Алла Кайнасова
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с применением кейс-технологий «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания о временах года, их отличительных признаках и их последовательностью.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения;
- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
- правильное построение сложноподчинённых предложений с использованием языковых средств для соединения их частей (чтобы, потому что);
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с применением кейс-технологий „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
-закреплять умение согласовывать прилагательные в роде и числе;
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать правильное дыхание;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику, внимание, мышление.
- развивать навыки структурирования информации;
- закреплять навыки эффективной коммуникация в процессе поиска обоснования решения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оборудование: презентация, книга без иллюстраций, картинки «признаки времен года»; мяч, часы «Времена года».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость, а что бы узнать как его зовут вам необходимо отгадать загадку.
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)
II. Основная часть.
Логопед : Молодцы! Ребята Лунтик упал к нам с Луны и ещё не успел всего узнать. Он хотел узнать, что такое «времена года», Но в книге о них исчезли все картинки и он не смог увидеть признаков разныхвремён года. (Показывает книгу без иллюстраций с пустыми страницами и текстом). Давайте поможем Лунтику всё узнать и отправимся в увлекательное путешествие по временам года и в этом нам помогут волшебные часы (Часы «Времена года»). Наше путешествие начинается! Первое время года, в котором мы побываем –зима. Давайте скажем волшебные слова и переведём стрелку.
Всех мы в зиму отправляем
Дружно стрелкой управляем
Логопед : А что бы познакомить Лунтика с зимой мы с вами немного поиграем.
Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чё м я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает. (сосулька)
А какие признаки зимы вы ещё знаете?
Логопед :
Молодцы ребята! А что бы рассказать о зимних забавах мы с вами поиграем в язычок.
Сказка «Как Язычок лепил снеговика»
• Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко
(открывать и закрывать рот под счет до 5) «Окошко»
• и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки всё — было укрыто белым снегом.
• Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся
(широко улыбнуться, показав зубы) «Заборчик»
• посмотрел вверх на солнышко
(поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5) «Качели»
• потом вниз на снежок
(опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели»
• и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку,потом другой (надуть правую щеку)и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать).
• Когда снеговик был готов язычок призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой,
• из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед,
• Вот какого снеговика слепил Язычок!
Логопед : Ну вот, о Зиме мы всё рассказали,а следующее время года какое? (Весна). Давайте передвинем стрелки волшебных часов.
Всех в весну мы отправляем
Дружно стрелкой управляем
Логопед : Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,. с крыш капают сосульки,. прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т. д.).
Логопед : Молодцы, Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами. А пока наши стрелки не перешли в следующее время года, давайте проведём весеннюю разминку.
Физкультминутка «Весна»
Снова нет ручьям покоя – День и ночь журчат в кустах Бегут по кругу друг за другом,
Ходит солнце золотое в чистых-чистых небесах. Спокойно идут друг за другом,
Льет лучи на лес и луг Приседают – встают
И на все цветы вокруг «цветок» над головой
Логопед : Ну что, нам пора дальше в путь.
Всех мы в летоотправляем
Дружно стрелкой управляем
Логопед : Вот мы с вами и перешли к новому времени года –Лето. Ребята скажите:
- Лето, какое? (Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое).
Логопед : Ребята посмотрите, у нас на полянке выросли одуванчики, давайте возьмем и подуем на них.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, что бы все пушинки слетели с одуванчика.
Кейс-ситуация
Логопед : Ребята, посмотрите, сколько бабочек на поляне, они очень нравятся Лунтику. Он предлагает и все поймать и забрать в детский сад, чтобы все дети на них любовались Вы согласны? А почему? Проблемная ситуация
Вы большие знатоки, я думаю Лунтик понял, что бабочек нельзя ловить и забирать домой.
Логопед : А каких еще насекомых взнаете?А чем они отличаются друг от друга внешне (размером, окрасом, формой). А почему у ни разный окрас? А сейчас мы проверим на сколько хорошо вы различаете окрас разных насекомых?
Логопед : Молодцы, у вас все замечательно получилось. Посмотрите, наши стрелки торопятся к заключительному времени года и это …Осень.
Всех мы в осень отправляем,
Дружно стрелкой управляем
Логопед : А теперь поиграем в игру и покажем сои знания об этом времени года. Для этого встаньте в круг. Кому я кину мяч, тот мне и отвечает. Дети становятся в круг, логопед бросает мяч и называть слово, ребенок поймавший мяч, повторяет это же слово, но со словом «осенний».
Месяцы - … (осенние месяцы).
День - … (осенний день).
Погода - … (осенняя погода).
Утро - … (осеннее утро).
Ночь - … (осенняя ночь).
Солнце - … (осеннее солнце).
Гроза - … (осенняя гроза).
Дождь - … (осенний дождь).
Цветы - … (осенние цветы).
Одежда - … (осенняя одежда).
Отпуск - … (осенний отпуск).
Каникулы - … (осенние каникулы).\
Игра «Назови лишний признак, лишнюю картинку» :
- улетели птицы, зеленеет травка, голые деревья, низкие тучи;
- холодные дожди, тают сосульки, листопад, снег с дождём;
- три картинки с изображением осени и одна с изображением лета.
Логопед : Молодцы, дети. У меня появилась интересная идея. Раз уж вы знаете все признаки времён года, давайте нарисуем иллюстрации в пустую книгу Лунтика, а помочь нам попросим Ирину Николаевну.
Воспитатель: Для того, чтобы размять наши пальчики давайте сделаем гимнастику.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Взяли кисточки опять.
Постучали, повертели
И работать захотели
Логопед : Вот и подошло наше путешествие к концу! У вас получились яркие иллюстрации, когда они высохнут мы обязательно вставим их в книгу «Времена года». Лунтику очень понравилось с вами путешествовать. Спасибо за работу.