Галина Поломошнова
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «Дифференциация звуков Ж-З-ЗЬ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков Ж – З—ЗЬ.
Программные задачи.
Образовательная:
1) Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;
2) Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза;
3) Закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог;
4) Составление слов из разрезной азбуки;
5) Составление предложений и схем к ним;
6) Упражнение в словообразовании при помощи суффиксов –ЧИК, -ИЩ;
7) Уточнение лексического значения слов «пасту’шки», «пастушки’»;
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, „Дифференциация звуков Ж-З-ЗЬ“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
8) Активизация словаря детей.
Развивающая:
1) Обучение детей отгадыванию загадок;
2) Умение координировать речь с движением;
3) Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти;
4) Развитие зрительного восприятия.
Воспитательная:
1) Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.
Оборудование: карточки с изображением букв Ж, З, схема характеристики звуков (колокольчики, круги синего и зелёного цветов, карточки с недописанными буквами, кружки для звукового анализа, схемы-полоски предложений, картинки: зима, зайчик, замок, жуки, дождик, жаба, 3 загона и картинки животных: жираф, заяц, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе; буквы из разрезной азбуки, мяч.
Ход НОД:
1. Орг. момент
-- Сядет тот, кто догадается, какую букву я не дописала.
2. Ввод в тему.
Логопед выставляет на стол куклу мальчика и девочки.
-- Сегодня на занятие к вам пришли малыши Зина и Жора с просьбой научить их различать звуки, с которых начинаются их имена.
-- С какого звука начинается имя Жора? (Со звука [Ж])
-- Что вы знаете об этом звуке? (Звук [Ж] –согл., звонк., твёрдый)
-- Как мы его произносим? (Зубы сомкнуты, губы «рупором», язык «чашечкой» поднят вверх)
-- На что похожа буква Ж? Вспомните стихотворение.
Буква Ж – жук на дорожке,
У жука четыре ножки.
-- А какой первый звук в имени Зина? (Звук [З’])
-- Какой буквой обозначаем этот звук? Прочтите стихотворение об этой букве.
Буква «З» как змея,
Извивается она.
-- Вспомните, что вы знаете о звуке [З]? (Звук [З] – согл., звонк., тв. /мягк.)
-- Назовите слова с тв. [З].
-- А теперь с [З’]
-- Сравните звуки [Ж] и[ З]. Что общего? В чём разница?
-- Как произносим звук [З]? (зубы «заборчиком», губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы).
-- По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.
-- Теперь моя рука – это ваш язык. Озвучьте.
3. Игра «Замени звук» (с перекидыванием мяча)
За—жа жо—зо зу—жу жи—зы…
Зал – жал луза – лужа залей—жалей везу—вяжу…
Кожи—козы рожок – разок зевать – жевать наживать – называть…
4. Загадки слов, букв, звуков.
-- Жора и Зина приготовили вам загадки:
После того, как дети назовут правильный ответ, логопед выставляет на наборное полотно картинки отгадок.
1) У косого нет берлоги, 2) Висит над крылечком,
Не нужна ему нора. Свернувшись колечком,
От врагов спасают ноги, Не лает, не кусает,
А от голода – кора. (Зайчик) А в дом не пускает. (Замок)
3) Знаю точно я сама: 4) В болоте живёт,
После осени … (Зима) Мошек и комаров жуёт. (Жаба)
5) Без пути и без дороги 6) Шесть ног без копыт,
Ходит самый длинноногий, Летит – жужжит,
В тучах прячется во мгле, Упадёт – землю роет. (Жук)
Только ноги на земле. (Дождик)
Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.
-- Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.
Сделайте звуковой анализ своих слов.
-- Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.
5. Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за стол тихо сесть.
6. Игра «Пастушки».
-- Жора и Зина просят о помощи. Пока вы делали зарядку, они узнали, что в зоопарке случилась беда. Кто-то открыл клетки, все животные вышли и свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места. Посмотрите, кто же это.
Логопед выставляет картинки животных и называет их.
-- Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.
-- В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)
-- А это кто скачет: первый звук [З], последний – [Ц]? (Заяц)
-- Первый звук [З’], а последний – [А]. (Зебра)
-- У какого животного последний слог – ЗА? (Коза)
-- В названии этих животных есть такие буквы: Ё,Ж; М,О,Р,Ж.
-- А здесь слоги перепутались: ГА-ЛИ-ЗЕ; ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.
-- Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны. На время вы станете пастушка’ми и пасту’шками. Кто это такие? (Это люди, которые пасут стадо, следят за животными).
-- А в чём разница между словами «пастушки’» и «пасту’шки»? («Пастушки’» -- мальчики, а «пасту’шки» -- девочки). Вы обратили внимание на ударение?
-- Вот вам задание. Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище).
Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. Если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.
Дети выполняют задание.
Определяют количество слогов и ударный звук.
7. Итог.
-- Молодцы! Вы очень хорошо справились с таким трудным заданием. Я вами горжусь! Ну вот и пришла пора прощаться с Жорой и Зиной. Какие звуки вы учились вместе с ними различать? Какие задания понравилось выполнять?
Литература:
1. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение».- М., «Просвещение», 1994г.
2. Останина Е. В. «Буквы я запоминаю сам по картинкам и стихам».-М., «Гном и Д», 2005г.