МААМ-картинки

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Животные Севера»

Вера Драганчук
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12

«Солнышко» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-

грамматического строя речи

на тему «Животные Севера»

Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи „Животные Севера“» размещена в разделах

для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Подготовила

Драганчук Вера Алексеевна

учитель-логопед

первой квалификационной категории

станица Выселки

2016 год

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

- закрепление представлений о природе, погоде животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиям жизни).

- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, рога, копыта, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).

Коррекционно-развивающие :

- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные :

- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.

Словарь:

-существительные: белый медведь, песец, тюлень, морж, северный олень, белые волки.

Север, лед, море, ветер, снег, метель, тундра.

Туловище, голова, шея, клыки, ласты, рога, лапы, шерсть.

-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый, голубой.

-глаголы: охотиться, питаться, плавать, нырять.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением животных Севера, их детенышей.

Мультмедийное оборудование, ноутбук, презентация «Животные Севера».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

«Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки беремся,

И гостям мы улыбнемся»

- Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно – тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всей деятельности.

2. Артикуляционные упражнения

Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

«Горка». Открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

«Сосулька». Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).

Ураганный ветер. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

«Метель». Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).

Логопед. А чтобы пальчики не скучали, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

3. Пальчиковая гимнастика «Животные Севера».

Кто на Севере живет? (Хлопки в ладоши – удары кулачками

Кто там ест и кто там пьет? попеременно)

Звери необычные, к холоду («Замок» - меняя положение пальцев).

привычные.

Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с

большим пальцем, образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).

Ну, а морж, как капитан, (Ладони «лодочкой» двигаются вперед).

Покоряет океан.

Гордый северный олень (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты).

Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх,

вниз).

Логопед. Ребята, хотите отправиться в путешествие? (Да)

Давайте покажем, куда мы отправимся.

4. Речь с движением «Северная страна».

Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем

открывают)

Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами,

руки разводят в стороны)

и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.

Логопед. Вы догадались, о каком месте Земли говорилось? севере, о Северном полюсе).

Нам пора отправляться в путешествие на Север. (Слайд № 1)

- Ребята, чтобы нам правильно выбрать путь, я взяла с собой глобус.

- Скажи, пожалуйста, каким цветом изображен Север на глобусе? (белым).

- Почему? (там снег, лед).

- Правильно. Север – это ледяная пустыня. Белый цвет, это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. (На экране появляется картинка северного сияния.) (слайд № 2)

Посмотрите, ребята, какая снежная гора на нашем пути и за ней кто-то спрятался. Посмотрим и назовем этих животных. (Слайд № 3).

4. Отгадайте загадки:

• Мех короткий, но густой

Есть клыки и ласты

В складку богатырь такой

Толстый и опасный. (Морж). (Слайд № 4)

- Чем покрыто тело моржа? (Жиром).

- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).

- Как называются ноги моржа? (ласты).

- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий).

- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки).

- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогать при движении).

• Живет в краю холода, снега и льда,

Ему не страшна ледяная вода,

Не ленится рыбку ловить каждый день,

Зовется животное это… тюлень (слайд № 5)

- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).

- Что делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше).

• С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны —

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец). (Слайд № 6)

- Какой у него мех? (белый, пушистый, теплый).

- Чем питается песец? (леммингами)

• Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Олень). (Слайд № 7)

- Кто это? Чем покрыто тело оленя? (Шерстью). Какая у него шерсть? (Жесткая, густая, теплая). Для чего ему такая шерсть? (Она бережет его от холода). Для чего ему такие копыта? (Чтобы не проваливаться в снег, раскапывать еду). Какую пользу приносит олень людям? (Олень дает оленеводам мясо, мех, перевозит людей и грузы).

Логопед. Ребята, а какое самое главное животное Севера? (Белый медведь).

(Показ слайда № 8 с изображением белого медведя).

Весит много килограмм

Это белый великан

Он на льдине поплывет,

Рыбу на обед найдет (Белый медведь)

- Какой он? (Большой, сильный).

- Чем покрыто тело? (Шерстью).

- Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).

- На кого охотиться белый медведь? (На рыбу, тюленей, моржей).

- Зачем медведю мех на лапах? (Чтоб не скользить по льду).

- Зачем медведь закрывает нос лапой, когда идет на охоту? (Чтоб его не заметили).

-Зачем белому медведю белая шкура? (Чтоб не заметно охотиться).

Все животные севера приспособились к жизни в холоде. У них у всех есть толстый слой жира, толстая кожа, теплая густая шерсть. Лапы и копыта широкие. У животных, которые проводят много времени в воде есть ласты.

- Ребята, а вы еще не замерзли? Здесь так холодно! Давайте погреем руки.

5. Массаж рук

Мишка с нами греет лапки

Каждый пальчик по- порядку,

Вот согреем мы большой,

Разотрем его с тобой,

Не забудем и указку

Вверх и вниз пройдем не раз мы,

Средний мы потрем усердно,

Больше всех замерз, наверно.

Безымянный не забудем

Посильней тереть мы будем.

И мизинчик разотрем

Очень мы его жалеем.

Ребята, нам пора немного размяться.

6. Физкультминутка «О севере»

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки).

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(Хлопнуть в ладоши на уровне груди).

7. Дидактическая игра «Один-много» (слайд № 9)

Один тюлень (много тюленей)

Один морж (много моржей)

Один песец (много песцов)

Один медведь (много медведей)

Один северный олень (много северных оленей).

8. Дидактическая игра «Назови семью» (слайд 10)

Тюлень – тюлениха – тюленята

Морж – моржиха – можонок

Медведь – медведица – медвежонок

Волк – волчица – волчонок

А теперь я проверю, что вы запомнили о животных севера. Предлагаю поиграть.

Игра с мячом (логопед бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает) :

У медведя не ноги, а …. лапы,

У моржа не зубы, а …. клыки,

У медведя не волосы, а …. мех.

У тюленя не руки, а …. ласты,

У медведя не лицо, а …. морда,

9. Итог занятия.

Пора нам возвращаться в детский сад.

Понравилось вам путешествие на Север? Кого мы видели? На память о нашем путешествии мы с вами создадим картину. (Дети по очереди приклеивают на заготовленное панно контурные фигуры животных).

Публикации по теме:

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Летние цветы» Летние цветы Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Летние цветы». Задачи: 1. Образовательные: -учить детей подбирать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья» Цель: уточнить, расширить, закрепить знания детей о семье Задачи: Коррекционно-образовательные: • Обогащение и активизация словаря по теме.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Все профессии.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР .

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе детей с ОНР «Игрушки» Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе О. Н. Р. Тема: Игрушки Цель: развитие лексико-грамматического.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции 1 слайд Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Животные Севера»
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 23:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Животные Севера»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Драганчук (УИ 130963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД