Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия «Помощники почтальона Печкина» (3 кл, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания) (1 фото)

Надежда Епифанова
Конспект логопедического занятия «Помощники почтальона Печкина» (3 кл, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания)
▼ Скачать + Заказать документы

Целькоррекция нарушений письменной речи и дифференциация [с]-[ш] в словах.

Задачи:

• Познавательные:

- уточнить артикуляцию [с] и [ш];

- закрепить знания о характеристиках звуков;

- стимулировать речевую активность учащихся;

- развивать звуко-слоговой анализ слов.

• Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ;

Публикация «Конспект логопедического занятия „Помощники почтальона Печкина“ (3 кл, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания)» размещена в разделах

- совершенствовать графомоторные навыки и общую моторику;

- развивать ВПФ: зрительное внимание и память;

- совершенствовать навыки словоизменения (согласование имен прилагательных с именами существительными).

• Воспитательные:

- развивать у детей навык взаимодействия в коллективе;

- прививать культуру поведения;

- формировать умение слушать и слышать товарищей.

Оборудование: индивидуальные зеркала; тетради и письменные принадлежности; мультимедийная установка; презентация «Помоги почтальону Печкину»; мяч; индивидуальные карточки с заданием на развитие звуко-слогового анализа слов.

Ход занятия:

Организационный момент:/i]

Учитель-логопед:

Здравствуйте, ребята!

Начинается урок,

Рты закрыли на замок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки – все на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.

Вводная часть: Учитель-логопед: Сегодня мы с вами не только продолжим различать [с] и [ш] в словах, но и поможем нашему гостю. Но прежде чем он придет, давайте потренируемся в произношении этих звуков.

Основная часть:

1. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики: Учитель-логопед: Взяли свои зеркала, выполняем упражнения и следим за движением руки.

А) для губ: - «Заборчик» (Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз. На счёт «один» пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5).

- «Трубочка» (Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счёт «один» согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу. Удерживать в таком положении, не смыкая с большим пальцем, под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5).

Б) для языка: - «Качели» (Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счёт «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз).

- «Киска сердится» (Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счёт «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах, удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5).

- «Чашечка» (Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счёт «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5).

2. Уточнение артикуляции звуков: Учитель-логопед: А теперь дружно произнесем [с] ([ш]) и ответим на мои вопросы (ответы на вопросы по каждому из звуков).

1. В каком положении находятся губы и зубы?

2. Язык широкий или узкий? Что делает язык?

3. Горлышко звенит или нет?

4. Воздушная струя при произношении теплая или холодная? Куда направлена? Делаем вывод, какой это звук: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Дети: При произношении [с] губы в улыбке, между зубами небольшая щель. Язык широкий, кончик языка находится за нижними зубами. Горлышко не звенит. Струя воздуха холодная, направлена вниз. [с] – согласный, потому что есть преграда, твердый и глухой.

При произношении [ш] губы круглые, вытянуты вперед, между зубами щель. Язык в форме чашечки, кончик поднят вверх. Горлышко не звенит. Воздух теплый, идет вверх. [ш] – согласный, твердый и глухой.

(Слайд 1)

Учитель-логопед: Молодцы!

(Слайд 2)

Сегодня мы будем помогать нашему другу: почтальону Печкину.

(Слайд 3)

Шарик и кот Матроскин отправили посылки, которые почтальон Печкин должен доставить до адресатов. Готовы помочь ему, ребята?

Дети: Готовы!

3. Игра «Внимательные ушки» (развитие фонематического восприятия)

Учитель-логопед: Дети, послушайте внимательно и ответьте, какой первый звук в кличке Шарик?

Дети: Первый [ш].

Учитель-логопед: Верно. А шестой звук в кличке Матроскин?

Дети: [с].

Учитель-логопед:

(Слайд 4)

Обратите внимание на экран. Помогите Печкину разобраться в перепутанной почте. В посылки от Шарика мы отдаем предметы, в названиях которых есть [ш], а от Матроскина – со [с].

(Слова: шарф, сыр, карандаш, носки, сачок, чашка, ананас).

(Дети по очереди выполняют задание).

4. Задание на развитие фонематического анализа (простая форма)

Учитель-логопед: Справились с заданием, молодцы!

(Слайд 5)

Но прежде чем Печкин отправится к адресатам, ему нужно удобно разместить в сумке все посылки. Для этого, ребята, ему необходима ваша помощь. Вам нужно распределить предметы в сумке так, чтобы в первом отделении были слова со [с] или [ш] в начале слова, во втором – в середине, а в третьем – в конце слова. Задание понятно? Тогда приступаем по очереди.

(Дети выполняют задание).

5. Игра «Какой звук по счету?» (развитие сложной формы фонематического анализа)

Учитель-логопед:

(Слайд 6)

Пока почтальон Печкин ехал, ему стало скучно и он решил поиграть с вами в игру «Какой звук в слове по счету?» Заранее он передал мне загаданные слова с нашими непослушными звуками. Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте и отвечайте на мой вопрос. Например, я задаю вопрос: «Какой по счету [с] в слове собака?» (Дети: Первый).

(Слова: капуста, косы, шапка, солнце, кувшин, часы, кошка, машина, крыша, лес).

(Дети отвечают на вопросы).

6. Минутка правописания (развитие графомоторных навыков и дифференциация С-Ш).

Учитель-логопед:

(Слайд 7)

Поторопившись, Печкин совсем забыл заполнить документы на почте. Ребята, поможем ему успеть выполнить все поручения? Обратите внимание на доску. Здесь зашифрованы адресаты, которым почтальон уже принес почту. Спишите эти слова в тетрадь, обращая внимание на стрелки. Давайте повторим, что они обозначают?

Дети: Стрелка вниз обозначает [с], потому что кончик языка находится внизу, а стрелка, направленная вверх, - [ш].

Учитель-логопед: Верно. Задание понятно? Приступаем к выполнению, а затем проверим.

(Дети записывают в тетрадь слова и проверяют результат).

7. Физкультминутка (игра с мячом «Услышь ошибку»).

(Слайд 7 - фон)

Учитель-логопед: Ребята, вы помогли почтальону Печкину справиться с заданием. А пока он едет дальше, мы с вами немного разомнемся. Вставайте около своих парт. Сейчас я буду по очереди кидать вам мяч и называть слово. Будьте внимательны, некоторые слова звучат неверно. Ваша задача поймать мяч и, кинув его обратно, назвать мне правильное слово.

(Слова: Шосна, хороСо, машина, Шушка, солнышко, кукуСка, колесо, игруСка, Сапка).

(Дети кидают мяч и называют слова).

8. Задание на индивидуальных карточках (раздаются перед выполнением упражнения).

(Слайд 8)

Учитель-логопед: Ребята, почтальон Печкин очень хочет проверить, как вы научились разбираться в звуках [с] и [ш]. Выполнив следующее задание, вы поможете ему преодолеть водоем, встретившийся на пути нашего героя. Перед каждым из вас лежат карточки. Вам необходимо внимательно прочитать слова и выписать из них слоги со [с] и [ш] в тетрадь. Давайте первое слово выполним вместе: кактус. Какой звук [с] или [ш] у нас есть в этом слове?

Дети: В слове кактус есть [с].

Учитель-логопед: Совершенно верно. Поэтому мы выписываем в тетрадь слог со [с]. Какой это будет слог в слове «кактус»?

Дети: Слог «тус».

Учитель-логопед: Теперь выполняем задание самостоятельно. Затем проверяем вместе.

Индивидуальная карточка:

Конспект логопедического занятия «Помощники почтальона Печкина» (3 кл, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания)

(Ученики выполняют задание и совместно с логопедом проверяют выписанные слоги).

9. Игра «Что изменилось?» (развитие зрительного внимания и памяти)

Учитель-логопед:

(Слайд 9)

Дети, вы молодцы, с вашей помощью почтальон Печкин смог преодолеть этот водоем. Нашему герою осталось проехать совсем небольшое расстояние. К тому же он уже когда-то был в этих местах, поэтому помнил, как выглядит дом кошки Муськи.

(Слайд 10)

Посмотрите внимательно на экран, а теперь закройте глаза. По моей команде открывайте их. Итак, открываем глаза. Что изменилось?

(Дети рассматривают картинку и называют, что на ней изменилось).

10. Упражнение «Поставь слова в нужную форму» (задание на согласование имен прилагательных с именами существительными)

Учитель-логопед:

(Слайд 11)

Ребята, ну вот наш сегодняшний герой прибыл с посылками к Кошке Муське и собаке Лайке. Вы ему в этом помогли. Надеюсь, поможете и адресатам. Они написали письмо Шарику и коту Матроскину и очень просят вас проверить его. Ваша задача раскрыть скобки и поставить слова в нужную форму, а полученные словосочетания записать в тетрадь. Выполняем задание по очереди.

Заключительная часть (рефлексия):

Учитель-логопед:

(Слайд 12)

Дети, вот и наше путешествие с почтальоном Печкиным подошло к концу. Он был рад познакомиться с вами. Вы сегодня очень старались, помогали нашему гостю. Что вам больше всего понравилось на занятии? Было ли что-то, что не получалось?

(Дети отвечают на вопросы, выражают отношение к занятию).

Ребята, вы молодцы. Занятие окончено.

Список литературы:

- Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб. : Детство-пресс, 2011.

- Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р (340 упражнений на CD). – Изд-во: Национальный книжный центр, 2012.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Царица Гигиена и ее помощники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №18 г. Кировска» Конспект занятия на тему:.

Конспект физкультурного занятия в средней группе «Помощники доктора Айболита» Конспект Физкультурного занятия в средней группе «Помощники доктора Айболита» 1 Вводная часть: В одну шеренгу становись. Дети посмотрите.

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему «Помощники Всезнамуса» Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему: «Помощники Всезнамуса П. В.» Цели занятия:.

Конспект занятия «Гномы — волшебники» (на основе игр Х. Кюизенера и З. Дьенеша) Тема: «Гномы – волшебники» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: познакомить детей с методикой бельгийского математика Х.

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики — пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Волшебные помощники» Цель: составление простых описаний (внешние характеристики и функции). Задачи: o закрепить произношение звука «в», научить слышать и находить.

Конспект занятия «Помощники» Составила: воспитатель МБДОУ «ДСКВ №107» Евсеева С. В. Программное содержание: 1. Расширить и уточнить знания детей об уборке дома: мыть.

Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Практикум для родителей «Формирование.

Памятка для родителей «Скоро в школу! Дисграфия: что это и методы ее предупреждения» Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих.

Конспект занятия «Органы чувств — наши помощники» Цель: Обогащение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи: Образовательные: обогащать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Помощники почтальона Печкина» (3 кл, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания)
Опубликовано: 7 августа 2016 в 23:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Помощники почтальона Печкина» (3 кл, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Епифанова (УИ 753427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД