Оксана Трункина
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по развитию осязания и мелкой моторики «Прогулка в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов, развитие мелкой моторики, познавательной активности.
Задачи.
1. Образовательные.
1.1. Продолжать учить детей отличать основные оттенки цвета, их насыщенность.
1.2. Продолжать учить детей с помощью осязания узнавать реальные предметы (5 игрушек, различать их величину.
1.3. Продолжать учить детей чередовать предметы в ритмической последовательности (цвет, форма).
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по развитию осязания и мелкой моторики „Прогулка в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мелкая моторика
- Старшая группа
- Темочки
1.4. Продолжать учить детей ориентированию на микроплоскости (лист бумаги, выделять середину, углы и размещать предметы по словесному указанию.
1.5. Продолжать учить детей словесно пояснять, описывать пространственное расположение предметов на микроплоскости (лист бумаги).
1.6. Продолжать учить детей выражать в речи признаки, связи, зависимости в окружающем мире.
2. Развивающие.
2.1. Развивать у детей тактильную чувствительность рук (определение свойств поверхности, величину и форму предметов).
2.3. Развивать у детей зрительно-моторную координацию.
2.4. Развивать зрительное и слуховое внимание.
2.5. Развивать умения детей ориентироваться на собственном теле (выделять правую и левую сторону тела).
3. Коррекционные.
3.1. Формировать умения обследовать рельефный рисунок планомерно и целенаправленно, выделять главные признаки; развивать тактильную память.
3.2. Развитие у детей цветовосприятия, цветоразличения, закреплять знание основных цветов спектра и их оттенков;
3.3. Развивать фиксацию взора, прослеживающую функцию глаз, укреплять глазодвигательные мышцы.
4. Воспитательные.
4.1. Воспитывать умение внимательно слушать инструкции педагога и действовать согласно им.
4.2. Воспитывать эмпатию, умение работать в коллективе.
Оборудование: интерактивная доска; мультимедийная презентация «Лес»; дидактическая игра «Особый заказ», плоскостные изображения листьев, «рукава»; дидактическая игра «Узнай на ощупь» (мелкие игрушки – мухоморы, камешки, большие елочки, маленькие елочки, шишки); дидактическая игра «Умные пальчики», листы бумаги, фломастеры черные; прищепки разного цвета, формы; заготовки - картинки: солнышко, ежик, травка, тучка, фланелеграф.
Предварительная работа:
• Разучивание зрительной, пальчиковой гимнастик, физкультминутки.
• Отгадывание загадок о деревьях, временах года, диких животных, явлениях природы.
• Слушание звуков природы: пение птиц, шум ветра, дождя, шелест листьев.
• Рассматривание иллюстраций о лесе, временах года.
Методы и приемы:
• наглядный (использование мультимедийной презентации, аудиозаписи звуков леса, предметов, игрушек, картинок, соответствующих тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям);
• Словесный (вводная беседа, объяснение, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, поощрения);
• Игровой (дидактические игры);
Структура занятия :
1. Гимнастика для глаз.
2. Вводная часть:
- Приветствие, введение игровой ситуации.
3. Основная часть:
1) Мультимедийная презентация с использованием интерактивной доски «Лес»
2) Пальчиковая гимнастика.
3) Дидактическая игра «Особый заказ».
4) Дидактическая игра «Умные пальчики».
5) Дидактическая игра «Узнай на ощупь».
6) Физкультминутка.
7) Микроориентировка «Лесная полянка».
8) Дидактическая игра «Прищепки».
9) Релаксация.
4. Заключительная часть:
- Подведение итогов занятия (рефлексия).
Ход занятия:
1. Гимнастика для глаз (дети становятся полукругом)
Т. П. - Ребята, сейчас мы сделаем гимнастику для глаз, чтобы подготовить наши глаза к работе.
У леса на опушке, моргают глазами в такт
Высоко на суку поднимают глаза вверх
С утра поет кукушка: зажмуривают и широко открывают в такт
Ку –ку! Ку- ку! Ку- ку! моргают в такт
Внизу бежит речонка глаза вниз
По желтому песку. глаза налево
Поет кукушка звонко: глаза направо
Ку –ку! Ку- ку! Ку- ку! моргают в такт
2. Вводная часть.
Т. П. - Сегодня я приглашаю вас погулять в лесу.
Беседа по вопросам: - Ребята, как вы думаете, что такое лес?
Д. – Это о место, где растут деревья, где живут дикие животные.
Т. П. – А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)
- А какие животные живут в лесу? (ответы детей)
Т. П. – Молодцы! Тогда идите за мной.
3. Основная часть.
1) Дети подходят к интерактивной доске, на которой демонстрируется презентация «Лес».
Т. П. - Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как много здесь деревьев. Давайте вспомним, как они называются (дети называют). А как называется лист с клена? (кленовый, а с березы? (березовый, с дуба (дубовый). Рассматривание листьев, их характерных особенностей. Молодцы! А теперь давайте приготовим к дальнейшей работе наши пальцы.
2) Пальчиковая гимнастика
Меж еловых мягких лап поглаживание коленей ладонями
Дождик кап, кап, кап, кап, кап! движения руками сверху вниз, пошевеливая пальцами
Где сучок давно засох – вырос мох, мох, мох! растопыривать и сводить пальцы
Где листок к листку прилип – вырос гриб, гриб, гриб! соединение тыльной и внутренней стороны ладоней, имитация «гриба»
Кто нашел его, друзья? Это я, я, я! ритмичное сжимание и разжимание
пальцев, показ большого пальца
3) Дидактическая игра «Особый заказ» (дети подходят к столу, на котором стоит коробка с «рукавами» для угадывания на ощупь листьев).
Т. П. - А теперь попробуйте узнать с какого дерева лист и объяснить, как вы догадались (по очереди дети узнают на ощупь лист клена, дуба и березы).
4) Дидактическая игра «Умные пальчики» (дети садятся за столы).
Т. П. – Если мы с вами в лесу, значит заниматься будем не на стульчиках, а на пеньках. Садитесь на свои пеньки. – В лесу много тропинок и все они не прямые, а извилистые. Каждый пойдет по своей тропинке. А какая у каждого из вас будет тропинка, вы должны будете определить. Закройте глаза, теперь ваши глаза - это ваши руки. Проведите пальцами обеих рук вдоль линии на карточке, слева направо. Постарайтесь определить линии на карточке и запомнить. Когда будете готовы, скажите: «Я готова».
Д. - Я готова (дождаться, когда все дети будут готовы).
Т. П. - А теперь возьмите лист бумаги, фломастер и нарисуйте ту линию, которую вы почувствовали. Это и будут та тропинка, по которым вы пойдете дальше. Расскажите, какую линию вы почувствовали.
Д. –Я почувствовала точку и палочку (отвечают что почувствовали).
5) Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (дети сидят за столами).
Т. П. – Вот мы и пришли на полянку, какого цвета полянки летом?
Д. - Зеленые, потому что трава зеленая, листья на деревьях зеленые.
Т. П. - А что на ней находится, что растет на полянке, вы сейчас узнаете, положите перед собой «рукава», разверните их. Просуньте в отверстия обе руки и найдите мухомор. По какому признаку можно его узнать?
Д. - У него на шляпке крапинки.
Т. П. - Вытащите его правой рукой и поставьте перед собой. А теперь найдите шишку, какая она на ощупь?
Д. - Шишка на ощупь колючая, шероховатая, твердая.
Т. П. - Вытащите шишку и поставьте перед собой. Теперь найдите большую елочку, затем – маленькую елочку, угадайте - что осталось в рукаве?
Д. - Камешек, он гладкий, холодный, скользкий.
Т. П. - Молодцы!
6) Физкультминутка (дети стоят возле стульчиков).
Т. П. – А теперь давайте немного отдохнем! Встаньте справа от своих «пеньков».
- Руки вверх подняли, покачали, спрятали за спину их!
Оглянулись через левое плечо, через правое плечо!
Присели, пяточки задели!
На носочки поднялись, опустили руки вниз!
7) Микроориентировка «Лесная полянка» (дети сидят за столами)
Т. П. – У каждого из вас есть своя полянка, давайте ее украсим. Послушайте как: поставим на середину полянки мухомор. В верхней правый угол положим шишку, в нижний левый посадим большую елочку, а в верхний левый – маленькую, а в нижний правый положим камешек. По ходу выполнения задания, задаю детям вопросы куда они поместили тот или иной предмет, дети отвечают. Молодцы! Какая красивая полянка получилась!
8) Дидактическая игра «Прищепки» (дети подходят к фланелеграфу).
Т. П. - А мы с вами идем дальше (перед детьми фланелеграф). У леса есть много друзей. Посмотрите и назовите, каких друзей вы видите здесь?
Д. - солнце, тучка, травка, ежик.
Т. П. - Но им чего-то не достает, вам нужно будет добавить недостающие детали. Я начала, а вы продолжите (дети чередуют прищепки по цвету и форме).
9) Релаксация (звучит аудиозапись «Звуки леса»).
Т. П. – А мы с вами идем дальше и выходим на опушку леса.
- Вспомните и назовите, а что же это такое «опушка леса»?
Д. – Это край леса.
Т. П. – Правильно, здесь ярко светит солнце, дует теплый ветерок, щебечут птицы. Садитесь «по-турецки», поднимите голову, подставьте солнышку свои лица, расслабьте все тело и давайте подумаем о чем-то очень приятном, немного отдохнем от проделанного пути.
Т. П. - Ну, вот пришла пора нам возвращаться в детский сад. Открывайте глаза, потихоньку вставайте.
4. Заключительная часть (рефлексия).
Т. П. - Ребята, вам понравилось гулять по лесу? А что вам больше всего понравилось делать? Что было трудно? Вы все молодцы, хорошо занимались!
Литература
1. Андрющенко, Е. В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет) :методическое пособие Текст. / Е. В. Андрющенко, Л. Б. Осипова, Н. Я. Ратанова. — Челябинск: Цицеро, 2009. — 96 с.
2. Гризик Т. И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. - М. : Просвещение – 2007.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Плаксиной Л. И. – М. : Изд. : «Экзамен», 2003. – 256 с.
4. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / Под ред. Белой А. Е., Мирясовой В. И. – М. : ООО «Издательство Артель», 2002.
5. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. ТЦ"СФЕРА"- 2011.