Наталья Ивановна Суханова
Конспект культурной практики по теме «Народные игры» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей через игровую деятельность –народные игры.
Задачи:
*продолжать знакомить детей с культурой и традициями народов России, устным народным творчеством,
* знакомить с различными видами фольклора - считалки, хороводные, подвижные игры,
*развивать двигательную активность и физические качества,
*развивать речевую активность,
*воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно тексту,
Публикация «Конспект культурной практики по теме „Народные игры“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
*формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать интерес и любовь к народным играм разных национальностей.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Всех в игру мы принимаем,
Никого не обижаем.
Отгадайте загадку- и вы сразу догадаетесь в какие игры мы будем играть.
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара.
(ответы детей).
Правильно, это лиса. И играть мы будем сегодня в те игры, где есть лиса.
Давайте вспомним русские народные игры, где есть лиса и которые мы уже знаем? (ответы детей).
(организовать 1-2 игры –приложение)
А что в игре самое главное? (соблюдение правил). А что надо сделать, чтобы выбрать водящего? (знать считалки). А какие считалки вы знаете?
В России живут люди разных национальностей, народностей. Все живут дружно. Многие игры у разных народов похожи.
Сегодня я хочу вас познакомить с белорусской народной подвижной игрой «Лиски».
Правила игры простые и легко запоминаются.
Первый вариант
Играющие по считалке выбирают водящего., остальные дети стоят в одну линию. На противоположной стороне отмечаю границу- до куда бегут игроки. Ведущий подходит к одному из игроков и ведет диалог:
— Где был?
— В лесу.
— Кого поймал?
— Лиску.
— Верни лиску мою.
— За так не отдаю.
— За что отдашь — скажи сам.
— Если обгонишь, тогда отдам.
После этого они бегут до отмеченного места и возвращаются назад. Выиграл тот, кто занял место вперед. Проигравший становится водящим. Игра продолжается.
Второй вариант
Играющие по договоренности или по жеребьевке выбирают лиса — ведущего и, построившись в круг диаметром 10—20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:
— Где был?
— В лесу.
— Кого поймал?
— Лиску.
— Верни лиску мою.
— За так не отдаю.
— За что отдашь — скажи сам.
— Если обгонишь, тогда отдам.
После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, лисом — игрок, который остался.
Правила игры. Бегать разрешается только по внешней стороне круга.
Примечание. Лиской может быть любой предмет — кубик, мячик, игрушка.
Воспитатель:
Как вы весело играли,
Правила не забывали.
Много игр вы знаете,
Значит не скучаете!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Хитрая лиса»
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: Выбираются 2 лисы.
Игра «Лиска-Лиса»
Эта игра представляет собой разновидность догонялок.
При помощи считалки выбирают водящего — «лиску-лису». Остальные дети — «куры».
«Куры» хором поют песню, дразнят «лису»:
Лиска-лиса,
Дивья краса,
Долгий нос,
Рыжий хвост.
При этом они изображают кур. Песню пропели и бросились врассыпную, а «лиска-лиса» побежала ловить.
Кого поймает, тот будет водить. Игра начинается сначала.
Игра «Хромая лиса»
Один игрок выбирается на роль хромой лисы. Остальные игроки становятся утками. На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров – птичий двор, в который входят все, кроме хромой лисы.
По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток, т. е.
прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и присоединяется к уткам, а пойманная утка становится новой лисой.
Утки не имеют права покидать птичий двор. Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге.
Игра «Лиса в курятнике»
Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».
Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку