МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР Тема: «На солнечной полянке»

Татьяна Алёнина
Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР Тема: «На солнечной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР

Тема : «На солнечной полянке»

Подготовила: учитель-логопед Лавриненко Т. В.

Цель: развитие навыка употребления различных грамматических

категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнять и обобщать знания детей о насекомых;

Публикация «Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР Тема: „На солнечной полянке“» размещена в разделах

- закреплять в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

- совершенствование грамматического строя речи (формировать глагольный словарь и словарь признаков, навыки словообразования, согласование прилагательных с существительными в форме именительного, винительного падежей единственного числа, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе).

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;

- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

Зеркала, салфетки, мяч, полянка, макеты цветов, насекомые, цветная бумага, клей, бабочки, предметные картинки с изображением насекомых, игра «Четвертый лишний», магнитная доска, музыка природы.

Ход занятия:

I Организационный этап

Логопед :

Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Летом ярко светит солнышко. Рады яркому солнышку все : и люди, и птицы, и животные, насекомые. Назовите насекомых, каких вы знаете?

Как приятно сейчас оказаться на солнечной полянке. Сегодня мы приглашаем вас на такую солнечную волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями?

II Основной этап

(Дети шагают под музыку за логопедом.)

Итак, в путь!

Солнечным погожим днём. (Ходьба широким и мелким шагом)

Мы на полянку все идём.

Через кустики и кочки, (Ходьба с высоким подниманием коленей)

Через ветки и пенёчки.

По тропинке побежим, (Лёгкий бег)

До полянки добежим.

Отдохнуть пора, дружок

Мы присядем на пенёк. (Садятся)

Логопед :

Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Вы хотите подружиться с насекомыми? Чтобы с ними подружиться, надо в крошек превратиться.

Давайте скажем такие слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!». Теперь мы стали крошками и можем подружиться с разными насекомыми.

Давайте подойдём поближе к полянке.

- Ребята, какие насекомые живут на этой полянке? (Жуки, бабочки, пчёлы).

А теперь давайте скажем полным ответом.

- Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу жуков).

- Скажите, что общего у всех насекомых? (У них есть 6 ног, у многих крылья, усики, хоботки для сбора нектара).

Логопед : Давайте изобразим насекомых.

Подойдём к столику, присядем на стульчики и выполним упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика

«Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта

. • «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу, по часовой и против часовой стрелки.

«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

«Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

Логопед : Вы хотите поиграть в игру?

Игра «Комары и жуки»

Дети делятся на две группы: первая изображают комариков, а вторая жуков. Первая группа, услышав звук «З» летает по залу до тех пор, пока не прозвучит звук «Ж» - тогда комарики замирают, а летать начинают жуки. (Смена звуковых сигналов повторяется 3- 4 раза).

Логопед : Комары и жуки устали нам нужно правильно подышать.

Дыхательная гимнастика

«Комарик». Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

«Жук». Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Хорошо на полянке. Столько насекомых увидели. А каких насекомых можно увидеть у нас дома? (Тараканы, мухи).

Логопед : Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете насекомых и умеете ли отличать от других животных.

Игра «Четвертый лишний»

Выставляются картинки.

Муха, муравей, голубь, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, щука.

Комар, пчела, бабочка, лиса и т. д.

Упражнения на координацию речи с движениями

Логопед : Мы с вами находимся на солнечной полянке. И сейчас покажем, что насекомые делают на полянке.

Игра «Насекомые над полянкой»

- Жу-жу-жу, -жужжит пчела: - Я лечу издалека.

(Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.)

- Зу-зу-зу, - комар пищит, укусить скорей спешит.

(Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперёд.)

- Уф-уф-уф, - как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повёз.

(Ритмично притопывают ногами.)

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу, я любого разбужу».

(Ритмично хлопают в ладоши.)

Лексико-грамматические упражнения, игры

Логопед : Молодцы! Насекомых изобразили. А знаете ли вы как они передвигаются?

«Кто как передвигается?»

Дети становятся в круг. Логопед читает предложения, а дети заканчивают их, изображая движения насекомых:

-машут руками как крылышками (летает насекомое,

-перебирают пальчиками (ползает насекомое,

- прыгают (прыгает насекомое).

Гусеница ползает, а кузнечик. (прыгает).

Паук ползает, а стрекоза. (летает).

Муравей ползает, а бабочка. (порхает).

Комар летает, а червяк. (ползает).

Бабочка порхает, а муха. (летает).

Шмель летает, а муравей. (ползает).

Кузнечик прыгает, а оса. (летает).

Божья коровка летает, а клоп. (ползает).

Логопед : Молодцы! А что еще делают насекомые?

“Подбери слово” игра с мячом.

Подбор глаголов к слову «насекомые» (летают, порхают, жужжат, вредят, кусают, жалят, надоедают, помогают, переносят, трудятся, вылезают, трудятся, засыпают, просыпаются и т. д.).

“Подбери признак” игра с мячом.

Подбор признаков, образование относительных прилагательных.

муравей (какой) – трудолюбивый, сильный

муха (какая) – надоедливая, черная, маленькая

бабочка (какая) – красивая, пестрая

комар (какой) – маленький,

кузнечик (какой) – большой, зеленый, длинноногий

" Назови ласково"

(Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе).

Логопед. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково.

Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень. Молодцы!

Логопед : Давайте с вами выясним, насекомые приносят вред или пользу?

«Полезны или вредны»

Чем полезны насекомые?

Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных.

Чем насекомые вредны?

Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

Логопед : Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!

Аппликация

Логопед : Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Логопед : Посмотрите, к нам прилетели бабочки. Видимо они попали под дождик и у них стерлись пестрые узоры на крылышках. Давайте поможем им, украсим крылышки. Но прежде потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

А теперь приступим к заданию.

(Дети под музыку украшают крылышки бабочкам.)

Логопед : Какие красивые бабочки! Давайте покажем их гостям.

А теперь осторожно посадим их на полянку.

Влетает бабочка и угощает детей конфетами.

III Итог.

Логопед : Ребята, вам понравилась волшебная полянка? Кого встретили? (дети отвечают).

Пора превращаться снова в девочек и мальчиков. Давайте скажем: «Раз, два, три – полянка, рост нам возврати!».

- Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, старательными. Мы подружились насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны в природе. Давайте дадим себе слово не обижать шестиногих друзей.

На волшебной полянке сегодня побывали, её жителей узнали.

В группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях» Московская область, Орехово – Зуевский район, город Дрезна МДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида Конспект индивидуального.

Тренинг «На солнечной полянке» в рамках адаптационного периода в группах специального назначенияТренинг «На солнечной полянке» в рамках адаптационного периода в группах специального назначения Уважаемые коллеги! Наступили последние летние деньки, скоро лето простится с нами. Посмотрела на нашем замечательном сайте – многие педагоги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР Тема: «На солнечной полянке»
Опубликовано: 22 сентября 2012 в 14:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР Тема: «На солнечной полянке»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алёнина (УИ 16704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД