Елена Белослудцева
«В сад — за фруктами». Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР 3 уровня (1 год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Совершенствовать умения согласовывать числительные с существительными (коммуникация, познание)
2. Закрепить умения детей образовывать новые слова: существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами, относительные прилагательные (коммуникация).
3. Активизировать словарь по теме фрукты (коммуникация).
1. Развить фонематическое восприятие: выделение первого и второго звука в сочетаниях ау, уа.
2. Совершенствовать слуховое и зрительное внимание (коммуникация)
Публикация «„В сад — за фруктами“, Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР 3 уровня (1 год обучения)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Младшая группа
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
3. Совершенствовать динамическую координацию пальцев левой и правой руки, координацию речи с движением (здоровье, физическая культура) артикуляционную моторику, речевое дыхание (здоровье)
4. Совершенствовать наглядно-действенное, наглядно образное и логическое мышление (познание)
1. Воспитывать положительное отношение к занятию, доброжелательность (социализация)
2. Воспитывать стремление прийти на помощь в трудной ситуации (социализация).
3. Воспитывать стремление к речевой активности (социализация).
Форма организации детей на занятии:
дети сидят за столами, стоят полукругом, передвигаются по кабинету
Формы организации совместной деятельности:
1. Двигательная: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, согласование речи с движением.
2. Коммуникативная: беседа о фруктах, Словесные игры «Назови какой», «Назови ласково», «Подбери слово», «Один-много», «Сравни фрукты». загадывание загадок, .
3. Игровая: создание игровой ситуации: «Дорога в сад», «Сбор фруктов», «Дорога в детский сад», «Встреча с садовником».
4. Продуктивная: «Почини корзинку»
Предварительная работа: рассматривание фруктов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу. Упражнение детей в образовании существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов и образовании относительных прилагательных. Дифференциация звуков [а], [у]. Проведение упражнения на согласование речи с движением: «Корзинка», «В саду яблоки поспели»
Индивидуальная работа: оказание индивидуальной помощи детям при выполнении пальчиковых упражнений, исправление грамматических ошибок в речи детей.
Оборудование: зеркала по количеству детей; пособие с наклеенными образцами обоев и бумаги разной фактуры по количеству детей; дуга для подлезания; мяч; дерево с пятью яблоками (яблоки можно снимать); дерево с пятью спелыми сливами и несколькими зелёными сливами; дерево с пятью большими жёлтыми грушами и несколькими маленькими жёлтыми, зелёными маленькими и большими грушами; разрезанное яблоко; кусочки сливы по количеству детей;две одинаковые корзинки (одна пустая, другая с фруктами); пособие корзинка (плоскостное бумажное) с вырезанными геометрическими фигурами для игры типа: «Почини коврик»; клей, кисточки для нанесения клея по количеству детей, салфетки по количеству детей; кепка; схемы для составления предложений с противительным союзом а (символизирующие: размер, цвет, твёрдость или мягкость, наличие косточки или семян).
Ход занятия
1. Орг. момент
- Послушайте внимательно и отгадайте загадку:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся. ("фрукты")
- А где растут фрукты? ("На деревьях, в саду. ")
- Как называются деревья, на которых растут фрукты? ("Фруктовые")
2. Объявление темы и цели занятия
- Сегодня на занятии мы с вами отправимся за фруктами в сад
3. Упражнение на развитие слухового внимания
- Вы рады?
- Покажите как вы рады, улыбнитесь.
- А теперь похлопаем в ладоши? Хлопать будете после того, как я скажу «хлопайте»
- Слушайте: I (один хлопок)
- Хлопайте (дети хлопают один раз)
- Слушайте: II (два хлопка)
- Хлопайте (дети хлопают два раза)
- Слушайте: III (три хлопка)
- Хлопайте (дети хлопают три раза)
4. Упражнение на развитие тактильной чувствительности и динамической координации движений пальцев рук
- Дорога в сад не будет быстрой. Проходите, садитесь на свои места. Я вам всё расскажу.
(перед детьми пособия с наклеенными кусочками обоев и бумаги разной фактуры)
- Сначала мы пойдём по гладкой, ровной дороге. (Дети поглаживают кусочек фольги)
- Затем пойдём по шероховатой дороге. (Дети поглаживают кусочек обоев с грубой шероховатой фактурой)
- Потом мы пойдём по кочкам, поставьте мизинчики левой и правой руки на кочки. Поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки прыгайте на кочку. (Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев левой и правой руки кусочка гофрированного картона, начиная с мизинца)
- Дальше на пути песчаная тропинка. Пальчики правой руки превратились в ножки, и пошли по дорожке. Затем пальчики левой руки превратились в ножки, и пошли по дорожке. (Дети выполняют упражнение «Человечек бегает» правой затем левой рукой)
5. Упражнение на развитие артикуляционной моторики
- Добраться до сада нам поможет язычок.
- Вот мы идём по гладкой дороге. (Гладят язычок губами)
- Затем по шероховатой дороге. (Упражнение «Мясорубка»)
- Прыгаем по кочкам. (Покусывают язык зубами: «тя-тя-тя»)
- Идём по мягкому песочку. (Похлопывают язык губами»: «пя-пя-пя»)
- Дорога наша широкая. (Упражнение «Лопаточка»)
- Сворачивает дорога то вправо, то влево. (Упражнение «Часики»)
- Вот нам на пути встретилась горочка. (Упражнение: «Горочка»)
- Спустились с горочки. (Упражнение «Прокатимся с горочки»)
6. Упражнение на развитие фонематического восприятия
- А за горочкой сидит зайчик и плачет. Он потерялся. Посмотрите и догадайтесь, что он говорит? (Логопед демонстрирует двухстороннее пособие. Сначала сторону, где зайчик с артикуляцией на звук [У]. Потом сторону, где зайчик с артикуляцией на звук [А]). (Зайчик говорит:"Уа")
- Как вы догадались? ("Он сначала округлил губки и сказал звук [у], затем широко открыл рот и сказал звук [а]"
- Успокойте зайчика, скажите, чтобы он не плакал, мы ему поможем.
- Ведь мы дети знаем, что когда заблудишься надо кричать. ("Ау)
- Какой первый звук надо сказать?
- Какой второй звук надо сказать?
- Посмотрите, зайчик обрадовался, поднял ушки и стал кричать: «АУ!» (Логопед демонстрирует двухстороннее пособие. Сначала сторону, где зайчик с поднятыми ушками и артикуляцией на звук [А]. Потом сторону, где зайчик с артикуляцией на звук [У]).
- Мама быстро нашла зайчонка по голосу. Попрощаемся с зайчиком и пойдем дальше.
7. Упражнение на развитие согласования речи с движением и развитие общей моторики
- До сада нам осталось всего несколько шагов.
Мы сначала побежим
А потом попрыгаем
И немножко отдохнём
И шагать опять начнём
- Вот и ворота сада. Проходите в ворота. (Дети пролазят под дугой для подлезания)
8. Упражнение для профилактики нарушений зрения
- Вот мы и в саду. Посмотрим вокруг:
В саду яблоки поспели,
Груши, (производят движения глазами влево, вправо)
Сливы,
Виноград. (Производят движения глазами вверх, вниз)
Этим фруктам, этим фруктам (моргают глазами)
Детский садик очень рад. (Вытягивают правую руку перед собой с поднятым указательным пальцем. Смотрят на подушечку указательного пальца с приближением его к носу.)
9. Упражнение в образовании множественного числа имён существительных
- В саду на деревьях не один плод, а плоды.
(Логопед бросает мяч детям)
- Не одно яблоко, а. ("яблоки")
- Не один персик, а. ("персики")
-Не один апельсин, а. ("апельсины")
- Не одна груша, а. ("груши")
- Не слива, а. ("сливы")
- Не абрикос, а. ("абрикосы")
10. Упражнение на образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов
- Давайте порадуем фрукты, назовём их ласково.
(Игра с мячом)
- Яблоко -. ("яблочко")
- Груша -. ("грушка")
- Слива -. ("сливка")
- Лимон -. ("лимончик")
- Мандарин -. ("мандаринчик")
- Апельсин -. ("апельсинчик")
11. Упражнение на развитие речевого дыхания
- А сейчас закройте глазки и попытайтесь узнать по запаху фрукт. ("Это яблоко. ")
- Давайте сделаем вдох и на выдохе произнесём: «Ах, как вкусно пахнет!»
12. Лексико-грамматические упражнения
- Первое дерево, к которому мы подойдём – это яблоня. Проходите в сад. (Дети садятся)
- Посчитаем хором, сколько яблок выросло на яблоне. ("Одно яблоко, два яблока. пять яблок")
- А сейчас Даша посчитает яблоки. А я её прерву. ("Одно яблоко. ")
- Подожди, Даша. Скажите, дети, что делает Даша? ("Даша считает яблоки. ")
- А теперь продолжай считать. ("Два яблока, три яблока. пять яблок")
- Чтобы собрать яблоки, надо сказать красивые слова. Ответить на вопрос «Какое яблоко?»
("Яблоко вкусное, сочное, спелое. ")
- Следующее фруктовое дерево, угадаете по вкусу плода. ("Это слива. ")
- Посчитайте только спелые сливы. (Ребёнок считает сливы)
- Чтобы собрать сливы, надо сказать, что мы из них можем приготовить. ("Сливовый компот, сливовый сок,. ")
Упражнение на закрепление умения распознавать геометрические фигуры
- Ой, наша корзинка, кажется, не выдерживает, столько фруктов. На ней появились трещинки. (Логопед показывает пособие «Корзинка», аналогичное пособию «Почини коврик». На «корзинке» вырезаны геометрические фигуры). Надо корзинку починить. Я приготовила заплатки, мы их приклеим к корзинке, и она не развалится. Подходите, дети, берите заплатки, намазывайте их клеем и приклеивайте к корзинке.
13. Упражнение на согласование речи с движением
- Мы знаем стихотворение о корзинке.
Стояла корзинка на полке без дела
Скучала, наверно, все лето она
Вот осень пришла и листва пожелтела,
Настала пора собирать урожай
Корзинка довольна
Она удивилась
Что так много фруктов в саду уродилось!
14. Лексико-грамматические упражнения
- У нас остались не собранными плоды с ещё одного дерева. Догадайтесь, с какого?
Плод похож на неваляшку
Носит жёлтую рубашку
Тишину в саду нарушив
С дерева упала. ("груша")
- Посчитаем сколько крупных жёлтых плодов, выросло на груше. (Логопед спрашивает одного ребёнка)
- Груши будем собирать, называя, что можно делать с грушей,
- Пойдёт собирать груши Максим, а я его прерву, задам вопрос. ("Груши можно мыть, резать,есть,. ")
- Подожди Максим. Дети, что делает Максим? ("Максим собирает груши")
- Продолжай Максим собирать груши. ("Груши можно варить, сушить")
15. Упражнение в составлении предложений с союзом а
- Ой, я слышу чьи - то шаги! Сейчас вы должны справиться без меня. Оставляю вам схему (сравнительного описания фрукта, она вам поможет.
(Логопед надевает бейсболку)
- Теперь я не Елена Владимировна, а хозяин этого сада – садовник.
- Не отдам я вам свои фрукты, пока не пойму, что вы всё о них знаете. Расскажите-ка мне, чем яблоко отличается от сливы? ("Яблоко большое, а слива маленькая. " "Яблоко твёрдое, а слива мягкая. " "Яблоко красное, а слива синяя. " "У яблока несколько семян, а у сливы одна косточка. " "У яблока маленькие семена, а у сливы крупная косточка. ")
- За то, что вы знаете фрукты, я вам дам своих лошадей, и они вас быстро домчат в детский сад.
- Позовём лошадок: «И-го-го»
- И поедем на лошадках. (Дети цокают язычками и изображают езду на лошадях)
(Логопед от имени садовника прощается с детьми и снимает кепку)
16. Итог занятия
- Вот мы и в группе.
- Скажите, где мы были на занятии? ("Мы были в саду")
- Что мы там делали? ("Собирали фрукты")
- Кому мы помогали? ("Мы помогали зайчику. ")
- Что мы починили? ("Мы починили корзинку. ")
- Вот вам и корзинка с фруктами. (Логопед незаметно меняет корзинку с нарисованными фруктами на корзинку с настоящими фруктами) Берите её и угощайте всех детей в группе.