Получи документы

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по коррекции ОНР III уровня «Лесная прогулка»

Ольга Баланова
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по коррекции ОНР III уровня «Лесная прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

по коррекции общего недоразвития речи III уровня.

Тема: «Лесная прогулка»

Тема образовательной деятельности

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по коррекции ОНР III уровня „Лесная прогулка“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Образовательные технологии Информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии обучения, технологии проблемно-развивающего обучения

Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядные (демонстрация цифровых образовательных ресурсов, практические (выполнение упражнений по слоговому и звуко-буквенному анализу слов со звуками «С», «Ш», словесные (беседа, игровые (дидактическая игра, воображаемая ситуация)

Возрастная группа 6-7 лет

Цель Создать условия для развития у детей умения дифференцировать звуки С-Ш, различать близкие по артикуляционным признакам звуки [С] - [Ш]

Задачи Образовательные:

- закрепить правильное звукопроизношение, закрепить понятия о звуке, слоге, слове, предложении;

- формировать навыки различения (дифференциации) звуков [с]-[ш];

- продолжать формировать навыки слогового, фонематического анализа.

Коррекционно-развивающие:

- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [с] - [ш];

- развивать память, слуховое и зрительное внимание;

- закрепить отличительные признаки звуков [с] - [ш] по артикуляционным и акустическим механизмам;

- развивать умение сочетать ритмизированное слово с движением.

Воспитательные:

- способствовать проявлению детьми положительных эмоций;

- воспитывать положительные качества характера;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

Планируемые результаты - У детей сформировано умение правильно произносить звуки [с] - [ш] в словах;

- дети способны самостоятельно определять место звука в слове, различать звуки на слух;

- дети испытывают потребность произносить звуки правильно.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Интерактивная доска, ноутбук, слайды (картинки: легковой автомобиль, змея, лесная школа, муравей, воздушный шар, сок; картинки со звуком «с»: собака, кот, ворона, сок, дом, маска, дерево, зонт, ананас; картинки со звуком «ш»: шуба, лист, лошадь, кошка, бегемот, шляпа, кошка, тетрадь, душ, схемы звукового состава слов «шар», «сок»; карточки со словами на каждого ребенка «Допиши-ка» с пропущенными буквами «С» и «Ш»,

музыкальные подборки («музыка леса», Н. Леви «Мы в зеленые луга пойдем»).

Ход занятия

I Вводная часть:

Введение в тему (создание проблемной ситуации Воспитатель: Все, кто хочет отправиться в весенний лес, занимайте места в электричке. Мы отправляемся.

Из стульчиков составлен поезд (электричка, дети садятся на места.

Упражнение на развитие фонематического восприятия

Воспитатель: Потерялся звук. Как гудит поезд? Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук поезда. (Логопед произносит разные звуки: ИИИ, УУУ, РРР, ССС, УУУ, ООО, ААА, УУУ).

Попевка с движениями «Поезд»

Едет, едет паровоз (слово «паровоз» прохлопывается по слогам

па-ро-воз, па-ро-воз).

Он вагончики повёз (слово «повёз» прохлопывается по слогам

он по-вёз, он по-вёз).

Паровоз гудит: «УУУУУ» (пение гласного громко и тихо).

Я иду, я иду!» (по слогам прохлопывается слово «иду»).

Мотивация деятельности детей Воспитатель: Приехали в лес. (Слышна «Музыка леса»: пение птиц, шум ветра) (Встречают «Муравьишку». На экране высвечивается муравей, звук в записи).

Муравей: «Здравствуйте! Ой, ой! Будьте внимательны! Замечайте в лесу таких маленьких жильцов! Не навредите им. В лесу, чтобы не попасть в беду, надо соблюдать правила безопасности и помогать всем, кто нуждается».

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Ребята, кто готов выполнять муравьишкино правило? (ответы детей).У муравьишки есть к вам просьба.

Муравей: Во время вашего путешествия научите учеников лесной школы различать звуки и буквы «С» и «Ш».

Логопед: В путь!

II Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания 1

. Дифференциация звуков «С» и «Ш»

Воспитатель: Прислушайтесь. Слышите? В лесу подул тёплый ветерок Ш-Ш-Ш-Ш. И мы подуем Ш-Ш-Ш-Ш. (Дети: Ш-Ш-Ш-Ш).

Воспитатель: А сейчас дует холодный ветерок С-С-С-С. И мы подуем С-С-С-С. (Дети: С-С-С-С).

Воспитатель: Какой звук мы произносили, когда пели песенку теплого ветра? (Дети: звук [Ш]).

- А какой звук произносили, когда пели песенку холодного ветра? (Дети: звук [С]).

-Как вы думаете, с какими звуками мы будем играть?

(Дети: звуки [С] и [Ш]).

Правильно, мы будем различать звуки [C] и [Ш].

2. Произношение изолированного звука

Воспитатель: На каком транспорте мы с вами приехали в лес? На каком транспорте в лес приехали другие туристы? (На экране высвечивается легковая машина).

- Какие звуки издаёт насос? (Дети: С-С-С-С).

-Что произошло с машиной? (Ответы детей. Спустило колесо у машины).

-Ребята, как вы думаете, нужна ли наша помощь? (Дети произносят звук: С-С-С, имитируя накачивание шин). Замечательно накачали шины.

- Ребята, кто это шипит? Может колесо спускает? (На экране высвечивается змея).

- А как шипит змея? (Дети: Ш-Ш-Ш-Ш). Покажите все, как шипит змея. (Ответы детей).

Змея: Ребята предлагаю вам побывать в лесной школе.

3.«Опиши звук» характеристика звуков.

Воспитатель: Мы с вами оказались в лесной школе. Помогите лесным жителям справиться с заданиями. (Заставка лесной школы на экране).

-Ребята, давайте вместе вспомним, что же мы знаем о звуках [С] и [Ш]. На какие природные звуки они похожи? (С-С-С – звук воды, Ш-Ш-Ш – шипение змеи).

- Опишите звук С. Какой он (согласный, твёрдый, глухой?

- Опишите звук Ш. Какой он (согласный, твёрдый, глухой?

-Правильно. Чем эти звуки похожи?

-Верно. Они похожи. 1: они оба согласные; 2: они оба твёрдые; 3: они оба глухие.

4. Интерактивная игра с картинками «Где спрятался звук?» (развитие фонематического слуха).

Интерактивная игра с картинками. На интерактивной доске появляются картинки, в названиях которых есть необходимые звуки. Слова со звуком[с]: собака, кот, ворона, сок, дом, маска, дерево, зонт, ананас. Слова со звуком[ш]: шуба, лист, лошадь, кошка, бегемот, шляпа, кошка, тетрадь, душ.

Воспитатель: Дети, звук [с] спрятался в словах, давайте найдём его? (Ответы детей.)

- Посмотрите внимательно на экран, сейчас там будут появляться картинки, когда увидите картинку, в названии которой есть звук [с], хлопните в ладоши.

- Молодцы, правильно определяли слова, в которых есть звук «С». А теперь и звук [ш] спрятался в словах, давайте найдём его? Когда увидите картинку, в названии которой есть звук [ш], хлопните в ладоши.

- Вы молодцы. Все справились с заданием. Предлагаю вам отдохнуть.

-Посмотрите. Наш знакомый муравей. Почему он такой грустный? (ответы детей).

Улучшим настроение муравью? Поможем ему?

5. Логоритмическая игра «Муравей» (на экране заставка «муравейник»)

Дети гурьбой, неторопливым шагом идут в гости к «муравью» (ребенок в шапочке муравья, проговаривают слова:

На пригорке у ручья

Повстречали муравья.

- Здравствуй, милый муравей!

Принимай к себе гостей!

«Муравей». Я гостей встречать люблю,

Сладким чаем угощу,

Но сначала поиграем,

Кто проворнее – узнаем.

Дети разбегаются, «муравей» старается их поймать. Тот, до кого он дотронулся, садится на стульчик.

Когда «муравей» поймает несколько детей, педагог отмечает самых ловких, которые ему не поймались.

По окончании игры «муравей» приглашает всех детей в хоровод.

Хоровод «Мы в зеленые луга пойдем», слова и музыка Н. Леви (может даваться с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения).

6. Деление слова на слоги звуко-буквенный анализ.

(на интерактивной доске схематически цветом обозначаются звуки в словах «шар», «сок»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что здесь изображено? (шар воздушный, сок).

- Правильно.

- Ребята, если мы составим схему слова «ШАР», то сможем вернуться домой на воздушном шаре. Из скольких частей состоит слово ШАР. (Дети хлопают).

- Из одного. Правильно. А какой тут первый звук (Дети: Ш)

- Какой этот звук? Давайте вспомним (согласный, твёрдый, глухой)

Ребенок 1: согласный; ребенок 2: твёрдый; ребенок 3: глухой

Воспитатель: А какой второй звук? Послушайте: Ш-а-а-а-а-р. (произносит, выделяя голосом). (Ответ детей: второй – А).

- Какой этот звук? Давайте вспомним (гласный, поётся)

Ребенок 1: гласный; ребенок 2: поётся.

Воспитатель: Теперь послушайте внимательно, какой третий звук? ш-а-Р (произносит, выделяя голосом) (Дети: третий - Р).

-Какой этот звук? (согласный, твердый, звонкий).

Ребенок 1: согласный; ребенок 2: твёрдый; ребенок 3: звонкий.

Воспитатель: А теперь разберем второе слово. Если правильно разберем слово «СОК», то мы, туристы, получим вкусный перекус.

Из скольких частей состоит слово СОК? (Дети хлопают, отвечают).

В слове «Сок» назовите первый звук (Дети «С»).

Логопед: Какой этот звук? Давайте вспомним (согласный, твёрдый, глухой).

Ребенок 1: согласный, ребенок 2: твёрдый, ребенок 3: глухой.

Воспитатель: Назовите второй звук? Послушайте: С-о-о-о-о-о-к. (произносит, выделяя голосом) (Ответ детей: второй – О).

- Какой этот звук? Давайте вспомним (гласный, поётся)

Ребенок 1: гласный, ребенок 2: поётся.

Воспитатель: Назовите третий звук? с-о-К (произносит, выделяя голосом) (Ответ детей: третий - К).

- Какой этот звук? (согласный, твердый, глухой).

Ребенок 1: согласный, ребенок 2: твёрдый, ребенок 3: глухой.

- Молодцы ребята, вы справились с этой игрой.

7. Игра "Допиши-ка"

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Вами поиграем в игру "Допиши-ка". Присядьте на «пенечки», возьмите карточки со словами и допишите буквы С или Ш.

Карточки со словами: камы-Ш, коко-С, ду-Ш, троллейбу-С,

каранда-Ш, малы-Ш, какту-С, шала-Ш, глобу-С, ланды-Ш, коло-С.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Мне понравилось, как вы справились с заданием. Вам благодарны лесные жители за помощь в выполнении заданий.

8. Релаксационное упражнение для мышц рук, ног и корпуса «цветочек»

Воспитатель: Ребята, вы сегодня долго путешествовали по лесу, помогали нуждающимся, а теперь я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Цветочек». Вот лесная полянка, но на ней нет цветов. Чтобы порадовать лесных жителей, давайте вырастим цветы на полянке.

Представьте, что мы с вами цветочки. Выглянуло солнышко, и мы, цветочки, начинаем расти и тянуться к солнышку. Тянемся, напрягаем все мышцы. Какие красивые цветочки растут.

Вот солнышко спряталось, головка цветка поникла, расслабьте плечи, опустите голову. Наклонитесь вперед, подогнув колени — “цветочек закрылся”. Цветочек уснул. Пора возвращаться домой. На чем мы можем возвратиться? (на воздушном шаре).

III Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия. Логопед: Вам понравилось путешествовать и играть?

Вспомните, кому мы сегодня помогали? (Ответы детей: накачали колесо, помогли выполнить задания в лесной школе, улучшили настроение муравью, вырастили цветы на лесной полянке).

Зачем мы это делали? (ответы детей).

- Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чём (чем?

- С какими звуками и буквами вы сегодня играли? (ответы)

При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

Почему, как вы думаете?

Кто из вас чему сегодня научился? (научились следить за произношением звуков в речи)

Публикации по теме:

Фоторяд для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по лесу в середине лета»Фоторяд для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по лесу в середине лета» Пройдет совсем не много времени, и наши дети опять соберутся все вместе, соскучившись по своим друзьям, переполненные впечатлениями о.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего дошкольного возраста Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель: формировать у дошкольников представления о состоянии природы.

Конспект занятия по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Цели: - познакомить детей с правилами дорожного движения; - помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных.

План-конспект  «Добрая прогулка» для детей старшего дошкольного возрастаПлан-конспект  «Добрая прогулка» для детей старшего дошкольного возраста «Что слаще всего? Что слаще всего?- Я спросил у ребят. -всласть выспаться,- Сони, зевая, бубнят. Сластёны, зажмурясь, кричат- -Леденец.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Лесная аптека»Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Лесная аптека» Праздник осени 2017г. Лесная аптека /старшая, подготовительная группы/ ВЕД. Заглянул сегодня праздник в каждый дом, Потому что бродит осень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по коррекции ОНР III уровня «Лесная прогулка»
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 21:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по коррекции ОНР III уровня «Лесная прогулка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Баланова (УИ 1467545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД