознакомлению с окружающим миром с детьми 2–3 лет Тема: «Листья желтые летят». Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная,.

Конспект открытого занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром «Заяц потерялся» Открытое занятие «Заяц заблудился» Составила : Березовская О. Ю воспитатель первой квалификационной категории; МКДОУ г. Тогучина д/с №1.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна. Гуляли мы на ярмарке» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Весна. Гуляли мы на ярмарке» Провела занятие воспитатель 2 группы.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Семейный фотоальбом» Цели: • Дать понятие «семейный фотоальбом», формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа о зимующих и перелетных птицах»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа о зимующих и перелетных птицах» «Беседа о зимующих и перелетных птицах».Программное содержание: -закрепить понятие «зимующие» птицы, «перелетные» птицы; -уточнить знания.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Что мы знаем о птицах?»Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Что мы знаем о птицах?» Программное содержание: - уточнить представления детей о знакомых птицах (зимующих, перелетных, домашних); - учить детей называть и различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о птицах?»
Опубликовано: 10 сентября 2016 в 16:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о птицах?»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Кобзева (УИ 602829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД