Елена Челюканова
Конспект логопедического занятия по развитию звуковой стороны речи для детей старшей группы «Звук и буква Х»
Тема: Звук и буква Х
Цель: Четкое произнесение и характеристика звука Х. Звуковой анализ слова ХОМА. Определение наличия или отсутствия звука Х в слове, нахождение положения звука Х в слове. Развитие фонематического слуха.
Ход занятия
1. Оргмомент
Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну ЗВУКЛЯНДИЮ. Вы готовы? Проверим ваш язычок, готов ли он разговаривать? (артикуляционная гимнастика).
Проверим ваши ушки, готовы ли они слушать? (самомассаж ушей).
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию звуковой стороны речи для детей старшей группы „Звук и буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Проверим ваши глазки, готовы ли они смотреть? (самомассаж глазных яблок).
Проверим ваши пальчики, готовы ли они писать? (массаж рук и пальцев).
Проверим ваш мозг, готов ли он думать? (самомассаж висков).
А на чём же мы сегодня отправимся в путешествие! Послушайте внимательно, может быть, по звучанию транспортного средства вы догадаетесь, на чём предстоит нам отправиться в путь? Звучит фонограмма «Смех, хохот» (Дети смеются в недоумении)
- Я предлагаю вам отправиться сегодня на СМЕХОЛЁТЕ или по-другому его называют ХОХОЛЁТ. А почему у него такое название? (ответы детей)
- Ну, что готовы к взлёту? Глубоко вдохнули, выдохнули; улыбнулись, расправили крылья, завели моторы и полетели. (Дети под звук фонограммы «Смех, хохот» имитируют полёт, садятся на свои места за рабочие столы)
2. Сообщение темы занятия
-Ребята, в стране Звукляндии нас должен встретить мой друг, а кто это, отгадайте загадку:
ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК ЗЕРНА ЗАПАСАЕТ ВПРОК.
ЩЕКИ НАБИВАЕТ ТАК…
ЭТО ДЕЛАЕТ…. (ХОМЯК)
-Правильно, нас ждет хомяк Хомка.
Логопед показывает игрушку – Хомяк лежит - спит
-Ребята, смотрите, Хомка спит. Как вы думаете, с каким звуком он хотел нас сегодня познакомить? (Дети отвечают - [Х])
-Сегодня мы встретимся со звуком [Х], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает этот звук на письме.
Развитие фонематического восприятия «Поймай звук»
- Почему же он спит? А-а! Я знаю, он проснется, когда мы поиграем в игру «Поймай звук Х».
Давайте скорее играть в нее.
3. Характеристика звука Х по артикуляционным и акустическим признакам.
- Давайте произнесем звук Х, что это за звук, охарактеризуйте его. (Дают характеристику по схеме)
Выберите Гномика – символ звука Х.
4. Придумывание слов со звуком Х
Подарите Хомке слова с его любимым звуком.
5. Звуковой анализ слова
Ребята, давайте сделаем звуковой анализ имени ХОМА
6. Физминутка
Хомка – хомка, хомячок, полосатенький бочок. Повороты в стороны.
Хомка раненько встаёт, щечки моет, шейку трёт. Потягивание, «умывание».
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку. Имитация подметания.
Раз-два-три-четыре-пять – хомка хочет сильным стать. Сгибание рук в локтях.
7. Нахождение места звука Х в слове
Хомячок предлагает определить место звука Х в словах (хвост, горох, петух, ухо)
Определите, где находится звук Х в этих словах.
8. Дидактическая игра «Замени звук»
А вот новое задание от хомячка. Замените первый звук в словах на звук [х] :
салат — халат сор — хор шрам — храм голод — холод год — ход Глеб — хлеб
9. Знакомство с буквой Х
Х на ножницы похожа
Но в работе, а не лежа.
Хочешь – порешь, хочешь – шьешь,
Хочешь – сам себя стрижешь.
На что похожа буква Х?
Ответы детей.
Чем отличается звук от буквы?
Дети прописывают букву в воздухе, выкладывают из карандашей, прописывают в тетрадях.
10. Итог занятия
Кто пришел к нам в гости?
С каким звуком он нас познакомил?
С какой буквой мы познакомились?