Елена Челюканова
Конспект логопедического занятия по развитию звуковой стороны речи для детей старшего возраста «Звук и буква Ф»
Тема: Звук и буква Ф
Цель: Четкое произнесение и характеристика звука Ф. Звуковой анализ слогов АФ, ФУ, ОФ. Определение наличия или отсутствия звука Ф в слове. Развитие просодики.
Ход занятия
1. Оргмомент
Театр мимов. Изобразить действия фотографа, шофера, футболиста. Имитация действий повязывания фартука, шарфа.
2. Сообщение темы занятия
У нас в гостях щенок Фома. Какой первый звук в слове Фома. Сегодня будем слушать и произносить звук ф’.
3. Характеристика звука
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию звуковой стороны речи для детей старшего возраста „Звук и буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук Ф. Приложите ладошку к горлу. Поет или спит ваш голосок? (Глухой)
Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой) Каким цветом обозначается?
4. Произношение звука м в слогах.
«Дразнилки». Фома любит дразнятся: «фа-фу-фу-ки, фи- фа-фо-ны».
Фи-фи-фе-фю (сердитым голосом); фо-фа-фу-фы (ласковым голосом).
5. Развитие фонематического восприятия «Поймай звук»
а) из ряда согласных: Ф, Б, В, Ф, Н, П, В, Ф, П;
б) из слогов : АВ, АФ, БО, ФО, ГУ, ПУ, ФЭ.
в) из слов: Фата, ваза, бочка, факел, шар, вата, форма
6. Анализ слогов АФ, ФУ, ОФ
Фома спрашивает: «Зачем вам эти разноцветные квадратики?» Обозначьте ими звуки слога АФ
А давайте будем фокусниками и превратим АФ в ФА, а теперь ФА в ФЯ.
7. Физминутка
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала: Идут по кругу, взявшись за руки.
Чашечку собачка
Моет языком,
Хрюшка собирает
Крошки под окном, Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.
Присели, делают ритмичные наклоны головой.
По столу котище
Лапою скребет, Встали, делают руками движения к себе.
Половичку козочка
Веником метет. «Метут» пол.
8. Произношение звука в словах. Нахождение места звука в слове (3 слова)
Давайте подарим Фоме слова со звуком Ф.
Дети подбирают слова со звуком Ф и в трех словах определяют местонахождение звука.
9. Развитие просодии
Чтение стихотворения Т. Сапгир «Футбол».
Сказала тетя: «Фи, футбол!»
Сказала мама: «Фу, футбол»,
Сестра сказала: «Ну, футбол.» —
А я ответил: — «Во, футбол!»
10. Знакомство с буквой Ф
Буква Ф надула щёки,
Нос задрала, руки - в боки!
Ничего себе! Однако!
Эта Буква - задавака!
Н. Манжос
Дети прописывают букву в воздухе, выкладывают из карандашей, прописывают в тетрадях.
11. Итог занятия
Что нового узнали на занятии?
С какой буквой познакомились?