МААМ-картинки

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции

Светлана Долина
Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции

1 слайд

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого выска-зывания у детей дошкольного возраста (М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздев, И. И, Гербова, К. И. Тихеева, В. И. Яшина и т. д.).

Публикация «Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции» размещена в разделах

Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи. К этой категории относятся дети с речевыми нарушениями.

В большинстве литературных источников указываются трудности, которые дети с речевыми нарушениями испытывают при овладении лексико-грамматическим строем речи : дети плохо запоминают лексическую терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения и пр. (А. Г. Зикеев, JI.A. Ившина, Е. М. Митрохина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Л. A. Тишина, Т. В. Туманова, А. В. Ястребова). Эти несовершенства не позволяют полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу в целом (О. Е. Громова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Л. А. Тишина, Т. В. Туманова и др.).

В настоящее время учителям, родителям, логопедам, воспитателям предлагается большое количество разнообразной литературы, помогающей развивать, воспитывать обучать наших детей. Трудно отдать предпочтение какой-либо методике : действительно, многие из них грамотно, целенаправленно помогают ребёнку развиваться, совершенствоваться и просто хорошо учиться.

Несмотря на многочисленные исследования в логопедии, анализ специальной литературы показал острую необходимость дальнейшей разработки проблемы владения дошкольниками с речевыми нарушениями лексико-грамматическим строем речи.

Методика, которую я хочу представить, имеет некоторые преимущества.

Во-первых, она расчитана на большую детскую аудиторию, и может быть полезна как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным психофизическим развитием.

Во-вторых, помогает в коррекции всех сторон речевого недоразвития. Научат быстро актуализировать словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание.

В третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и что самое главное, эта технология способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего обучения в школе.

Этим эффективным методом развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

2 слайд

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет получить быстрый результат. (В России с 1997 года).

В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Развила идею педагогического синквейна В. М. Акименко, разработав конспекты занятий с опорой на данную технологию.

3 слайд

Правила составления синквейна :

• перавая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

• третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

4 слайд-5 слайд

Примеры синквейна :

Дом

• Надёжный, прочный.

• Защищает, греет, строится.

Строитель строит дом из кирпича.

• Архитектор, инструменты, кирпичи.

Дождь

• Грибной, летний.

• Льёт, капает, стучит.

• Я люблю гулять под дождём.

• Лужи, тучи, вода.

Ветер

• Сильный, холодный.

• Срывает, дует, поет.

• Ветер осенью холодный.

• Осень, холод, сквозняки.

Радуга

• Весёлая, разноцветней.

• Появляется, радует, и греет.

• На небе, после дождя, большая радуга.

• Дождь, тепло, лето, детство.

Насекомые

• Маленькие, быстрые.

• Прыгают, летают, жужжат.

• Насекомые приносят пользу.

• Огород, поле, весна, цветы.

6 слайд

Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль ребёнок должен иметь достаточный лексический словарь. И как мы знаем, у детей с ОНР он ниже возрастной нормы. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Сначала я знакомлю детей с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак». Это «кирпичики» из которых будет строиться связная речь (предложения, монологическое высказывание).

7 слайд-8 слайд-9 слайд

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия, признаки предметов, изображать их графически. Следуя тематическому принципу формирования словарного запаса у детей с ОНР, планомерно идет работа и по формированию различных видов простых нераспространенных, распространенных, а затем и сложных предложений. Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путём введения в него определений. После этого даётся понятие о коротких словах (предлогах, их значении, употреблении в речи, написании в предложении. Дети должны осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для построения синквейна - мини-сочинения, где сконцентрированы знания, чувства и выражена позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.

10 слайд

Работа ведется в нескольких направлениях:

• Логопед – ребенок;

• Логопед – родители – ребёнок;

• Логопед – преподаватель ИЗО – ребёнок;

• Логопед – воспитатель – ребёнок;

10 слайд-14

Начинаю применять синквейн в работе с детьми старшего дошкольного возраста, предлагая им алгоритм для устных сочинений. Дети могут сделать рисунки, а дома по своим рисункам рассказать своё сочинение родителям. Иногда предлагаю родителям записать сочинение ребенка. Составляя синквейны по одному и тому же слову, у детей получаются разные сочинения и рисунки. Работу по составлению синквейна можно проводить, как итоговую при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики и грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов.

Работа по составлению синквейнов необычайна интересна и детям и взрослым. Это увлекательное занятие. Удачи всем!

Прикреплённые файлы:

sinkvein_slbsi.pptx | 3762,9 Кб
 
Публикации по теме:

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Домашние птицы» Тема «Домашние птицы». Задачи: Активизация словаря по теме. Продолжать учить составлять предложения из 3 слов. Развитие умения отвечать.

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Все профессии.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР .

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника.Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем.

Синквейн-как метод развития речи у детейСинквейн-как метод развития речи у детей Синквейна в работе с дошкольниками. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса в работе с дошкольным возрастом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции
Опубликовано: 20 июня 2016 в 13:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД